Невезучие наследники «москито». Часть 2 Проект высокоскоростного невооруженного бомбардировщика Hawker P.1005
В конце 1940 года в компании Hawker началось проектирование высокоскоростного легкого бомбардировщика с силовой установкой в виде двух 24-цилиндровых Н-образных двигателей Sabre IV. Было стойкое ощущение, что Королевским ВВС очень сильно необходим новый самолет, который мог бы выполнять задачи высокоскоростного бомбардировщика и высокоскоростного дальнего истребителя. Также было высказано мнение, что выгоды от производства и технического обслуживания двух типов, созданных на основе одной базовой конструкции, будут огромными.
Высокоскоростной бомбардировщик должен был меньше времени находиться над территорией противника, иметь высокую полезную нагрузку и меньшее количество необходимых для производства человеко-часов по сравнению с тяжелым бомбардировщиком. Однако все эти положительные качества проявлялись бы только при достижении высоких скоростей – свыше 400 миль в час (644 км/ч). В компании Hawker считали, что их опыт в освоении технологий, использованных в проектировании высокоскоростного истребителя Typhoon, будет наиболее полезен в высокоскоростных легком бомбардировщике и дальнем истребителе, нежели технологии создания тяжелых бомбардировщиков.
У легкого бомбардировщика P.1005 каждый из двигателей должен был быть оснащен тремя радиаторами: два радиатора располагались бы внутри крыла по обеим сторонам от мотора, а третий в моторной гондоле под винтом. Запас топлива должен был составлять 1100 галлонов (5000 литров). Шасси самолета также должно было быть необычным: основные консоли крыла шарнирно крепились в задних частях моторных гондол и убирались поворотом в сторону фюзеляжа в центральную часть крыла, обладавшую большой относительной толщиной. Механизация крыла самолета должна была состоять из элеронов, устанавливавшихся на консолях крыла, и закрылков, размещавшихся в центроплане. Хвостовое оперение должно было быть двухкилевым с одиночным рулем высоты, но в качестве альтернативы было разработано и классическое однокилевое оперение. Конструкция самолета должна была быть цельнометаллической со сравнительно узким фюзеляжем.
Первоначальной задачей была способность нести бомбовую нагрузку в 2000 фунтов (907 кг), но затем, когда требования были изменены, и масса полезной нагрузки возросла вдвое, внутренний бомбоотсек был перепроектирован под возможность разместить 4000 фунтов (1814 кг) боевой нагрузки. Отсек мог вмести следующие варианты бомбовой нагрузки:
-
-
- четыре 1000-фунтовых (454 кг) бомб;
- две 2000-фунтовых (907 кг) бомб;
- одну 4000-фунтовую (1814 кг) бомбу.
-
Также как и Mosquito, P.1005 не должен был иметь оборонительного вооружения, однако конструкторы компании Hawker предусмотрели возможность размещения в верхней части фюзеляжа самолета круглой выдвижной турели, имевшей диаметр 41 дюйм (1040 мм) и вооруженной четырьмя 0,303-дюймовыми (7,7 мм) пулеметами. Турель была разработана таким образом, чтобы втягиваться в фюзеляж, оставляя лишь нарушавший обтекание небольшой выступ (как показано на схеме с профилем проекта истребителя). Стрелок турели должен был увеличивать количество членов экипажа до четырех человек. Первоначально вариант высокоскоростного истребителя должен был заключаться в простом переоборудовании: установке пары стрелявших вперед 20-мм пушек в качестве дополнения к выдвижной пулеметной турели. Однако, окончательный вариант отличался более радикальными изменениями в виде более короткой носовой части фюзеляжа и шести 20-мм пушек под кабиной пилота.
Проект P.1005 был представлен Министерству авиации на рубеже 1940-41 годов, и 4 февраля 1941 года капитан Р. Н. Липтрот (Captain R.N. Liptrot) – руководитель научно-исследовательской лаборатории №3 (в области авиации) (Research Director Aircraft 3 [RDA3]) – завершил проведение свой оценки. В отчете Липтрот написал, что проект P.1005 является логическим продолжением скоростного бомбардировщика Mosquito. В это время высотная версия выбранного двигателя, о которой Липтрот заявил как о способной улучшить практический потолок и скороподъемность, находилась в стадии разработки.
В оперативном отношении проект P.1005 имел превосходство над Mosquito, поскольку мог нести более полный комплект оборудования, большую бомбовую нагрузку и смог бы себя защитить не только за счет превосходства в скорости и мощности силовой установка, но а также при помощи четырехпулеметной турели. Данная турель также рассматривалась как преимущество над неподвижными 0,303-дюймовыми (7,7-мм) пулеметами Mosquito. В заключение Липтрот сказал, что единственным серьезным недостатком является немного недостаточная дальность полета, и он просил руководство компании Hawker исправить эту ситуацию.
