Неудачливый преемник легендарного «сандерленда». Опытные патрульные летающие лодки Short S.35 Shetland. Великобритания
Вторая Мировая война, которая по своим масштабам превзошла предыдущий мировой конфликт, отличалась активным применением морской авиации. Гидросамолеты состояли на вооружении всех крупных стран мира и в первую очередь это касается двух островных государств: Великобритании и Японии. В области летающих лодок и амфибий британские авиастроительные компании проделали огромный объем работ, приведший к созданию очень хороших машин, некоторые из которых, к сожалению, не вышли за пределы стадии прототипов. В данную категорию самолетов попала и превосходная и очень впечатляющая летающая лодка Short S.35 Shetland.
В начале 1940 года британские министерство авиации выпустило Спецификацию 14/40 на гидросамолет-морской разведчик дальнего действия. Будущий самолет должен был заменить летающие лодки Short S.26 Sunderland, которые состояли на вооружении частей Королевских ВВС. Хотя требования спецификации не были очень жесткими – обязательным было использование радиальных двигателей Bristol Centaurus, – на нее откликнулись только две компании: Saunders-Roe и Short.
У этих компаний были похожие проекты. Первая компания предлагала проект SR.41, а вторая – S.35. Обе машины были четырехмоторными гидросамолетами в целом схоже компоновки, и штаб Королевских ВВС для продолжения работ выбрал проект компании Short. Вероятно, причиной этому были отвратительные летные и гидродинамические качества летающей лодки Saunders-Roe Lerwick, а также ее высокая аварийность. Таким образом, с лета 1940 года компания Short участвовала в конкурсе в одиночку. Однако шла война, и немецкая авиация представляла реальную опасность для предприятий компании-производителя. «Большой блиц» – бомбардировки Великобритании авиацией гитлеровской Германии в период с 7 сентября 1940 года по 10 мая 1941 года – сильно замедлил инженерно-конструкторские работы всех британских авиастроительных компаний.
Следствием этого стало отставание работ по программе S.35 от графика, но тем не менее они продолжались. Чтобы позволить компании Short работать над другими программами ей в помощь был привлечен его бывший конкурент компания Saunders-Roe. Компания из Кауза отвечала за изготовление элеронов, закрылков и крыльевых моторных рам для четырех двигателей. Компании Airspeed и Vickers-Supermarine также участвовали в работах над новой летающей лодкой, но в гораздо меньших объемах. В начале 1941 года было решено, что будущий гидросамолет-разведчик будет называться Shetland.
Чем больше летающая лодка была нужна Королевским ВВС, тем больше программа Short S.35 Shetland отставала от графика. Различные элементы конструкции гидросамолета были очень трудоемкими в производстве, тем более, что Shetland был самым крупным гидросамолетом, когда-либо построенным в Великобритании. Немецкие военно-воздушные силы продолжали регулярно наносить удары по Рочестеру, графство Кент, и часть бомб доставалась району, где находилось конструкторское бюро компании Short. Поэтому в конце 1941 года персонал был переведен в расположенный севернее город Феликстоу. В этом большом английском порту располагались заводы многих компаний, специализирующихся на производстве гидросамолетов, и был особенно защищен британской системой ПВО.
Наконец, в начале 1944 года, когда еще бушевала война, был собран первый прототип летающей лодки. В апреле того же года гидросамолет S.35 Shetland был спущен на воду в защищенный батареями зенитных орудий опытовый бассейн. Внешне машина представляла собой цельнометаллическую летающую лодку с монококовым корпусом, обладавшим двухреданным глиссирующим днищем. Его силовая установка состояла из четырех 18-цилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Brisol Centaurus Mk.VII, каждый из которых развивал мощность 2550 л.с. и вращал четырехлопастный металлический винт изменяемого шага. Экипаж состоял из одиннадцати человек. Летающая лодка Short S.35 Shetland имела как оборонительное, так и наступательное вооружение. Шесть 12,7-пулеметов должны были быть установлены по два в трех турелях (в носовой и хвостовой оконечностях корпуса и в верхней части корпуса лодки) и еще два одиночных пулемета того же калибра должны были устанавливаться в боковых окнах по обе стороны фюзеляжа. В бомбовом отсеке и под консолями крыла гидросамолет мог нести до 1800 кг бомб и/или мин и глубинных бомб.
Однако 14 декабря 1944 года прототип совершил свой первый полет без какого-либо вооружения на борту. На тот момент программа Short S.35 Shetland была одной из самых амбициозных программ британской авиастроительной промышленности, и летающие лодки данного типа военные ждали с большим нетерпением. Вскоре был собран второй прототип гидросамолета. Несмотря на то, что война закончилась, замена устаревающих летающих лодок Sunderland была одним из приоритетов командования Королевских ВВС, и эту программу отменять никто не собирался.
В полете летающая лодка Short S.35 Shetland быстро продемонстрировала хорошую управляемость и показала, что способна летать как на малых, так и на больших высотах. Самолет даже оставил свой след в истории авиации, установив рекорд продолжительности полета: 16 июля 1945 года летающая лодка совершила полет над Северным морем и Ла-Маншем общей длительностью 25 часов 50 минут. Во время полета гидросамолет был вооружен и нес 1100 кг боевой нагрузки. Во время этого полета S.35 Shetland прошел сквозь шторм, который бушевал над Шотландией.
Несмотря на это, гидросамолет был очень серьезно поврежден в результате пожара, произошедшего 28 января 1946 года во время стоянки в Феликстоу. На камбузе летающей лодки Short S.35 Shetland возник пожар в печи, который быстро перекинулся на остальную часть самолета. Трое военных, которые охраняли воздушный корабль и спали на его борту, успели спастись от огня. К моменту прибытия пожарных гидросамолет был уничтожен более чем на 50% и вскоре был признан непригодным для восстановления.
После пожара второй прототип был модифицирован в вариант S.40 Shetland Mk.II, предназначенный для использования в качестве гражданского. Это машина, впервые поднявшаяся в воздух 17 сентября 1947 года, должна была перевозить 66 пассажиров на расстояние до 5000 километров. К сожалению, его так и не заказала ни одна авиакомпания, и в конце 1947 года программа S.40 Shetland Mk.II была отменена. Второй прототип S.40 Shetland Mk.II был списан в феврале 1951 года.
Хотя гидросамолет Short S.35 Shetland был звездой своего времени, позднее об этой машине совершенно забыли. Он был самым крупным британским гидросамолетом своего времени, и по размерам он уступал только американской летающей лодке Martin JRM Mars. Сегодня от летающих лодок «шетланд» ничего не осталось.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Short S.35 Shetland
Назначение: патрульная летающая лодка
Статус: прототип
Компания-производитель: Short Brothers plc
Экипаж: 11 человек
Силовая установка: четыре 18-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Brisol Centaurus Mk.VII, каждый из которых развивал мощность 2550 л.с. и вращал четырехлопастный металлический винт изменяемого шага
Размеры:
размах крыл: 45,82 м
длина 33,53 м
высот: 11,28 м
Масса:
пустого 34481 кг
с полной нагрузкой 56698 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 415 км/ч
практический потолок 5200 м
максимальная дальность полета при крейсерской скорости 300 км/ч 7400 км
Вооружение: восемь пулеметов калибра 12,7 мм и 1800 кг боеприпасов на внешней и внутренней подвесках
источник: https://www.avionslegendaires.net/avion-militaire/short-s-35-shetland/