Неудачливые сверхрейдеры Третьего Рейха

0

 Неудачливые сверхрейдеры Третьего Рейха

21 и 24 августа 1939 г карманные линкоры “Адмирал граф Шпее”, а затем “Дойчланд” вышли в Атлантику. 10 сентября “Шпее“ пересек экватор. 27 сент был потоплен небольшой британский пароход “Клемент”. Далее последовало длительное рейдерство в Индийском океане, а затем в Южной части Атлантики, во время которого было потоплено 9 транспортов, перевозивших чай, пшеницу, железную руду и прочие маловажные грузы. За нацистским рейдером охотилась британская эскадра, состоявшая из 4 тяжелых крейсеров, авианосца и линейного крейсера. Утром 13 декабря “Шпее” вышел к устью Ла-Платы и встретил британское соединение G, включавшее три корабля — тяжёлый крейсер Эксетер и лёгкие крейсера “Аякс” и “Ахиллес”. В ходе последовавшего боя карманный линкор вывел из строя “Эксетер” и нанёс серьёзные повреждения “Аяксу”.  “Шпее”, под командованием капитана Лангсдорфа, ушел в Монтевидео для ремонта. Британцам удалось дезинформировать  противника, нацисты решили, что в блокировании крейсера участвует линейный крейсер “Ринаун”, обладающий подавляющим превосходством в вооружении и скорости хода. Капитан Лангсдорф приказал взорвать  “Адмирал граф Шпее” ввиду полной невозможности вести бой с превосходящим противником, команда сошла на берег.

Неудачливые сверхрейдеры Третьего Рейха
Для захвата Норвегии была проведена операция “Вюзерюбунг“. 8 апреля 1940 г крейсеру “Блюхер” и другим кораблям германского отряда предстояло пройти по фиорду около 100 км и преодолеть два укрепленных района. В состав каждого из них входили по батарее тяжелой артиллерии (280-305 мм) и по несколько береговых батарей меньшего калибра. Расчеты первой батареи не получили приказа на открытие огня, и нацистский отряд проследовал в направлении Осло.  Но батарея 280 мм орудий мод 1891 г, расположенная на о. Кахольм, открыла огонь 240 кг снарядами с дистанции 500 м. Затем начала обстрел 150 мм батарея в Дробаке, удалось добиться попадания 20 снарядов, произведших сильные разрушения. Крейсер застопорил ход, средняя часть корпуса превратилась в груду горящих обломков. Корпус крейсера потрясли два подводных удара. “Блюхер” получил два попадания с береговой торпедной батареи на о. Северный Кахольм.

Эта батарея находилась в скальном укрытии, способном выдержать попадания тяжелых бомб и снарядов, и имела три канала с рельсовыми путями для выпуска торпед. Корабль горел, на палубах и в надстройках рвались боеприпасы. Машинное отделение было залито водой, турбины пришлось остановить. Затем произошел очень сильный взрыв в погребе 105 мм боезапаса. Вода интенсивно поступала в помещения крейсера. Была начата эвакуация десанта и экипажа, на единственном уцелевшем катере вывезли тяжело раненых. Германские источники свидетельствуют о 125 погибших членах экипажа и 122 участниках десанта.

Неудачливые сверхрейдеры Третьего Рейха

Следующий яркий эпизод действий германских рейдеров связан с линкором Бисмарк. 18 мая 1941 года “Бисмарк” и “Принц Ойген” вышли с базы Кригсмарине в Готенхафене (ныне польский порт Гдыня). 22 мая соединение было обнаружено патрульным самолетом “Спитфайер”.  Британский адмирал Джон Тови  сформировал оперативное соединение, состоящее из двух линейных крейсеров, авианосца, двух линкоров, двух тяжелых и трех легких крейсеров, а также эсминцев сопровождения.

