«Несчастливый калибр» российских линкоров

18

В то время, как Великобритания, Германия и США (а также Япония, Австро-Венгрия, Италия) начали строить линкоры, Российская Империя не могла остаться в стороне. Однако некоторые события (а именно русская революция 1905-1907 гг) помешали сразу приступить к созданию дредноутов. С одной стороны, было упущено время, ведь заложили линкоры (или линкор) в 1905-1906 году, можно было бы и получить неплохой образец, на котором опробовали часть решений (итальянцы так и сделали). С другой стороны, было время для теоретических работ, на которых можно было оценить слабые и стороны иностранных аналогов, и подумать над обликом отечественного корабля.

Первым делом, было решено ответить адекватно – линкор с 10-ю или с 12-ю 305-мм орудиями. Однако, в дело вмешалось два события.

Проанализировав негативную тенденцию отечественного кораблестроения, русские инженеры пришли к неутешительному выводу. На момент закладки, русские корабли (броненосцы) превосходили зарубежные аналоги. Но к моменту ввода в строй – уже были середнячками, где крепкими, где слабыми, но не выдающимися. Значит, русские линкоры, великолепные по закладке, устареют к моменту ввода в строй, что было естественно не очень хорошо.

Еще одним моментом, была артиллерия, а именно снаряды

еще в 1889 г. Морской Технический Комитет считал необходимым обеспечить флот тонкостенными стальными снарядами, в которых содержание ВВ было бы, по возможности, увеличено максимально. Эталоном выглядели 152-мм опытные боеприпасы завода Рудницкого, в которых вес взрывчатки составлял от 18.0 до 22,5% веса полностью снаряженного снаряда. Однако же внедрению столь прогрессивного боеприпаса помешали две причины.

Первая – техническая. Очень быстро выяснилось, что ни один казенный, либо частный российский завод не имеет оборудования и технологий для производства столь тонкостенного снаряда, а один-единственный завод Рудницкого, в силу малой производительности, не справился бы с огромными заказами флота. Вторая же носила меркантильный характер – цена такого снаряда не устраивала Морское министерство. И тут неясно, как обстояли дела: то ли частники выкатили ценник, от которого у человека с тонкой душевной организацией мог апоплексический удар случиться (что неудивительно, с учетом необходимости обновлять производственные линии), то ли адмиралы решили сэкономить – как бы то ни было, в цене не сошлись.

Посему решение было принято простое – производить стальные фугасные снаряды на казенных заводах, пока частники не снизят ценовое предложение. Соответственно, разработали новый тип такого снаряда, в котором содержание ВВ уменьшилось до 7,7%. Увы, и такой снаряд оказался отечественным заводам не под силу, так что содержание ВВ порезали до 3,5%.

В итоге, к русско-японской войне, российский флот подошел с мизерным содержанием ВВ в снарядах, что очень негативно сказалось на морских сражениях.

Что бы впихнуть больше ВВ в снаряд, пошли двумя путями, точнее одним путем – созданием нового снаряда, но разных калибров: один 305-мм, другой 330-мм. Как оказалось, но после хорошего пинка, вызванного сначала русско-японской войной, потом от всех на ком сошлись после вопроса «кто виноват?», впихнуть взрывчатки в 305-мм снаряд можно куда больше, чем предполагалось ранее (может новые технологии помогли, а может волшебный пендель). Но куда больше, взрывчатки удалось впихнуть в 330-мм снаряд!

В то время, как в 305-мм (весом 331 кг) влезло 6 кг тротила (по сравнению с предыдущим содержанием в 5,3 кг тротила) то в 330-мм снаряд 16,59 кг тротила! (такие показатели в итоговой версии, первоначально только 13,2 кг, но «пендель» сотворил чудеса и «впихнуть больше» было воспринято буквально). Еще раз проверив расчеты – в бронебойный снаряд крупного калибра влезло столько взрывчатки сколько и в фугасный 1895 года – МТК однозначно склонился в пользу новой 330-мм системы.

****

«Несчастливый калибр» российских линкоров

330/52-мм орудие было разработано на Обуховском заводе, первый образец был закончен в 1907 году. Назначенный ресурс ствола при стрельбовых испытаниях образцов, установленных на кораблях Черноморского флота составил 400 выстрелов на орудие. Орудие получило высокую оценку, и стало устанавливаться на дредноутах типов «Севастополь» и «Императрица Мария» в строенных башенных установках, разработанных Металлическим заводом. Эти трёхорудийные башни получили обозначение «MK-3-13» — морская корабельная, трёхорудийная 13 дюймовая.

