Непобедимая и непрекрасная и не ошибка (вместо Пересветов — лучше Пересветов)
Вдохновленный двумя статьями и изрядно надругавшись над рисунком «Непобедимой Победы» выкладываю свой вариант.
Предыстория.
Начало нового 1894 года в Адмиралтействе походило на пожар в курятнике. Адмиралы и прочая флотская шушера заполошено метались по кабинетам. В воздухе витало страшное слово «Ринаун». Кто-то произносил его с восторгом, кто-то с ужасом. Срочно был объявлен конкурс – «на истребителя, против гада заморского». Т.е. проект «сильного современного броненосца, скорее охарактеризованного броненосным крейсером».
Но спустя пару недель Адмиралтейство стало походить на пожар в борделе во время наводнения. Пришедшие к адмиралам Его Императорское Величество изволили сыпануть им перца под хвост.
«Переход к новым калибрам знаменует собой новую эру в кораблестроении. По имеющимся у меня данным англичане изобрели пушки, по размерам почти вдвое легче, а по эффективности значительно выше, их корабли будут дешевле и мощнее — мы должны дать незамедлительный и сокрушительный ассиметричный ответ! Вместо пушек 12″ и 6″ надо ставить 10″ и 5″, при этом сделать их значительно мощнее. Броню надо сделать прочнее и легче»
Проектирование.
Задание на разработку броненосца было совершенно авантюрным весьма спорным. Корабль при водоизмещении 8 000 тонн должен нести 4 десятидюймовых и не менее 25 пятидюймовых пушек, иметь ход в 22 узла и выдерживать обстрел пушками 12″/35 с дистанции 40 кабельтовых, имея новейшую броню 152мм повышенной прочности, Ижорского завода.
Застонали проектировщики, застонали кораблестроители, заохали оружейники, забегали в поисках пятого угла металлурги. Задание было совершенно нереальным. Но что делать — надо выполнять.
В ноябре 1894 года МТК представил проект броненосца водоизмещением в 8 500т. Чтобы вписаться в жесточайшие рамки ТЗ были предусмотрены перспективные (то есть ещё не законченные в разработке) котлы с нефтяным отоплением, было убрано все лишнее, все запасное и все дополнительное. Условия обитания были суровыми, проходы тесными, даже на герметичных переборках сэкономили, предусмотрев вдвое меньше их количество, чем на аналогичных кораблях.
В январе 1895 года этот проект полетел в мусорку — металлурги провалили все испытания по снарядостойкости, и специальная комиссия во главе с Дмитрием Ивановичем Менделеевым категорически заявила, что никаких возможностей настолько увеличить эффективность брони нет. В феврале на расширенном собрании адмиралов и командиров в Высочайшем присутствии техническое задание было пересогласовано: корабль должен был нести броню до 305мм Ижорского завода, закаленную по методу Круппа. Вооружение — 2х2х254/45, вспомогательный калибр 30 шт 127/50 пушек Барановского в казематах, противоминный калибр — по 20 пушек 87мм Барановского и 47мм Гочкиса, установленных на палубе открыто, скорость хода не менее 18 узлов, дальность плавания 6000 миль. Водоизмещение было определено в 15 000 тонн, «включая запас в тысячу тонн, поскольку предыдущие корабли ни один в проектное водоизмещение не вмещался».
К июню был готов проект: длина корабля 135м, ширина 21,8, осадка 8,5. Главный броневой пояс должен был составить 305мм, выше главного пояса — 152мм пояс, боевая рубка 305мм, бронепалуба 40-60мм, бронебашни до 305мм. Энергетическая установка со смешанным угольно-нефтяным отоплением, должна была выдавать мощность в 15 тыс.л.с. , обеспечивая скорость хода 18 узлов. Вооружение изменилось — пятидюймовок стало 23. Предусмотрев в проекте значительное увеличение осадки, получили значительный объем трюмного пространства. Вопреки протестам бывалых адмиралов, все что можно и нельзя было перенесено туда. Надводный борт стал предельно низким. Обеспечить мореходность должен был приподнятый полубак.
Закладка кораблей.
Чертежи представили императору Николаю II, и получили Высочайшее повеление на постройку четырех кораблей этого типа в Новом Адмиралтействе, причем сначала должны были строиться два корабля, и сразу после спуска их на воду должна была начаться закладка еще двух.
Серию кораблей в честь победы на Куликовом Поле решили назвать «Куликово поле». 21 ноября 1895 года в старом и в новопостроенном эллинге Адмиралтейства были заложены броненосцы «Куликово поле» и «Ослябя».
А в январе 1896 года металлурги опять ударили лицом в грязь нижайше били челом: на Ижорском заводе никак не могли изготовить 305мм сталь. И 254мм тоже не могли, максимум, на что были способны металлурги — 229мм.
