Нереализованные истребители ОКБ Лавочкина. Ла-ВРД, Проект 160 (первый), Проект 162

14

Как уже неоднократно говорилось ранее развитие авиации в середине сороковых годов набирало стремительные обороты. Конструкторские бюро непрерывно вели работы по поиску новых неординарных решений для создания новых образцов авиационной техники. Сегодня мы остановимся на трех нереализованных проектах ОКБ Семена Лавочкина— это Ла-ВРДПроект 160 и Проект 162.

      Рисунок истребителя Ла-ВРД.


Рисунок истребителя Ла-ВРД.

Содержание:

Проект Ла-ВРД

Нереализованные истребители ОКБ Лавочкина. Ла-ВРД, Проект 160 (первый), Проект 162

В ходе исследований, которые проводились конструкторами и инженерами на рубеже 44-45-х годов стало ясно что из всех новых типов авиационных двигателей наибольшие перспективы сулит использование ТРД. Одним из первых отечественных ТРД был двигатель С-18. Его разработка велась коллективом под руководством Архипа Люльки. Именно под него и велось проектирование нового истребителя ОКБ-301 под шифром Ла-ВРД. Руководил работами по проекту заместитель Лавочкина, талантливый конструктор Алексеев.

Для справки. Семён Михайлович Алексеев (24 декабря 1909 — 4 февраля 1993) — советский авиаконструктор. Герой Социалистического Труда. Во время Великой Отечественной войны участвовал в создании истребителей, впоследствии занимался также системами спасения и жизнеобеспечения экипажей самолётов и космических объектов.

Самолет имел необычную для советской школы самолетостроения компоновку. В центральной гондоле разместили кабину пилота и силовую установку. Двигатель и топливные баки находились в центральной части фюзеляжа. Воздухозаборники расположили по его бортам.

      Схема самолета Ла-ВРД.


Схема самолета Ла-ВРД.

Хвостовое оперение выполнялось по двухкилевой схеме, где кили и рули направления, размещались на концах балок. Шасси самолёта было трехопорным. В качестве вооружения рассматривали две пушки НС-23.

Расчетные данные его основных характеристик планировались следующими:

  • Максимальная скорость у земли- 890 км/ч
  • Максимальная скорость на высоте- 850 км/ч
  • Посадочная скорость- 170 км/ч
  • Практический потолок- 15000 м.

Эскизный проект Ла-ВРД был готов к 1 ноября 1944 года и был представлен на рассмотрение технической комиссии НКАП. Изначально военные были довольны полученными результатами, однако дальше эскизов и масштабных моделей дело не продвинулось. Все работы по Ла-ВРД были свернуты. Сейчас трудно сказать, что послужило точной причиной отказа от этого истребителя. В Великобритании, по той же компоновочной схеме был создан очень успешный самолет De Havilland “Vampire”, который занял нишу тяжелых многоцелевых истребителей и имел множество модификаций. В техническом плане проблемы вызывал только двигатель С-18, работы по которому сильно затягивались. Но они в итоге были завершены и с новым индексом ТР-1 этот двигатель использовался с 1946 года на новых реактивных самолетах Су-11И-211 и Ил-22. По всей видимости сыграла свою роль внутренняя конкуренция между ОКБ и предпочтение было отдано конкурентам.

Проект 160 (первый)

После победы над нацисткой Германией в распоряжение советских конструкторов попали трофейные немецкие двигатели JuMO-004 и BMW-003. Ведущие ОКБ получили задания начать разработку новых самолетов под эти двигатели. ОКБ Лавочкина начало работу сразу над двумя истребителями. Это легкий фронтовой однодвигательный (под один JuMO-004) истребитель “Проект 150” и тяжелый двухдвигательный “Проект 160” (первый в этом обозначении). Над Проектом 160 также работал заместитель Лавочкина— Алексеев. Этот истребитель создавался с более мощным вооружением и большим запасом горючего. До наших дней дошли лишь некоторые подробности этого проекта.

      Проект 160. Чертеж.


Проект 160. Чертеж.

Его проектировали для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками. Бронирование предполагалось только спереди, кабина полностью герметичная. Вооружение состояло из трех пушек НС-23 с боезапасом по 80 патронов. Однако этот проект также был закрыт. Сил ОКБ и производства вести параллельно работу над двумя самолетами не было. Выбор был сделан в пользу легкого одномоторного самолета, ввиду первоочередности решения данной задачи. В 1946 году Алексеев стал главным конструктором ОКБ-21 в Горьком и продолжил самостоятельно вести разработки новых типов истребителей. О его успехах, а также о проекте 150 мы расскажем в последующих публикациях.

Предполагаемые ТТХ первых реактивных проектов ОКБ-301:
Нереализованные истребители ОКБ Лавочкина. Ла-ВРД, Проект 160 (первый), Проект 162

Проект 162

Рассмотрим еще один уникальный проект. В 1946 году ОКБ-301 было поручено спроектировать и построить экспериментальный одноместный перехватчик с ЖРД конструкции Душкина (РД-2МЗВ), реактивным оружием и радиолокационной станцией. Первоначальная схема перехватчика “проекта 162» была весьма смелой — с крылом обратной стреловидности и оперением прямой стреловидности. В ней явно прослеживалось влияние трофейных немецких материалов. Но вскоре от этой схемы отказались и решено было строить самолет с обычным прямым крылом.

Первоначальная схема проекта 162:

В качестве вооружения решено было использовать турбореактивные снаряды ТРС-82. Радиолокационную станцию “Торий-2”, которой планировалось оснастить перехватчик, разработали в НИИ-17.

Для справки. ТРС-82, неоперенный реактивный снаряд, который стабилизировался в полете вращением вокруг продольной оси за счет истечения пороховых газов через шесть слегка «закрученных» относительно нее реактивных сопел. Разработали их в КБ-2 Министерства сельскохозяйственного машиностроения под руководством Артемьева. Для стрельбы снарядами использовались специальные однозарядные реактивные орудия ОРО-82, представлявшие собой гладкостенную трубу с выходным отверстием для пороховых газов сзади. Эти орудия можно было не только подвешивать под крыло, но и устанавливать внутри фюзеляжа, что существенно снижало аэродинамическое сопротивление самолета.

К концу 1946 года был закончен эскизный проект и был построен макет перехватчика.

      Макет самолета "162" (первый вариант).


Макет самолета «162» (первый вариант).

Однако целесообразность дальнейшей разработки этого истребителя с использованием ЖРД была под вопросом. Лавочкин уже сталкивался с этим типом двигательной установки при работе с опытными самолетами Ла-7Р и “120Р”, которые оснащались ускорителями РД-1, конструкции Глушко. Перспектив развития данная концепция не имела и было решено отказаться от дальнейшей работы над проектом 162, а наработки по нему использовать при создании перехватчиков с другим типом двигателя.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/review_aviation/nerealizovannye-istrebiteli-okb-lavochkina-lavrd-proekt-160-pervyi-proekt-162-5e2046d6e3062c00b03cd0e6

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account