Всего Морское ведомство заказало ОСЗ 198 пушек, из которых 126 были готовы до конца 1916 года. В 1917 году предполагалось сдать 42 пушки, а в 1918-м — оставшиеся 30. По другим сведениям к 1 января 1917 года было изготовлено 144 пушки. С февраля начался спад производства, и в 1917 году выпустили всего 12 орудий. Затем на 4 года все работы были прекращены, лишь в 1921 году сделали 14 орудий. К 16 июня 1922 года на ОСЗ хранилось 29 новых 13″/52 орудий в стадии готовности от 10 до 95%. В последующие годы часть этих орудий удалось доделать.

В 1939 — 1940 годах началось лейнирование 13″/52 орудий, что обычно проводилось в ходе капитального ремонта. Здесь следует отметить, что ОСЗ выпускал и сухопутные 13″/52 пушки, которые отличались от морских только большим объёмом каморы и имели свою систему снарядов и боеприпасов. Внешние отличия морских пушек — буквы «МА» (морская артиллерия), выгравированные на казённом срезе ствола, сухопутные обозначали буквами «СА» (сухопутная артиллерия).

«Несчастливый калибр» российских линкоров

Основные характеристики

Длина ствола: 52 калибра

Максимальная скорость наведения: вертикальная — 4 °/с, горизонтальная — 3,2 °/с

Скорострельность: 2,4 выстр/мин

Масса снаряда: 609 кг

Начальная скорость снаряда: 746-792 м/с

Дальность стрельбы: снарядом массой 471 кг: 23900 м

 

Береговая артиллерия

Кроме линкоров типов «Севастополь» и «Императрица Мария», данные орудия также применялись в артустановках береговой обороны. Они размещались либо в двухорудийных башенных установках МБ-2-13 (бронирование — 330 мм, обеспечивали круговой обстрел), либо в открытых одноорудийных установках.

По две башенных и 4 открытых установки были установлены на фортах Ино и Красная Горка.

13″/52-орудия использовались в Морской крепости Императора Петра Великого вдоль оборонительной линии Таллин — Порккала-Удд:

— по 2 башни МБ-2-13 на о-вах Нарген и Вульф (Аэгна);

— по 4 открытых одноорудийных установки — на батареях островов Эре, Даго и Эзель (№ 60, 39 и 43 соответственно).

В советское время орудия были установлены на береговых батареях Севастополя № 30 и 35 (в башенных установках МБ-2-13), а также в установках железнодорожной артиллерии.

В 1934 году две башенных установки МК-3-13 были смонтированы на батарее № 981 на о-ве Русский.

Две башенные двухорудийные 330-мм батареи были построены финнами на островах Макилуото и Куйвассаари в 1933-35 годах (использовались установки, захваченные в форте Ино). Дальность стрельбы орудий этих батарей составляла 45 км, что позволяло полностью перекрывать артиллерийским огнём Финский залив в районе Найссаар-Макилуото. Гарнизон каждой батареи составлял 300 человек.

Кроме того, батарея острова Эрэ (4 открытые установки, захваченные финнами в 1918 году), была преобразована из четырёхорудийной в двухорудийную, а два 330-мм орудия впоследствии перевезли и установили на мысе Ристиниеми (Финский залив).

К концу Второй мировой войны финны также построили двухорудийную 330-мм батарею на острове Исосаари.

В 1949—1954 годах восстановленная севастопольская батарея № 30 была вооружена башенными установками МБ-3-13ФМ с линкора «Фрунзе».

«Несчастливый калибр» российских линкоров

Железнодорожная артиллерийская установка TM-3-13 обр. 1938 г.

Было построено три железнодорожных артиллерийских установки, с использованием орудий затонувшего линкора «Императрица Мария». Применялись во время Советско-финской войны 1939—1940 годов. В июне — декабре 1941 года участвовали в обороне советской военно-морской базы Ханко на финском полуострове Ханко (Гангут). Были выведены из строя советскими моряками при эвакуации базы и позднее восстановлены финскими специалистами с использованием орудий оставленного в Бизерте русского линкора «Император Александр III». После войны установки были переданы СССР и поддерживались в боеспособном состоянии до 1991 года, с вооружения сняты в 1999 году. На момент снятия с вооружения были последними в мире боеспособными орудиями линкорного калибра производства Обуховского завода.

«Несчастливый калибр» российских линкоров

******

Таким образом, к моменту закладки (1909 год) линкоров типа «Севастополь» (собственно «Севастополь», «Гангут», «Петропавловск» и «Полтава») оказалось выполнено два условия – заложили корабль, не только превосходящий имеющиеся иностранные аналоги, но и превосходящий всех потенциальных конкурентов. 17 октября 1911 года, на Черном море было заложено три линкора типа «Императрица Мария», имевших сходную конструкцию, и аналогичную артиллерию.

