1

В середине-конце 20х в авиации большой ажиотаж по обе стороны океана вызывала идея преодоления маршрута Нью-Йорк-Париж, или Париж-Нью-Йорк если смотреть с другого берега. В мае 1927 года Линдберг совершает свой трансатлантический перелет из США во Францию, покорение маршрута Париж-Нью-Йорк стало делом престижа для французов. Farman в стороне не осталась, хотя попытка была сделана еще до Линдберга: одномоторный высокоплан Farman F.171 Spetial Raid, развитие линии F.170, появился в 1926 году, в ходе его испытаний выяснилось что двигатель Farman 12 We расходует слишком много топлива, и 3800 литров на перелет кажется не хватит. F.171 был в 1928 переделан в пассажирский самолет, а на Фарман начали строительство нового "трансатлантика".

На этот раз базой был выбран другой самолет — "Миниголиаф" F.130 — трехместный биплан-бомбардировщик, одномоторная версия знаменитого самолета 20х Farman F.60 Goliath. Новый рекордный "Фарман" получил индекс F.180 и собственное имя Oiseau-Bleu — "Синяя птица".

Неудачная "птица". Farman F.180
Farman F.180 Oiseau-Bleu был довольно большим бипланом с двумя двигателями Farman 12 We в одной гондоле, установленной над фюзеляжем. Моторы стояли друг за другом, передний работал на тянущий винт, задний на толкающий. Двигатель по компоновке — W-образный, развивал максимальную мощность в 500л.с., имел наддув. Винты первоначально четырехлопастные деревянные, затем их поменяли на трехлопастные из металла. Фюзеляж прямоугольного сечения, стойки шасси расположены очень близко друг к другу что вызывало проблемы с устойчивостью самолета на взлете и посадке (позже на законцовках нижнего крыла установили дополнительные костыли для снижения риска повреждения крыла), зато они вышли легкими и создающими меньшее аэродинамическое сопротивление. Конструкция деревянная, для снижения цены и легкости ремонта. Машина оснащалась полным набором приборов того времени для полетов в сложных условиях — компас Сперри, кренометр, измеритель сноса…

1.
Неудачная "птица". Farman F.180

2 сентября 1927 была совершена попытка перелета по маршруту Париж-Нью-Йорк, был выбран самый самый короткий вариант в 5460км. По этому случаю на машину были нанесены крупные надписи "New-York","Paris","Farman". При весе пустого 4400кг самолет взлетным весом 11500кг с 6800 кг (или 9700 литров) топлива, масла и воды (еще 185 кг) на борту после двух часов полета приземляется обратно на аэродром Ле-Бурже. Официально было объявлено что перелету помешали погодные условия, но главными причинами стали перерасход топлива и продольная неустойчивость самолета. Других попыток перелета совершено не было — на Фарман отмазались плохими погодными условиями в течение всего 27го года, а в 1928 машину переделали в пассажирскую. Вместо топливных баков в фюзеляже установили 17 пассажирских кресел и сделали дополнительные иллюминаторы.
Судьба первого F.180 была не очень насыщенна. Машина получила летный сертификат №1788 и регистрацию F-AIMX, номинально с февраля 1931 числится в SGTA (Société générale des transports aériens — авиакомпания братьев Фарман). Но ни один рейс с пассажирами самолет не совершил, долго пылился в ангаре и, налетав всего лишь 87 часов был списан в 1934 году.

2.
Неудачная "птица". Farman F.180

Несмотря на сомнительность успеха 180го французы решили развивать конструкцию далее и построить на базе первого самолета замену "Голиафу". Самолет обозначался Farman 180 T, имя Oiseau-Bleu принадлежало только первому экземпляру и применение его ко всем Фарман 180 неверное. Для него был полностью перепроектирован фюзеляж, его удлинили на 1,3 метра а его сечение стало в плане эллиптическим а не прямоугольным. Фарман 180 T преподносился как комфортный и безопасный самолет для перелетов на дальние дистанции в том числе и в сложных метеорологических условиях. Безопасность обеспечивалась: расположением моторов — при выходе из строя одного машина сохраняла курсовую устойчивость, при весе 6750кг машина могла лететь на одном моторе; и низкой нагрузкой на крыло. Плюс двигатель Farman 12 We считался довольно надежным. О комфорте. Фюзеляж, обшитый березовой фанерой, не имел никаких внутренних элементов конструкции препятствующих комфортному размещению пассажиров. Благодаря эллиптическому сечению салон вышел очень просторным — высота его составляла 1,8м, ширина 2,35м, а длина 8м. Места пассажиров расположены по три в ряд с проходом между ними. Предусматривались следующие варианты салона: для полета на 500км — 22 кресла, максимально 25; на 1000км — 17 кресел, раскладываемых в диваны (видимо просто с наклонными спинками), возможно размещение бара вместо части мест; для ночных перелетов длиной 1500 км — 12 диванов. Емкость багажного отделения в передней части салона — 5м2.

 

 

ТТХ

Размах крыла, м   26
Длина, м   18
Высота, м   5,8
Площадь крыльев, м2   172
Двигатель: 2 х Farman 12We максимальной мощностью 500 л.с.
Вес пустого, кг   4500
Взлетный вес, кг   8000
Максимальная скорость, км/ч   190
 крейсерская, км/ч   170
Дальность максимальная, км   1500
 при запасе топлива, кг   1800
 и весе полезной нагрузки, кг   1500
Потолок, м   4000

 

Несмотря на такое количество достоинств было построено только два Farman 180 N — с регистрационными номерами F-AIRZ и F-AIVR, оба в 1928 году. Первый вскоре разобрали избавив от крыльев для экспонирования на различных авиационных выставках (для экономии места в выставочных залах), второй был 12 декабря 1929 разрушен ураганом, пронесшимся над Парижем. Несмотря на новый фюзеляж самолет все равно был продольно неустойчив. Для парирования пробовали установить дополнительные горизонтальные плоскости в носовой части фюзеляжа, но ожидаемого эффекта они не дали.

Больший успех ожидал следующий пассажирский самолет фирмы — трехмоторный высокоплан Farman F.300.

3. и 4. Очень приблизительные три вида Farman F.180 и F.180 T.
Неудачная "птица". Farman F.180       Неудачная "птица". Farman F.180

5. Farman F.180 Oiseau-Bleu
Неудачная "птица". Farman F.180

6.
Неудачная "птица". Farman F.180

7.
Неудачная "птица". Farman F.180

8. Топливная система. В фюзеляже размещалось восемь топливных баков с 9700л топлива.
Неудачная "птица". Farman F.180

9. Farman F.180 T
Неудачная "птица". Farman F.180

10.
Неудачная "птица". Farman F.180

11. На Берлинском авиасалоне.
Неудачная "птица". Farman F.180

12. Внутри 180 T.
Неудачная "птица". Farman F.180

13. Открытка…
Неудачная "птица". Farman F.180

14. …на обратной стороне которой предполагаемые маршруты Farman 180 T.
Неудачная "птица". Farman F.180

15. С дополнительной горизонтальной плоскостью в носовой части.
Неудачная "птица". Farman F.180

Источники: Jean Liron. Les Avions Farman (Docavia №21), Gérard Hartmann. Le Farman «Goliath», L'Aéronautique 1927-1928гг, NACA — Aircraft Circular No. 88. Farman F180 Two-engine Commercial Biplane

p_d_m
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account