“Худ” и “Принц Уэльский” установили визуальный контакт с немецким соединением рано утром 24 мая. Британские корабли начали бой в 5:52 утра на расстоянии 22 км. “Принц Ойген” и “Бисмарк” открыли ответный огонь по “Худу”. В 5:56 шестой залп “Принца Уэльского” принес попадание: снаряд пробил топливные цистерны, вызвав обильную утечку топлива и поступление воды в цистерны. “Бисмарк” стал оставлять нефтяной след. Минуту спустя “Худ” получил попадания от второго залпа “Принца Ойгена” и третьего залпа “Бисмарка”, на корме и у миделя корабля начались пожары. “Бисмарк” получил попадание от девятого залпа “Принца Уэльского” ниже ватерлинии, а минуту спустя и третье. К 6:00 корабли находились на расстоянии 16-17 км. В это время на “Худе” раздался взрыв, по-видимому, вызванный попаданием пятого залпа “Бисмарка”, корабль разорвало на две части, и он утонул за считанные минуты. Кроме трех человек, вся команда, состоящая из 1417 человек, погибла. Линкор “Принц Уэльский” продолжал бой, но очень неудачно: он был вынужден пойти на сближение до 14 км с двумя немецкими кораблями, чтобы избежать столкновения с тонущим «Худом». Линкор вышел из боя под дымовой завесой, получив семь попаданий. Лютьенс решил вести “Бисмарк” на ремонт во французский порт Сен-Назер, откуда после ремонта он мог беспрепятственно выйти на просторы Атлантики.

Неудачливые сверхрейдеры Третьего Рейха
Вечером 24 мая адмирал Тови приказал авианосцу “Викториес” сократить дистанцию, и в 22:10 с него стартовали 9 торпедоносцев “Свордфиш”. Под сильным огнем они атаковали линкор и добились одного попадания по правому борту. Все самолеты к 02:30 вернулись на “Викториес”, несмотря на плохую погоду, темноту, неопытность экипажей и поломку наводящего радио-маяка. Серьезных повреждений противнику нанесено не было. Радиоперехват утренних сообщений позволяет британской стороне приблизительно определить местоположение “Бисмарка”.

В 10:10 26 мая американо-британский экипаж летающей лодки “Каталина” британского командования береговой авиации, вылетевшей на поиски с базы Лох-Эрне в Северной Ирландии, обнаружил “Бисмарк”. Лютьенсу оставалось примерно 690 миль до Бреста (Франция), и вскоре он смог бы использовать для защиты своего корабля бомбардировщики люфтваффе. К 17:40 “Шеффилд” установил контакт с “Бисмарком” и начал преследование. В 20:47 пятнадцать торпедоносцев c “Арк Ройял” начали вторую атаку на “Бисмарк” и добились двух (по другим источникам, трех) попаданий. Одно из них имело решающие последствия: пытаясь уклониться от торпеды, “Бисмарк” повернул влево, и торпеда вместо пояса брони по правому борту попала в кормовую часть, нанеся критическое повреждение рулевому механизму и заклинив рули. “Бисмарк” потерял возможность маневрировать и начал описывать циркуляции.

Неудачливые сверхрейдеры Третьего Рейха

В 8:47 утра 27 мая с дистанции 22 км “Бисмарк” атаковали тяжелые корабли соединения адмирала Тови, линкоры “Родни” и “Король Георг V”, а затем в бой включились крейсера “Норфолк” и “Дорсетшир”. “Бисмарк” отвечал огнем. Однако британцы быстро добились попаданий. За полчаса “Бисмарк” получил повреждения орудийных башен, надстройки были разрушены или горели, линкор имел сильный крен, однако не тонул. К 9:31 была выведена из строя последняя, четвертая, башня, после чего, по рассказам выживших членов команды, капитан Эрнст Линдеман приказал затопить корабль. “Бисмарк” не спускал флага, поэтому “Родни” подошел на расстояние 4-2 км и стрелял прямой наводкой. Однако на британских линкорах заканчивалось топливо, и адмирал Тови решил вернуть их на базу. Оставшийся “Дорсетшир” в 10:20 и 10:36 выпустил по немецкому линкору торпеды, все три попали в цель.

В 10:39 “Бисмарк” лег на борт и затонул. Погибло 2100 человек. 

