Доброго дня. В конце тридцатых годов возникли существенные проблемы с формированием новой концепции применения советских военно-воздушных сил. Неопределенность со стороны военных заказчиков часто приводила к смене тактико-технических требований к новым разрабатываемым проектам. К примеру подобная тенденция четко прослеживается по ходу разработки проекта ударного самолета ВИТ. Изначально задумывавшийся как многоцелевой самолет (где борьба с бронетехникой была лишь одной из задач), в конечном итоге он был преобразован в вариант скоростного пикировщика СПБ. Подобное положение дел привело к тому что к началу войны у нас образовался определенный пробел в классе универсальных тяжелых двухмоторных самолетов. Но подобные проекты были, их активно разрабатывали, хотя по совокупности различных причин большинство из них так и не были доведены до серийного производства. По ходу развития от универсальности в какой-то мере приходилось отказаться и разработка подобных самолетов шла в направлении трех основных специализаций- тяжелого штурмовика, тяжелого истребителя или бомбардировщика. После закрытия проекта ВИТ концепция применения крупнокалиберного вооружения для борьбы с бронетехникой противника на специализированном самолете получила свое продолжение. Этими машинами стали заниматься многие конструкторские коллективы. Одни пошли по пути разработки легких одномоторных самолетов. К примеру это проект МоВ-2 или же ударные модификации на базе серийных истребителей (скажем К-37 на базе ЛаГГ-3). Другие же занимались двухмоторными проектами и их общая компоновка имела большое сходство с проектом ВИТ. В частности подобные работы велись в ОКБ С. В. Ильюшина, ОКБ П. О. Сухого и ОКБ С. А. Кочеригина. В рамках текущего обзора рассмотрим некоторые из них более подробно. Конкретнее нас будут интересовать именно тяжелые двухдвигательные машины, которые так и не были поставлены на вооружение и остались в разряде опытных.
Содержание:
Проект тяжелого штурмовика ЦКБ-60.
Идея разработки данной специализированной машины возникла после проведения испытаний 37-мм орудий ШФК-37 на штурмовике Ил-2. Проанализировав все полученные в ходе проведения этих испытаний результаты решено было спроектировать тяжелый двухдвигательный самолет с хорошим бронированием (как минимум кабины, бензобаков, маслорадиаторов) и мощным составом вооружения. В качестве двигательной установки изначально рассматривались моторы жидкостного охлаждения АМ-37 или АМ-38. Что же касается вооружения, то рассматривалось четыре варианта. Они включали в себя 7,62-мм пулеметы ШКАС, 12,7-мм пулеметы УБ, 23-мм пушки ТКБ-201, 37-мм пушки ШФК-37 в различных сочетаниях. За основу был принят вариант с одной 37-мм пушкой ШФК-37 (боезапас 40 снарядов), две 23-мм пушки ТКБ-201 (боезапас 200 снарядов) и четыре 12,7-мм пулемета УБ (боезапас 700 снарядов). Что же касается бомбовой нагрузки, то предполагалось в центроплане разместить шесть внутренних бомбоотсеков с суммарной емкостью в 600 кг. Кроме того допускалась подвеска бомб и на внешних узлах. Нормальная бомбовая нагрузка достигала 400 кг, а в перегрузку- 1000 кг. Также предусматривалась установка и 8 реактивных орудий типа РО-132.
Согласно расчетам (при условии установки двигателей АМ-38) самолет должен был набирать максимальную скорость в 575 км/ч на высоте и около 525 км/ч у земли. Практический потолок ограничивался 7850 метрам, а дальность полета в зависимости от запаса горючего и бомбовой нагрузки варьировалась от 700 до 900 км. Посадочная скорость составляла порядка 125 км/ч, а время набора высоты в 5000 метров- около 7,3 минут. Эскизный проект самолета, который получил заводской индекс ЦКБ-60 (также он известен как Ил-6), был предоставлен на рассмотрение примерно в апреле. Макет же подготовили и передали на рассмотрение макетной комиссии к концу мая. Конструктивно штурмовик ЦКБ-60 представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом и разнесенным хвостовым оперением. Крыло трапециевидной формы. Двигатели располагались в специальных мотогондолах, которые крепились между центропланом и консолями крыла. После рассмотрения проекта, представители НИИ ВВС посчитали характеристики самолета были несколько завышены, но тем не менее он был утвержден. Подобный штурмовик был нужен, но еще требовалась его дальнейшая доработка. Перед конструкторами поставили задачу проработать возможность установки двигателей воздушного охлаждения М-82. Также требовалось переработать схему бронирования, улучшить обзор из кабины, рассмотреть возможность замены крупнокалиберных пулеметов на стандартные с максимально возможным боезапасом. После повторного рассмотрения проекта, самолет был включен в план опытного самолетостроения на 1942 год. В качестве основного двигателя выбрали М-82, но при этом допускалась постройка одного прототипа с двигателем жидкостного охлаждения АМ-38, для проведения всесторонних сравнений и начальной летной отработки.
