Несостоявшаяся советская «Штука». Скоростной бомбардировщик «Спарка» (С). Болховитинова

12

Этот самолёт всплыл в комментариях у статье посвящённой альтернативному советскому истребителю Ал-1/3. Честно скажу, я о нём до этого ни чего не знал, поэтому и решил представить вашему вниманию рассказ об этой машине.

Несостоявшаяся советская «Штука». Скоростной  бомбардировщик «Спарка» (С). Болховитинова

В 1936 году, советский конструктор Болховитинов, разработал скоростной ближний бомбардировщик. Бомбардировщик был разработан двухместным. Имел схему низкоплана с оригинальной установкой двух двигателей М-103 по 960 л. с., в тандеме с механической передачей от обоих на соосные винты (отсюда взялось название Спарка) . Такая установка была принята с целью уменьшить лобовое сопротивление самолета, устранив вредное сопротивление двигателей, заключив их оба в фюзеляж, с тем, чтобы получить рекордную скорость. Спарка была сконструирована и отработана на стенде специально для этого самолета, но пригодна и для других схем.

Несостоявшаяся советская «Штука». Скоростной  бомбардировщик «Спарка» (С). Болховитинова

Двигатели были установлены на общих подмоторных брусьях в тандеме, носками в разные стороны. Передача была по идее и конструктивно очень проста, но тяжела — более 150 кг из-за вала с его креплениями и демпфирующими устройствами.

Несостоявшаяся советская «Штука». Скоростной  бомбардировщик «Спарка» (С). Болховитинова

Проектирование самолета было начато с разработки спарки в 1936 г. Опробование спарки на стенде дало обнадеживающие результаты. В 1937 г. разрабатывался проект самолета, в июле 1938 г. началась его постройка, которая закончилась зимой. Летом 1939 г. были начаты испытательные полеты (их осуществлял летчик-испытатель Б. Н. Кудрин).

Несостоявшаяся советская «Штука». Скоростной  бомбардировщик «Спарка» (С). Болховитинова

Конструкция самолета цельнометаллическая, в крыле и фюзеляже — панельная. Двухлонжеронное крыло размахом 11,38 м и площадью 22,9 м2 состояло из верхней и нижней панелей обшивки между лонжеронами, разрезанными по их нейтральной оси, носка и хвостовой части. Фюзеляж собирался из четырех панелей — двух боковых, нижней и верхней,- которые стыковались на четырех лонжеронах-угольниках. Конструкция была оригинальной, технологичной, прогрессивной. Через десяток лет она была применена в самолете Ил-28.

Несостоявшаяся советская «Штука». Скоростной  бомбардировщик «Спарка» (С). Болховитинова

В крыле были закрылки Фаулера, без которых посадка была трудна, так как удельная нагрузка на крыло 247 кг/м2 была рекордной. В систему дифференциального управления рулями высоты было введено переменно-передаточное устройство для ограничения усилия на ручке. Широко применены электросистемы.

Несостоявшаяся советская «Штука». Скоростной  бомбардировщик «Спарка» (С). Болховитинова

Во всех полетах было заметно, что самолет медленно разбегается, после отрыва медленно разгоняется и набирает высоту. При увеличении скорости до 300 км/ч (вертикальная скорость Vу = 8 м/с) сказывалась чрезмерная нагрузка на крыло, а также, видимо, то, что в передаче от заднего двигателя были чувствительные потери мощности, а соотношение скоростей вращения соосных винтов подобралось не наилучшее. Самолет был передан на госиспытания в 1940 г. Летали Б. Н. Кудрин и А. И. Кабанов. Были получены следующие данные: скорость на высоте 4,6 км составила 570 км/ч, разбег при уменьшенной на испытаниях до 5150 кг массе — 863 м (при нормальной массе 5652 кг он был бы 1045 м). Дальность полета по расчетам 700 км. Признано было, что самолет испытаний не выдержал из-за неудовлетворительных взлетно-посадочных свойств. В то же время отмечалось, что на самолете С, по сути экспериментальном, впервые в СССР решалась задача увеличения мощности ВМГ без увеличения лобового сопротивления и эта задача конструктором практически решена.

Несостоявшаяся советская «Штука». Скоростной  бомбардировщик «Спарка» (С). Болховитинова

Выяснилось, что профиль крыла был выбран не очень удачный. Решено было его изменить на готовом самолете. 3. И. Ицкович, тогда (в 1940- 1941 гг.) работавший у Болховитинова, выполнил это, переклеив профиль. На поверхность цельнометаллического крыла были приклепаны потайными заклепками деревянные рейки и фанерные полозки, а на них наклеена вторая — фанерная — обшивка по верхней стороне крыла. Профиль стал лучше, самолет — также. Но это не помогло, поскольку самолет был выпущен в 1941 г., перед самой войной, когда на том же заводе уже шел массовый выпуск самолета Пе-2.

Несостоявшаяся советская «Штука». Скоростной  бомбардировщик «Спарка» (С). Болховитинова

С целью проверки управляемости, устойчивости самолета и работы механизмов предварительно были проведены полеты на самолете  варианта С со снятым задним двигателем, с неубирающимся лыжным шасси при взлетной массе 4000 кг.

Несостоявшаяся советская «Штука». Скоростной  бомбардировщик «Спарка» (С). Болховитинова

Можно еще добавить, что вооружение самолета было слабым — всего один пулемет ШКАС в крайней задней точке фюзеляжа, потом замененный двумя пулеметами УБТ с дистанционным управлением от стрелка-наблюдателя, с оригинальным механическим приводом, очень удобным. В фюзеляже — 400 кг разных бомб. Пулемета впереди не было.

Несостоявшаяся советская «Штука». Скоростной  бомбардировщик «Спарка» (С). Болховитинова

Несостоявшаяся советская «Штука». Скоростной  бомбардировщик «Спарка» (С). Болховитинова

Несостоявшаяся советская «Штука». Скоростной  бомбардировщик «Спарка» (С). Болховитинова

Источник — http://www.airwar.ru/enc/bww2/sparka.html

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account