Николай Колядко. Как пристреливали вооружение на авианосцах

15

Николай Колядко. Как пристреливали вооружение на авианосцах

Пристрелка авиационного вооружения — очень специфическое мероприятие, особенно в условиях авианосцев. Начиналось оно с того, что на расположенной в корме платформе посадочного сигнальщика (Landing Signal Officer) поднимался штатный ветрозащитный экран из брезента, натянутого на металлическую раму, на который со стороны носа крепилась специальная мишень для «холодной пристрелки».

«Холодная пристрелка» 12,7-мм пулемётов армейского истребителя «Рипаблик» P-47 «Тандерболт» с помощью универсального комплекта Mark I. В комплекте имелись посадочные стержни для всех калибров, применявшихся в авиации США: 7,62-мм, 12,7-мм, 20-мм и 37-мм

«Холодная пристрелка» 12,7-мм пулемётов армейского истребителя «Рипаблик» P-47 «Тандерболт» с помощью универсального комплекта Mark I. В комплекте имелись посадочные стержни для всех калибров, применявшихся в авиации США: 7,62-мм, 12,7-мм, 20-мм и 37-мм

Стандартная дистанция сведения стволов американских палубных истребителей равнялась 1000 футов [305 м], и в идеале пристрелку следовало вести именно с этой дистанции в одну точку, однако полная длина полётной палубы авианосцев, например, типа «Йорктаун» составляла «всего» 244,5 метров, поэтому на мишени было три метки – центральная для прицела и расположенные на специально вычисленном расстоянии от неё боковые для крыльевых пулемётов. Поскольку на F4F-4 все стволы имели одинаковый калибр и баллистику, то этого было достаточно, в случае же вооружения разных калибров мишень была сложней и метки для разных типов стволов находились на разной высоте.

Затем кормовая часть левого борта авианосца освобождалась от запаркованных самолётов, и на расстоянии 200 футов [61 м] от мишени и носом к ней устанавливался истребитель. С помощью снабжённой домкратом тележки для авиабомб хвост машины поднимался до такой высоты, чтобы стволы пулемётов оказались в горизонтальном положении, после чего весь самолёт вручную «наводился» уже по горизонту прицелом в центральную метку мишени и фиксировался колодками и найтовами.

Схема пристрелки вооружения в случае авианосцев типа «Йорктаун»

Схема пристрелки вооружения в случае авианосцев типа «Йорктаун»

Поскольку встроенное вооружение по определению не имело собственных прицельных приспособлений, то далее в стволы пары самых дальних от фюзеляжа пулемётов со стороны дульных срезов вставлялись приборы для «холодной пристрелки» (Bore Sighter, то есть буквально «дульный прицел»), которые представляли из себя оптические прицелы малой кратности с перископическими окулярами, соосно смонтированные на стержнях диаметра, равного калибру ствола. Один из оружейников смотрел в этот прицел и отдавал команды находящемуся на крыле напарнику, который с помощью фиксирующих винтов наводил пулемёт в соответствующую – левую или правую – отметку на мишени.

После наведения «крайних» пулемётов истребитель перемещали на дистанцию 250 футов [76 м] от мишени и таким же образом производили наводку средней пары. Внутреннюю пару наводили уже с дистанции 300 футов [91,5 м]. На этом «холодная» пристрелка закончивалась, самолёт отгонялся в нос для уже «горячей», а его место напротив мишени занимала следующая машина.

«Горячая» пристрелка и проверка вооружения истребителей «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт» на борту АВ «Рэйнджер» непосредственно перед его участием в операции «Торч», американо-британской высадке в северной Африке. Начало ноября 1942 г.

«Горячая» пристрелка и проверка вооружения истребителей «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт» на борту АВ «Рэйнджер» непосредственно перед его участием в операции «Торч», американо-британской высадке в северной Африке. Начало ноября 1942 г.

Для «горячей» пристрелки самолёт разворачивали перпендикулярно борту, пулемёты заряжали трассерами и начинали отстреливать тестовые очереди сначала парами пулемётов, а затем всей батареей, следя за тем, чтобы трассы очередей перекрещивались точно в марке прицела истребителя. При необходимости оружейники по командам из кокпита всё теми же фиксирующими винтами корректировали наводку пулемётов. На этом этапе в кокпите истребителя находился уже не главный оружейник, а командир одного из дивизионов, он же заместитель командира эскадрильи по вооружению.

После приёмки им пристрелки, из чисто психологических соображений пару тестовых очередей давали выпустить пилоту данного самолёта, с тем чтобы и он лично убедился, что вооружение его машины настроено должным образом.

источник: https://vk.com/@664805017-kak-pristrelivali-vooruzhenie-na-avianoscah

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account