Продувочная модель штурмовика ЦКБ-60:
Прочие проекты.
Что же касается других подобных машин, то можно выделить следующие проекты. Во-первых это истребитель танков ИТ, который разрабатывался с 1939 года под руководством авиационного конструктора С. А. Кочеригина. В предвоенных годы он занимался в основном созданием различных ударных машин. В частности не так давно на нашем канале выходила публикация, где было рассказано про разработку одномоторного пикирующего бомбардировщика ОПБ. Стоит напомнить что этот самолет прорабатывался в нескольких вариантах, под различные типы силовых установок. В их числе был и перспективный двигатель воздушного охлаждения М-90, а так же двигатель жидкостного охлаждения АМ-37. Проект тяжелого четырехместного ударного самолета ИТ также планировался с этими двумя моторами. Изначально расчет эскизного проекта сделали с М-90, но ввиду того что работы по нему сильно затягивались конструкторы были вынуждены подготовить вариант с другим типом двигателя. Соответственно эти модификации также отличались и сопутствующими системами и узлами. К примеру расположением маслорадиаторов. Конструктивно ИТ представлял собой цельнометаллический среднеплан с разнесенным вертикальным оперением.
Схема самолета ИТ с двигателями АМ-37:
Также можно выделить и проекты тяжелых штурмовиков, которые разрабатывались под руководством П. О. Сухого. Ранее на канале выходила статья, посвященная самолету Су-8. Это был двухместный двухдвигательный штурмовик, который обладал достаточно неплохими характеристиками. В отличии от рассмотренных ранее проектов он был доведен до этапа постройки опытного прототипа и начал проходить испытания. Но также следует отметить и изначальный вариант штурмовика данной концепции, который получила индекс ОДБШ. Этот самолет предполагалось строить одноместным и разрабатывался он под применение перспективных двигателей М-71.
Для справки. Авиационный двигатель М-71. Представлял собой 18-ти цилиндровый двухрядный звездообразный четырёхтактный поршневой двигатель воздушного охлаждения. Создавался на базе мотора М-63 под руководством конструктора А. Д. Щвецова. В 1939 году было изготовлено несколько прототипов для отработки на стендах. Процесс доработки шел в течении нескольких лет, но в серийное производство двигатель так и не был запущен. Устанавливался на некоторых опытных и впоследствии серийных самолетах, к примеру на Су-6, Су-8, И-185 и др.
В состав вооружения должны были войти две 37-мм пушки Ш-37 с боезапасом в 100 снарядов, два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета УБ и до восьми 7,62-мм пулеметов ШКАС. Максимальная бомбовая нагрузка должна была составлять 1000 кг. Что же касается основных характеристик, то по конструкторским расчетам самолет должен был развивать максимальную скорость у земли в 500 км/ч, а на высоте 6000 метров около 600 км/ч. Максимальная дальность полета оценивалась в 1500 км. По ходу разработки этот проект неоднократно перерабатывался.
Было представлено несколько двухместных вариантов с индексом ДДБШ, а в конечном итоге и был построен прототип Су-8. Были попытки создания и тяжелого штурмовика на основе некоторых серийных машин. В частности можно привести пример модификации Ту-2Ш, работы над которыми велись в ОКБ А. Н. Туполева. Но и они по разным причинам также остались в разряде экспериментальных.
Итоги.
Таким образом идеи заложенные еще в середине тридцатых годов получили свое развитие и в военные годы. Да рассмотренные выше проекты так и не были приняты на вооружение. Реальность военного времени была такова что добиться начала серийного выпуска принципиально новых машин оказывалось очень сложно. И это касалось даже тех самолетов, конструкция которых была во многом унифицирована с уже освоенными в производстве серийными машинами. Основную тяжесть борьбы с бронетехникой приняла на себя штурмовая авиация в лице различных модификаций массового Ил-2. Ограниченное распространение получили и некоторые варианты одномоторных истребителей с установленными крупнокалиберными пушками.