Несколько прототипов мирного времени. Опытный многоцелевой самолет A.W.19. Великобритания
В межвоенные годы самолеты так называемого «общего назначения» были в большом фаворе со стороны постоянно испытывавшего нехватку средств Министерства авиации. Предназначенный для выполнения ряда различных оперативных назначений, этот тип самолета был, несомненно, очень полезным в мирное время, но, как и все компромиссы, он ни в чем не преуспел и был безоговорочно побежден в любом виде боевого применения, требующем большего, чем умиротворение нескольких непокорных племен. К 1931 году пришло время для планировавшейся замены Westland Wapiti, и с этой целью была составлена спецификация G.4/31.
Спецификация была выпущена в июле 1931 года и требовала двух-трехместный самолет, предназначенный для поддержки сухопутных войск, разведки, дневного и ночного бомбометания, а также бомбометания с пикирования; позднее в том же году в спецификацию в требования была добавлена способность нести торпеду. Несмотря на проблемы проектирования, связанные с множественностью применения, проект был заманчивым для производителей, поскольку, судя по прошлому опыту, успешный многоцелевой самолет мог не только претендовать на значительные заказы на начальном этапе, но и находиться в производстве в течение ряда лет. Фактически в тендере по спецификации G.4/31 выступили двенадцать компаний, представивших тридцать различных проектов. Три из этих компаний получили контракты на постройку прототипов, а пять других решили строить машины за счет собственных средств.
Среди построенных на собственные средства самолетов был Armstrong Whitworth A.W.19 — большой биплан довольно обычной конструкции с фюзеляжем, заполнившим межплоскостное расстояние, и нижним крылом, имевшим изогнутый центроплан. Пилот сидел высоко перед верхним крылом, где его обзор для бомбометания с пикирования и торпедных атак был исключительно хорош. Позади крыла была кабина стрелка со сдвижным фонарем, предназначенным для защиты стрелка. Когда пулемет не применялся данный фонарь находился в закрытом положении. Между кабинами стрелка и пилота был просторный салон для штурмана-наблюдателя. Разнесенные стойки шасси позволяли нести 18-дюймовую (457 мм) торпеду. В своей спецификации Министерство авиации отдавало предпочтение двигателю воздушного охлаждения, и верная традициям Armstrong Whitworth выбрала редукторный двигатель Armstrong Siddeley Tiger IV с умеренным наддувом, развивавший максимальную мощность 810 л.с. на высоте 6500 футов (1981 м).
Конструкция A.W.19 следовала обычной практике Armstrong Whitworth: фюзеляж был построен из высокопрочных стальных труб, его передняя часть покрывалась съемными панелями из алюминия и задняя часть имела полотняное покрытие. Лонжероны крыла изготавливались из катаной полосовой стали и были разделены работающими на сжатие трубчатыми элементами. Новшеством для Armstrong Whitworth было использование легких сплавов при изготовлении крыльевых нервюр. Профиль крыла был модифицированный Clark YH с увеличенной на 2,5% относительной толщиной. Элероны несли оба крыла, а верхнее крыло несло автоматические предкрылки.
Вооружение состояло из одного стреляющего вперед и наводимого пилотом неподвижного 0,303" (7,7 мм) пулемета Vickers и одного 0,303" (7,7 мм) пулемета Lewis на кольцевой установке в кабине стрелка. Самолет предназначался для несения торпеды типа «K» весом около 2000 фунтов (907 кг), хотя в качестве альтернативы на ее месте могла подвешиваться 1000-фунтовая (454 кг) бомба. Также под нижним крылом были установлены бомбодержатели, которые могли нести бомбы меньшего калибра с тем же общим весом. Спецификация требовала от самолета способность нести торпеду на высоте до 14000 футов (4267 м) или бомбовую нагрузку в 500 фунтов (907 кг) на высоте до 20000 футов (6096 м).
Вспомогательное оборудование должно было включать электроприборы для всех возможных ситуаций: воздушные мешки, державшие самолет в случае вынужденной посадки на воду на плаву, были дополнены надувной лодкой с аварийной радиостанцией и размещенным в верхнем крыле аварийными сигналами.