В феврале 1941 года капитан  крейсера” Адмирал граф Шеер”, Кранке предпринял рейд в Индийский океан. Ему удалось потопить три судна. Он направился на север, прошел через Датский пролив и в конце концов достиг Киля 1 апреля 1941 года, пройдя 46 тыс. морских миль и потопив 16 судов противника.

30 декабря 1942года  немецкая эскадра в составе тяжелых крейсеров "Адмирал Хиппер" и "Лютцов" при поддержке 6 эсминцев вышла на перехват конвоя JW-51B. Эскадра обнаружила конвой и атаковала его 31 декабря. Далее события развивались следующим образом. "Адмирал Хиппер" вышел на визуальный контакт с союзными судами в 7.20 утра. В 9.39 утра он открыл огонь по "Achates" и добился одного не жизненно важного попадания с 5 залпов, после чего открыл огонь по эсминцам "Онслоу" и "Оруэлл". В 10.20 утра эти корабли попытались приблизиться, но "Адмирал Хиппер" открыл по ним огонь и с 8500 метров попал 4 раза, при этом израсходовав 48 снарядов 203-мм. "Онслоу" был серьезно поврежден, и эсминцы вынуждены были отвернуть. Затем тяжелый крейсер приблизился к английскому кораблю "Брэмбл" и фатально повредил его с третьего залпа с расстояния 5500 метров. Приблизившись вплотную к конвою, "Адмирал Хиппер" накрыл "Achates" с первого залпа, "Achates" был объят пламенем и имел большой крен. "Обедиент", "Обдурейт" и "Оруэлл" контратаковали, вынудив "Адмирала Хиппера" отступить в ожидании торпедной атаки. В 11.30 утра английские легкие крейсера "Шеффилд" и "Ямайка" с расстояния 10,5 км добились попадания в "Адмирала Хиппера". После этих повреждений машинное отделение немецкого крейсера начало заполняться водой. Немцы ответили лишь в 11.34 утра, но минутой позже уже добились попаданий. Однако и сам тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" быстро принимал воду. “Хиппер" начал отходить, избегая активных действий с вражескими силами, приблизительно равными с ним, из-за своих тяжелых повреждений. "Адмирал Хиппер" еле-еле дошел до Каафьорда 1 января 1943 года в 5.42 утра. 23 января 1943 года "Адмирал Хиппер" вышел в сопровождении легкого крейсера "Кельн" и 3 эсминцев для перевода в Германию. "Achates" и "Брэмбл" были потоплены, но англичане полноправно присудили победу в этом бою себе, т.к. сохранили конвой от значительно превосходящих сил противника, к тому же потопили немецкий эсминец.

Неудачные последствия Новогоднего боя имели далеко идущие последствия. Фюрер Третьего Рейха впал в неистовство, запретил все боевые походы крупных надводных кораблей. Командам следовало перейти на подводные лодки, а вооружение кораблей передать на береговые батареи. Потом “план” несколько откорректировали, но впоследствии сверхрейдеры не принесли сколько-нибудь значительных побед. Мощные и дорогие корабли отстаивались в портах и систематически избивались бомбардировщиками союзников.
Материальные ресурсы, уникальное дорогостоящее и очень сложное оборудование,  портовые сооружения,  огромные финансовые средства были потрачены практически впустую. Сверхрейдеры совершенно не оправдали надежд, возлагавшихся на них руководством Рейха и Кригсмарине. Более того, на потраченные ресурсы было возможно построить огромное количество подводных лодок и сооружений и оборудования, необходимых для их массового производства, а также ввести в строй значительное количество эскортных судов и увеличить выпуск столь необходимых боевых самолетов .

Например, подводная лодка Тип 7 обладала водоизмещением 800 тонн, при стоимости 4.7 млн рейхсмарок. Самый недорогой крейсер типа Хиппер стоил 110 млн рейхсмарок, его водоизмещение достигало 18 200 тонн, линкор тип Бисмарк обходился в 190 млн рейхсмарок и его водоизмещение равнялось 53 500 тонн. Пропорциональны были и средства, израсходованные на топливо, портовое обслуживание и прочие затраты. Можно утверждать, что сверхрейдеры наибольший вред причинили Третьему Рейху, а не его противникам.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

34 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account