К сожалению, как и опасались, но долгострой ввиду не слишком хороших финансовых и промышленных возможностей Российской Империи, привел к закономерному результату. На момент закладки (1909 год) линкоры типа «Севастополь» на голову превосходили все имеющиеся и строящиеся аналоги (Великобритании, США, Германии, Японии) по вооружению; но, на момент ввода в строй (1915 год), они были крепкими среднечками.

Как часто случается, но созданное оружие, которое изначально задумывалось как то, что должно остановить гонку вооружений, только подталкивает данную гонку. Созданная Россией 330/52-пушка со сверхмощным снарядом, в какой-то мере прекратила гонку дредноутов, но начала гонку (в 1910 году) сверхдредноутов.

Сначала Великобритания, придя в ужас что Россия строит линкоры со сверхмощными орудиями, приступила к разработке собственных, сверх орудий. В итоге, английские линкоры типа «Орион» получили 8 343-мм орудий. Впрочем, есть альтернативная точка зрения, которая гласит что сыны Альбиона, как реагируя на новые немецкие линкоры, так и на слабость 305/50-мм орудий, и так собирались заняться крупными калибрами.

Не осталась в стороне и Германия – заложенные линкоры типа «Кайзер» имели 8 35-см орудий.

А затем, как прорвало плотину – Италия, Австро-Венгрия, США, Япония и даже Франция, все отказались от 305-мм систем, и принялись делать 14-дюймовые орудия.

Пришлось и Российской Империи, подключаться к гонке сверхдредноутов. Заложенные в 1912 году линкоры типа «Измаил» поражали воображение сверхорудиями – 12 380-мм орудий. Европейские страны, едва привыкнув к 14-дюймовому калибру, вынуждены были начать разработку еще более мощных артиллерийских систем. А Российская Империя, понимая, что и 15-дюймов это не предел, принялась разрабатывать орудия все более крупных калибров. Так, один из вариантов новейшего российского линкора типа «Петр Великий», должен был быть вооружен аж 16 420-мм орудиями (по другим данным, только 9-ю орудиями). И это был не предел!

«Несчастливый калибр» российских линкоров

Но если теоретическая работа шла хорошо, то практическая работа оказалась не удачна. 380-мм орудия оказались не по зубам Обуховскому заводу. Более того, в процессе эксплуатации, выяснилось, что многие 330/52-мм орудия не показывают таких замечательных характеристик (скорость снаряда, вместо 790 м/с, составляла всего 746 м/с). И если низкую начальную скорость снаряда, еще можно было компенсировать могуществом снаряда (впрочем, и с могуществом снаряда, т.е. с количеством ВВ обнаружились проблемы — почему-то вмещалось не 16,5 кг, а пару-тройку кило меньше), то вот проблемы с самими орудиями были куда серьезнее.

***

Так после стычки с немецким крейсером «Гебен» и потопления «Бреслау», обнаружилось «неудовлетворительное состояние орудий главного калибра»

***

«Несчастливый калибр» российских линкоров

В последствии, только уже в СССР в 30-х годах, после модернизации и закупки нового оборудования, 330/52-мм орудия стали показывать свои рекордные данные (т.е. довели начальную скорость снаряда до 792 м/с). Так же, при разработке орудий для линкора типа «Советский Союз», пушек Б-37 в основу была положена работа по 420-мм орудиям.

Что касается, 380-мм и 420-мм орудий, то отечественные орудия так и остались опытными образцами. В который раз уже случалось, но отечественные корабли пришлось вооружать иностранной артиллерией. Так, «Измаилы» должны были получить английские (рассматривался вариант и немецких) 380-мм орудия. И если Великобритания предоставила российскому флоту восемь орудий, то отечественные производители смогли дать только одно орудие.

Европейцы, в отличие от России, с производством 15-дюймовых орудий справились – английские «Куин Элизабет», немецкие «Кенинги». США и Япония так и вовсе решили не заморачиваться, а приступили к 16-дюймовым орудиям – «Саут Дакота» и «Нагато» соответственно. А на чертежных досках разрабатывались линкоры и орудия еще более крупных размеров…

Таким образом, на 1915 год, т.е. моменту ввода в строй отечественных дредноутов («Севастополь» и «Императрица») с 330-мм орудиями, в строй вступили иностранные аналоги с 356-мм орудиями. На их фоне, отечественные снаряды, оказались в лучшем случае «первыми среди равных», а в худшем – опять крепкими середнячками. Но если, иностранцы вовсю разрабатывали и делали более крупные орудия, то Россия подобных артиллерийских систем сделать не смогла. И на их фоне, российские линкоры смотрелись уже бледно.

*******

 

П.С. Будем ожидать, что много, т.е. более подробно, тему 330-мм артиллерийских систем продолжит ее настоящий автор ну и соавтор. А у меня так….

«Несчастливый калибр» российских линкоров

 

Подписаться
Уведомить о
guest

18 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account