Со своей стороны Роу (Rowe) ожидал увеличение массы при продолжении разработки проекта и заявил, что только продукт самого высокого класса будет иметь ценность в качестве боевого самолета. 24 апреля Роу разговаривал с Сидни Кэммом, и конструктор решил не настаивать сразу на заказе на серийное производство. Вместо этого Сидни Кэмм решил в данный момент рассматривать самолет в качестве прототипа и в течение трех-шести месяцев подробно изучить сложившуюся ситуацию. Г-н Кэмм прекрасно знал, что для одного P.1005 понадобятся двигатели два двух истребителей Typhoon и что данные двигатели, несмотря на значительный в будущем рост производства, будут остродефицитными. Роу сообщил об этим сэру Генри Тизарду (Sir Henry Tizard), который ответил, что необходимо продвигать самолет вперед:
«мы хотим знать, что мы можем сделать с очень хорошо разработанным самолетом с двумя двигателями Sabre».
– на тот момент P.1005 был признан лучшим предложением легкого бомбардировщика, создававшегося под два двигателя Sabre.
В ноябре 1941 года специально под P.1005 был написан проект спецификации B.11/41; данный документ описывал двухмоторный бомбардировщик с высокими летными характеристиками, который можно преобразовать в дальний истребитель с фиксированным вооружением. В варианте бомбардировщика максимальная скорость на высоте 25000 футов (7620 м) должна была быть 400 миль в час (644 км/ч) (позднее была увеличена до 430 миль в час [692 км/ч]), дальность полета с 2000 фунтами (908 кг) бомб на высоте 30000 футов (9144 м) должна была составлять 1600 миль (2575 км) (позднее была увеличена до 1750 миль [2818 км] с 4000 фунтами [1814 кг] бомб). С установленными дополнительными съемными топливными баками и неподвижным вооружением самолет мог действовать в качестве истребителя и иметь дальность полета 2100 миль (3380 км). Спецификация B.11/41 была выпущена в начале июля 1942 года. Согласно представленной компанией Hawker брошюре практический потолок P.1005 должен был составлять 32500 футов (9906 м), а время набора высоты 20000 футов (6096 м) – 10,5 мин. В случае установки на самолет высотных двигателей Sabre максимальная скорость на высоте 36500 футов (11125 м) ожидалась 430 миль в час (692 км/ч).
22 октября 1941 года Министерство авиации объявило, что P.1005 (также был известен как Camm B.11/41) должен сменить в производстве истребители Hurricane в соотношении один бомбардировщик Сидни Кэмма взамен двух истребителей. Однако данное решение зависело от появления своего рода конкурентов в виде Mosquito, ценность которого получила таки, наконец, признание, и нового проекта компании Bristol – среднего бомбардировщика Type 163 Buckingham. Кроме того, компанией de Havilland в течение осени 1941 года был разработан вариант бомбардировщика Mosquito, оснащавшийся с двигателями Sabre и получивший обозначение DH.101.
Еще в начале августа помощник начальника штаба Королевских ВВС (технические требования) маршал авиации (генерал-лейтенант авиации) Р. С. Сорли (Air Marshal R S Sorley, ACAS[T]) выполнил сравнение этих самолетов для главного инспектора исследований и разработок Министерства авиационной промышленности маршала авиации (генерал-лейтенанта авиации) Фрэнсиса Джона Линнела (Air Marshal Francis John Linnell, CRD). Самолет компании Hawker имел преимущества в бомбовой нагрузке и скорости за счет дальности полета, оборонительного вооружения и, в некоторой степени, недостаточного навигационного оборудования. Превышение скорости P.1005 было небольшим, а оборонительное вооружение заметно уступало вооружению среднего бомбардировщика Bristol Buckingham.
Таким образом, благодаря Сорли Hawker B.11/41 попал в категорию самолетов, предназначенных для замены Mosquito, и в следствие этого должны были приняты во внимание возможности совершенствования Mosquito (машина компании Hawker по сравнению с конструкцией компании de Havilland была дальше от запуска в серийное производство более чем на год). Сорли добавил, что пока невозможно предусмотреть будущее развитие B.11/41, чтобы оправдать крупносерийное производство.
