Нереализованный проект лёгкого крейсера «Смоленск». Опоздавший на войну
Продолжаем вспоминать и знакомиться с нереализованными проектами боевых кораблей, внешний вид которых сейчас можно подробно рассмотреть с использованием игровых моделей в игре World of Warships . Современные IT-технологии позволяют не только подробно оценить их внешний вид, компоновку, вооружение, систему бронирования, но и испытать их в бою против потенциальных «противников» или союзников. Понятно, что какие то боевые характеристики скорректированы для сохранения игрового баланса, но это не снижает значения знакомства с «бумажным проектом».
Пробуем в этой рубрике познакомить читателей с внешним видом и ТТХ кораблей «призрачного флота», флота которого не было…
Легкий крейсер «Смоленск»— проект малого лёгкого крейсера (МЛК 16×130), разработанный после Второй мировой войны, вооружённого шестнадцатью универсальными орудиями в четырёх башенных установках и предназначавшегося для борьбы с лёгкими кораблями противника.
Проект МЛК предполагал подготовку целой серия проектов крейсеров, которые должны были иметь универсальные орудия главного калибра. При этом могли быть использованы как орудия 130 мм в двух- и четырехорудийных башнях, так и 152 мм — размещенные в двух- или трехорудийных установках. Для унификации на КР планировали использовать ГЭУ от создававшихся параллельно эсминцев.
Проекты подобных крейсеров прорабатывались еще до Великой Отечественной войны, и в этом не малая «заслуга» зарубежных кораблестроителей, которые во второй половине 30-ых годов ХХ-го века пополнили ВМС своих стран такими кораблями как «Дидо» (Великобритания), «Атланта» (США), «Капитани Романи» (Италия). После войны в СССР работы по созданию малого легкого крейсера продолжились, например ОКБ-172 провело исследование по выбору оптимального артиллерийского вооружения для кораблей такого класса.
Параллельно шли работы по созданию требуемых орудий и орудийных установок. В 1946 году были созданы аванпроекты артиллерийских универсальных установок — двухорудийной БЛ-115 и трехорудийной БЛ-118 с орудием 152 мм Б-38, в этом же году была создана и универсальная двухорудийная установка БЛ-110 с орудиями 130 мм. В 1949 году была спроектирована четырехствольная 100 мм установка БЛ-127, а в 1950, на ее базе — 130 мм БЛ-132.
В ходе проектных работ и тактического обоснования были выделены главные задачи крейсера проекта МЛК: уничтожение легких сил противника и обеспечение ПВО. То есть флот должен был получить корабль огневой поддержки, который, во-первых, отражал бы атаки торпедных кораблей и прикрывающих легких сил (лидеров эсминцев, эскортные корабли), во-вторых, мог уничтожать прорывающиеся транспортные или десантные суда, в-третьих, мог обеспечить мощную ПВО. Дополнительно малый крейсер должен был иметь небольшое водоизмещение (стандартное – не более 7000-8000 т) и быть недорогим во время производства. Для второго предполагалась широкая унификация вооружения, оборудования и агрегатов со строящимися кораблями.
Были подготовлены проекты шести кораблей: МЛК 8х130, МЛК 10х130, МЛК 12х130, МЛК 16х130, МЛК 8х152, МЛК 9х152. Из всего этого перечня наиболее реальным признавался проект МЛК 12х130, так как он обладал неплохой огневой мощью, а башни БЛ-110 были готовы к производству. В тоже время МЛК 16х130 был признан приоритетным, поскольку обладал очень высокой огневой мощью, но его артиллерийскую установку необходимо еще было создать. Именно крейсер проекта МЛК 16х130 и стал основой для игровой модели, по которой в игру world of Warships был введен крейсер «Смоленск».
Новый крейсер должен был иметь водоизмещение Стандартное 8240-8470 т (полное 9900-10170), при этом иметь вооружение из 16-130-мм орудий в четырех башнях БЛ-132, 6х4-45-мм зенитных установок СМ-20, 4х4-25-мм зенитных установок БЛ-120, 2х5-533-мм ТА, 60-80 мин, 2 бомбосбрасывателя БГБ, 2 бомбомета БМБ-2.
Мощность ГЭУ должна была составлять в зависимости от «эсминца –донора»: 90 000 л.с. (ЭМ пр.30бис) или 108000 л.с. (ЭМ пр.41), что позволило бы развивать скорость 33 (34) узла. При этом дальность плавания полным ходом составляла бы 1330 миль( крейсерским – 3280(25), экономичным 5825 (16).
Несмотря на то, что крейсер считался «легким» он получил и бронирование, которое рассчитывалось на противодействие полубронебойным снарядам 127-133 мм – то есть предполагалось защитить корабль от огне орудий эсминцев, эскортных кораблей, а также подобных крейсеров. Броневой пояс в районе цитадели имел толщину 70 мм; броня палубы: верхняя — 50 мм; нижняя — 35 мм; траверзы — 100 мм; боевая рубка – 100-50 мм; барбет — 70 мм; башни главного калибра: лоб — 100 мм; стенки — 50 мм; крыша — 50 мм. Система бронирования позволяло иметь следующие зоны свободного маневрирования в зависимости от калибра орудий противника: 7400 м – для снарядов до 120-мм; 4600 м – для 127-мм снарядов.
Однако приступить к постройке крейсеров так и не удалось. На тот момент на стадии строительства уже было несколько крейсеров проекта 68бис, имевших большую дальность плавания и вооруженных 12 орудиями 152 мм. К тому же судостроительные предприятия были загружены постройкой кораблей различных классов.
А вскоре на флот «пришли ракеты» и активно стало развиваться ракетное вооружение (как противокорабельное, так и зенитное), что и привело к закрытию проекта МЛК.
Источник — https://zen.yandex.ru/media/navygaming/flot-kotorogo-ne-bylo-sssr-smolensk-5f587b66197cd55cd989fd3b