Переделка 1
Проект на ходу пересмотрели, высвободившийся вес надо было куда-то девать, и как-то повышать живучесть корабля под убийственным огнем загадочных новых английских пушек. Главный броневой пояс был продлен на всю длину: 229мм по середине, прикрывая ЭУ и основания башен, и 152мм до оконечностей. В конструкцию были добавлены поперечные броневые перегородки в казематах, призванные ограничить действие вражеских снарядов, было увеличено количество герметических перегородок в трюме. На каждый отсек была предусмотрена водооткачивающая помпа. При этом размещение экипажа сильно ухудшилось. Дополнительные перегородки перерезали энергетическую установку, сделав невозможной работу кочегаров. С этим справились тем, что перевели котлы полностью на нефтяное отопление, но в энергетической установке появились незанятые отсеки. В них разместили дополнительные котлы и дополнительную паровую машину, доведя мощность энергетической установки до 21 тысячи л.с.
Корму пришлось переделывать полностью, вписывая туда третий винт. Зато неожиданно повысилась дальность хода: экономический ход на одной машине обеспечивал дальность в 9000 миль.
Пушечный король Барановский сумел убедить царя, что его 5″ пушки способны стрелять быстро и метко даже по быстродвижущимся целям, и задачи борьбы с миноносцами были возложены на 127мм/55 орудия. Малокалиберную артиллерию убрали вовсе. Везде, где можно, применяли машины, предусматривая даже такие, каких еще не было создано. Широко предусматривали телефонную связь, электрические и паровые водооткачивающие помпы, свои электромоторы получили и краны для подъема катеров. В результате этих усилий удалось сократить экипаж настолько, чтобы можно было обеспечить оставшимся достаточно комфортные условия обитания. При длительных рейдах, не имея в виду неприятеля, матросы могли размещаться на палубе в специально предусмотренных палатках, которые сооружали в два этажа из пропитанного негорючими составами брезента. При угрозе начала боевых действий палатки убирали в пространство между переборками, а экипаж спускался в трюм.
Переделка 2.
Пока шли эти задержки, пересоглсования, перепланировки, Барановский полностью переделал ГК. Башни, при тех же посадочных размерах и общей массе, получили более мощные 254/52 орудия, прибавка веса компенсировалась сокращением толщины бронирования задней стороны башни. Для сохранения баланса она была значительно сдвинута назад.
Отдельных хлопот причинило настойчивое требование устанавливать искровые телеграфы на все крупные корабли и обеспечить цейсовской оптикой все дальномеры, всех наблюдателей и командиров. Неугомонный Барановский составил таблицы стрельбы с учетом поправок не только на ветер, но и на атмосферное давление и на что только можно, и лично принимал участие в занятиях по баллистике для морских офицеров, готовившихся заступить на службу на броненосцы.
Осенью 1898 года корабли были спущены на воду и на освободившихся эллингах тут же были заложены «Победа» и «Пересвет».
Достройка кораблей затягивалась, поспешно заложенные в проект механизмы создавались в спешке и работали плохо, а военно-морское ведомство категорически требовало тщательной отработки всех механизмов на опытно-конструкторском заводе в Петрозаводске. Из-за этих задержек спущенные на воду в 1901 году «Победа» и «Пересвет» достраивались вместе со спущенными на воду в 1898 году «Куликовым полем» и «Ослябей».
Переделка 3
«Победа» и «Пересвет» получили сокращённый состав вооружения, было снято по одной пушке с каждого борта на «втором этаже» и погонное орудие, зато были добавлены дополнительные помещения для размещения ком.состава, в случае если корабль будет избран флагманом.
В итоге все 4 корабля были вступили в строй в конце 1903 года, как только заводы совместно со специалистами МТК добились устойчивой работы последних из предусмотренных проектом механизмов.
Броненосец «Куликово Поле», 135м х 21,2 х 8,5м, 15 тыс.тонн ВИ, 19 тысяч л.с., ??? узл, ???? миль ход. Бронирование: главный пояс 229мм, в оконечностях 152мм, верхний пояс 127мм, казематы 152мм, траверзы 127мм, палуба 40-60мм, башни 229мм, боевая рубка 229мм.
Вооружение: ГК 2х2х254/52, боезапас до 200 выстрелов на ствол, ВК 17х127/55 или 14х127мм/55, десантные 2х63мм, 2х37мм (для катеров), орудия конструкций Барановского. Торпедные аппараты: отсутствуют.
Корабль получился очень удачным. Приземистый и неказистый, но с очень мощным бронированием, прикрывавшем почти всю надводную часть, очень остойчивый.
Расположение артиллерии обеспечивало сильный носовой огонь: 2х254 + 9х127, впрочем, позже выяснилось, что точность стрельбы снарядами калибра менее 8″ на реальных дистанциях морского боя совершенно неудовлетворительная. (В бою 8 августа японцы выпустили более 4000 снарядов 6″ и добились всего 29 попаданий — РИ). Основным вооружением корабля были 10″ пушки Барановского, удивившие весь мир скорострельностью, мощностью и точностью.
1 мая 1904 года эти 4 новейших броненосца были включены во Вторую Тихоокеанскую Эскадру (2ТОЭ АИ) и отправлены на Дальний Восток, где их ждали огонь, война и победа…