Сорли опасался, что штаб Королевских ВВС возьмет на себя обязательства по производству Hawker B.11/41. Однако в конце своего сообщения он, по-видимому, смягчился, заявив, что испытывает большое доверие к Сидни Кэмму, самолеты которого
«обладают удивительными характеристиками».
Сорли надеялся, что P.1005 продемонстрирует столь же хорошие перспективы.
18 ноября 1942 года Министерство авиационной промышленности разместило заказ на 400 бомбардировщиков Bristol Buckingham и на 1000 бомбардировщиков P.1005, но 18 декабря совет по снабжению авиации (Aircraft Supply Council) заявил, что разработка самолетов Buckingham, Hawker B.11/41 и усовершенствованного Mosquito может привести к запуску в производство трех типов скоростных дневных бомбардировщиков и повтору положения дел, существующего в тяжелой бомбардировочной авиации. Линелл добавил, что у него существуют сомнения относительно усовершенствованного Mosquito. Тем не менее, 9 декабря 1942 года управление исследований и разработок Министерства авиационной промышленности сообщило руководству Королевского авиационного НИИ (Royal Aircraft Establishment – RAE), что
«производственный заказ должен быть размещен на высокоскоростной истребитель и бомбардировщик, который на сегодняшний день был разработан компанией Hawker частично частным образом. В целях официального оформления был составлен проект производственной спецификации на данный самолет».
22 декабря состоялась встреча начальника управления оперативных потребностей (ВВС) Роу (Rowe, DOR), с Сидни Кэммом и другими сотрудниками компании Hawker, а также некоторыми представителями, отвечавшими за установку оборудования и разработку вооружения. Сидни Кэмм заявил, что компания Hawker теперь будет проектировать самолет, способный нести 4000 фунтов (1814 кг) бомбовой нагрузки, и было решено, что никакие шаги не могут быть предприняты по ухудшению основного параметра проектируемого самолета – высокой максимальной скорости.
1 января 1942 года Сорли отметил, что проектирование P.1005 должно вестись как можно более осторожно. Проектирование велось
«в течение шести месяцев время от времени и лишь только в течение двух последних месяцев было принято окончательное решение о его серийном производстве».
Сорли считал, что еще одно изменение намерений будет иметь очень плохое влияние на позицию компании Hawker и, вероятно, на Министерство авиационной промышленности. Однако если компания de Havilland сделает замену бомбардировщику Mosquito, то
«тогда не будет веских оснований для того, чтобы иметь и то, и другое»,
а также, что отмена проекта P.1005 приведет к большей концентрации компании Hawker на истребителях Typhoon. Через три дня Кэмм спросил Роу о перспективах использования P.1005 в качестве истребителя, сказав, что эта задача совершенно вторична по отношению к основной задаче – бомбардировщику. В качестве истребителя самолет должен был нести уже четыре 20-мм пушки, но Роу хотел, чтобы компания Hawker сосредоточилась на разработке самолета в качестве дневного бомбардировщика.
Выполненное Сидни Кэммом перепроектирование P.1005 было рассмотрено Липтротом 22 января в течение минуты; основным изменением было сокращение на 12% площади крыла при сохранении его первоначального размаха. Кэмм ожидал увеличение максимальной скорости на высоте 25000 футов (7620 м) до 409 миль в час (658 км/ч), но другие летные характеристики должны были ухудшиться. Так, например, дальность сократилась бы на 70 миль (112 км), вес увеличился бы примерно на 300 фунтов (136 кг) и снижение практического потолка в диапазоне 1000-1500 футов (305-457 м). Липтрот имел несколько возражений против перепроектированного крыла: конструктивно оно было хуже в отношении жесткости на кручение, а распределение подъемной силы, возможно, могло привести к срыву потока на законцовках крыла. Липтрот пришел к выводу, что прежде чем машина будет принята необходимо детальное проектирование; лично он считал это совершенно недопустимым и чувствовал, что в конструкцию были внесены некоторые реальные риски.
8 января должно было быть принято окончательно решение по выбору Hawker P.1005 или de Havilland DH.101, но оно было отложено. Отчасти это было сделано потому, что подробная информация была представлена лишь о втором конкурсанте. Спустя неделю в штабе Королевских ВВС было решено, что заниматься производством обоих конкурсантов неразумно и предложили отказаться от проекта P.1005. В начале следующего месяца Липтрот сообщил, что положение этого самолета стало определенно хуже и что его производство было отменено (в то же время четырехпулеметная турель рассматривалась в качестве страховки P.1005 в случае, если его характеристики будут недостаточными по сравнению с вражескими самолетами). Фактически 4 февраля Министерство распространило сообщение, в котором было заявлено о снятии заказа на серийное производство тысячи бомбардировщиков Hawker P.1005 и как следствие отсутствии необходимости подготовки производственной спецификации.