Электрооборудование включало ветроэлектрический генератор, питающий приемопередающую радиостанцию, и отопление для экипажа и торпеды. Оговоренное стандартное оборудование включало сигнальные огни на законцовках крыла и размещение дымовых буйков и фотокамеры; также предусматривалась установка на месте торпеды кошки для приема сообщений.
A.W.19 под управлением Кэмпбелла-Орда (Campbell-Orde) впервые взлетел 26 февраля 1934 года; первоначально самолет нес обозначение A 3, но в 1935 году он был приобретен Министерством авиации и получил серийный номер K5606. Впервые в Мартлшем-Хит (Martlesham Heath) самолет попал 6 апреля 1934 года. Для своих размеров и веса A.W.19 имел хорошие характеристики, но страдал от постоянного перегрева двигателя. Самолет был признан легким в управлении с хорошей устойчивостью на всех режимах нагрузки.
Ко времени готовности A.W.19 к испытаниям не было никаких шансов на то, что он или какой-либо из его конкурентов будут заказаны. За данную ситуацию была ответственна компания Vickers: в дополнение к своему официальному прототипу на собственные средства она построила моноплан по геодезическому принципу. Этот самолет был настолько перспективным, что вокруг него была написана новая спецификация, и он был заказан в производство как Vickers Wellesley.
Таким образом, трехлетняя спецификация G.4/31 оказалась устаревшей и построенные по ней самолеты компаний Bristol, Fairey, Handley Page, Hawker, Parnall и Westland, равно как и A.W.19, оказались ненужными. A.W.19 был возвращен Armstrong Whitworth для использования в качестве летающей лаборатории для развития двигателей семейства Armstrong Siddeley Tiger. Такую же задачу в Уиттли-Аббей (Whitley Abbey) получил Fairey G.4/31 K3905. В 1935 году на A.W.19 был установлен двигатель Tiger VI, а через год испытания были проведены с Tiger VII; испытания продолжались вплоть до июня 1940 года, когда он был отправлен на слом.
схемы многоцелевого биплана A.W.19
необычный вид многоцелевого биплана A.W.19, подготовленного для своего первого полета в феврале 1934 года (представлено Э. Кэмпбелл-Ордом (A. Campbell-Orde))
A.W.19 взлетает с аэродрома Уиттли-Эббей (Whitley Abbey); двигателем был Tiger VI (Flight International 10439S)
разнесенные стойки шасси, что было одним из требований спецификации G.4/31, позволяли A.W.19 нести торпеду (Flight International 10447S)
в первом полете A.W.19 нес обозначение A3, но впоследствии на службе Королевских ВВС получил номер K5606 (Flight International 10441S)
другой вид на летящий A.W.19; фотография сделана через окно (Perspex window) (представлено Э. Кэмпбелл-Ордом)
в конечном итоге A.W.19 использовался в качестве летающей лаборатории для отладки двигателей семейства двигателей Tiger для бомбардировщика Whitley (Flight International 10448S)
заказов на производство A.W.19 не было и поэтому был постоен только один самолет (Flight International 10440S)
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: многоцелевой самолет
Силовая установка: один 810-сильный двигатель Armstrong Siddeley Tiger IV
Размеры:
размах крыла 49 фт 8 дйм (15,14 м)
длина 42 фт 2 дйм (12,85 м)
высота 13 фт 0 дйм (3,96 м)
площадь крыла 654 фт² (60,8 м²)
Вес:
пустого 4298 фнт (1950 кг)
максимальный 8750 фнт (3969 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте
6000 футов (1,829 м) 163 миль/ч (262 км/ч)
15000 футов (4,572 м) 152 миль/ч (245 км/ч)
подъем на высоту
10000 футов (3048 м) 8,8 мин
15000 футов (4572 м) 16,6 мин
практический потолок 21000 фт (6400 м)
источник: Oliver Tapper «Armstrong-Whitworth Aircraft since 1913»