Неудачливый Су-39. Как дозвуковой бронированный штурмовик пытались превратить в многофункциональный самолет
К сожалению, в самом начале серийного производства Су-25, завод-изготовитель оказался в другой стране, а именно в Грузии. С учетом сложной политической обстановки в республике говорить о возможностях какой-то дальнейшей кооперации по выпуску боевых самолетов не приходилось. Поэтому производство было решено перенести в Улан-Удэ, где собирались двухместные Су-25УБ. При этом к выпуску планировалась уже модернизированная версия с расширенными возможностями.
Содержание:
3 в 1
Главным нововведением стала установка РЛС «Копье». Поскольку в носовой части места не было совсем, станцию разместили в контейнере, который подвешивался под фюзеляжем.
РЛС должна была существенно расширить возможности штурмовика, превратить его в многофункциональный самолет, способный бороться также с воздушными целями и кораблями.
Вы спросите, зачем это надо? Ведь в российских ВВС в то время были самолеты, куда больше подходящие на эти роли. Правильный ответ – экспорт. ОКБ Сухого предполагало заинтересовать небогатые государства, которым очень накладно держать в составе ВВС специализированные истребители, штурмовики и бомбардировщики. Поэтому они зачастую останавливают свой выбор на недорогих многофункциональных самолетах. На это и был расчет.
Гроза кораблей
При помощи РЛС «Копье» самолет получал возможность обнаружения целей днем и ночью, а также в сложных метеоусловиях. Также был доступен режим картографирования местности.
Но главное – это расширение номенклатуры управляемых боеприпасов. Су-39 адаптировали под применение сверхзвуковой корабельной ракеты Х-31А, а также дозвуковой Х-35. Один Су-39 мог нести до четырех ракет обоих типов.
Кроме того, самолет мог применять и другую модификацию ракеты Х-31 – противорадиолокационную, которая предназначена для подавления ПВО.
Гроза самолетов
Использование РЛС расширяло и возможности атаки воздушных целей. Базовый Су-25 мог запускать (и то с околонулевой эффективностью) устаревшие Р-60, Су-25Т получил в состав вооружения современные на тот момент Р-73. Оба типа ракет относятся к ближнему радиусу действия и наводятся при помощи инфракрасных головок самонаведения.
Су-39, в свою очередь, должен был применять ещё и Р-27 и Р-77 с радиолокационным наведением и куда большим радиусом действия. Особенно выигрышно было бы использование Р-77 с активной радиолокационной головкой самонаведения, поскольку после запуска самолету не нужно облучать цель своей РЛС и он может уходить с курса и разворачиваться, чтобы обезопасить себя от ответной атаки.
Итог
Всего было изготовлено по разным данным до четырех самолетов, которые возили по выставкам и авиасалонам до середины нулевых. Однако Су-39 так и не заинтересовал ни родные ВВС, ни иностранных заказчиков, поэтому не стал серийным. Информации о том, где сейчас опытные образцы, мне найти не удалось.
Зато самолет увековечен в стендовом моделизме. Одна широко известная компания в свое время выпустила сборную модель Су-39. Именно ее мне лет в 12 подарили на День рождения. В коробке было краткое описание модели, но без интернета найти о ней что-то большее тогда не получилось.
До сегодняшнего дня моделька, к сожалению, не сохранилась, но очень мне нравился.
Источник — https://dzen.ru/a/ZNMfQkT0J3oTG6ap