Были заказаны два прототипа P.1005, получившие военные номера HV266 и HV270. Был изготовлен макет, включавший в себя установку двигателей, внутренние части крыла и переднюю часть фюзеляжа, а 27 февраля 1942 года была проведена макетная конференция (Mock-Up Conference). 17 марта окончательное решение по P.1005 было отложено на шесть месяцев. Одной из причин откладывания решения стало опасение расстройства дел компании, руководство которой полагало, что заказ на тысячу самолетов, по всей видимости, будет. Эти производственные планы предусматривали полную замену Mosquito с двигателями Merlin (выпуск 50 самолетов в месяц), хотя переход обошелся бы компании Hawker в примерно семьсот истребителей Typhoon. Два дня спустя на заседании совета по снабжению авиации была достигнута договоренность о том, что производство бомбардировщиков Bristol Buckingham должно вестись в соответствии с планами – по 25 самолетов в месяц – и что не должно быть никакого производства бомбардировщиков Hawker P.1005 с двигателями Sabre или Super Mosquito с авиамоторами Griffon. В обоих случаях все завершилось бы на стадии изготовления и испытания прототипов, и было высказано мнение, что Министерство авиации готово отказаться от P.1005, поскольку производству истребителей, которым на тот момент занималась компания, не должно быть нанесено никакого ущерба.
Это был конец проекта P.1005. Хотя к концу мая была окончательно разработана и одобрена спецификация, 10 июня заместитель главного инспектора исследований и разработок Министерства авиационной промышленности дал устное указание отменить заказ на самолеты данного типа. 9 июня он объяснил, что история проекта P.1005 была неудачной и таила в себе постоянные задержки и политические колебания.
Фактически до конца 1944 года в наличие не было свободных производственных мощностей и поэтому компании было рекомендовано прекратить работу над двумя прототипами. Проект считался очень перспективным, но был заброшен из-за безнадежных перспектив производства, вызванных не недостатками конструкции самолета, а отсутствием производственных мощностей.
Спустя некоторое время – в феврале 1944 года – маршал авиации (генерал-лейтенант авиации) Сорли объяснил, что B.11/41 был запланирован перед тем как Mosquito был принят на вооружение. Ранняя подготовка предназначенных для замены самолетов была нормальной практикой, и вероятной причиной для компании Hawker не продолжать в то время разработку проекта была неопределенность: будет ли Mosquito успешным. В течение некоторого периода казалось разумным поддерживать прогресс разработки бомбардировщика компании Hawker.
Никакой информации, касающейся прогресса, достигнутого в ходе постройки двух прототипов, не прослеживается, но вполне вероятно, что фактически было сделано очень мало. Кроме того, сохранялись значительные проблемы у двигателей Napier Sabre, что создавало трудности выпускавшимся в то время одномоторным истребителям компании Hawker), что при продолжении разработки P.1005 данная ситуация могла сильно повлиять на этот проект. Можно только гадать: пошла бы данная машина дальше стадии опытного прототипа даже при более благоприятной ситуации с производственными мощностями. В заключение следует сказать, что был также разработан вариант P.1005 с радиальными двигателями Bristol Centaurus, получивший обозначение P.1015 и имевший максимальную скорость 390 миль в час (628 км/ч).
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Hawker P.1005
Назначение: высокоскоростной невооруженный бомбардировщик
Статус: проект
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: два 24-цилиндровых рядных двигателя жидкостного охлаждения Napier Sabre IV, развивавших по 2180 л.с. (1626 кВт) каждый
Размеры:
размах крыла 70 футов 0 дюймов (21,3 м)
длина:
• в варианте бомбардировщика 54 фута 0 дюймов (16,5 м)
• в варианте тяжелого истребителя 51 фут 0 дюймов (15,5 м)
площадь крыла 677 кв. футов (62,9 м²)
Масса:
полетная 31255 фунтов (14177 кг)
перегрузочная 34000 фунт (15422 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 25000 футов (7620 м) 400 миль в час (644 км/ч)
Вооружение:
• в варианте бомбардировщика 4000 фунтов (1814 кг) бомб + (опционально) турель с четырьмя 0,303-дюймовыми (7,7 мм) пулеметами
• в варианте тяжелого истребителя шесть 20-мм пушек
источник: Tony Buttler «British Secret Projects: Fighters & Bombers» pages 81-85, 92
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-nevezuchie-nasledniki-moskito-chast-2