4

В продолжение поднятой темы французского авиавооружения – статья о попытках создания 25-мм авиапушек в предвоенной Франции.

Французское министерство авиации, вскоре после окончания Первой мировой войны, выдало спецификацию на разработку 25-мм автоматической авиационной пушки, механизм и основные параметры которой были «списаны» с автоматического оружия фирмы Hotchkiss, которое служило Франции верой и правдой долгие годы. По мнению французов, это было самое надежное оружие в мире. Естественно, фирма Hotchkiss была выбрана в качестве подрядчика практически без конкурса.

Разработка пушки Hotchkiss велась в строжайшей тайне, но работа шла весьма медленно. Связано это было в первую очередь с нехваткой финансовых средств. Первые образцы были готовы в конце 20-х годов, и в 1928 году министерство авиации Франции дало разрешение на показ пушки ряду иностранных атташе. В июле 1928 года в государственном арсенале в Кале (Calais) были продемонстрированы варианты для использования в качестве противотанкового и зенитного орудия. Отмечалась малая сила отдачи для орудия такого калибра. На этом интерес к пушке со стороны французских военных угас. Использовав ряд механизмов опытного образца, фирма Hotchkiss разработала 25-мм противотанковую пушку Canon de 25 mm antichar Mle. 1934 образца 1934 года, а также крепостную SARF для вооружения казематов линии Мажино. Однако это были совсем другие орудия.

К теме автоматического орудия вернулись в 30-е годы, когда возникла нужда в скорострельной зенитке среднего калибра. В 1932-м компания Hotchkiss разработала новую 25-мм автоматическую пушку и предложила ее вниманию армейского начальства. Но понимания фирма не встретила. Специалисты по вопросам вооружений сочли, что 25-мм зенитка Hotchkiss армии не пригодится. Они все же согласились произвести испытания, однако на том и поставили точку.

"Нелетающие" французские авиапушки. Гочкисс и Ко."Нелетающие" французские авиапушки. Гочкисс и Ко."Нелетающие" французские авиапушки. Гочкисс и Ко.

25-мм зенитка Hotchkiss Mle 1938

"Нелетающие" французские авиапушки. Гочкисс и Ко.

К середине тридцатых стало очевидным, что затея умерла. Фирме пришлось искать покупателей за рубежом. В 1934 году японский флот закупил небольшую партию этих орудий. Поскольку оно заметно превосходило устаревший зенитный автомат Vickers QF Mk II британской разработки, применявшийся тогда японским флотом для ближней ПВО кораблей, было принято решение о налаживании собственного производства французского орудия. Оно началось в 1936 году на морском арсенале в городе Йокосука, причем японцы, не утруждая себя покупкой лицензии, просто скопировали французский автомат под обозначением Тип 96 и 25-мм патрон для него. Самым серьёзным отличием японского образца от оригинала стало оснащение пламегасителем немецкой фирмы Rheinmetall.

"Нелетающие" французские авиапушки. Гочкисс и Ко.

Японский морской 25-мм зенитный автомат Тип 96 в строенном исполнении – почти точная копия зенитки Hotchkiss. Хорошо видны рожковые магазины на 15 патронов.

Питание автомата осуществлялось с помощью рожковых магазинов на 15 патронов, вставлявшихся сверху. Данное решение существенно снижало практическую скорострельность.

Потом вспыхнула гражданская война в Испании. Наблюдения французских военных за тем, как разворачивались события в соседней стране, привели их к осознанию того факта, что одних лишь крупнокалиберных пулеметов для отражения атак штурмовой авиации может оказаться недостаточно. В конце концов стратеги вернулись к предложению компании Hotchkiss и сделали запрос на выпуск 25-мм пушки. Однако даже теперь в штабе не могли прийти к единому мнению, чего же они все-таки хотят получить – не было определенности в отношении скорострельности, конструкции лафета и так далее. В конечном итоге, в 1938-м ситуация прояснилась, но тут же еще больше запуталась. Дело в том, что фирма Hotchkiss уже выпускала 25-мм зенитки по заказу Румынии, между тем технические требования французских военных означали значительные изменения в технологическом процессе. В них указывалось двойное назначение орудия с перспективой использования в качестве авиационной пушки. Такого рода изменения предполагали значительное увеличение темпа стрельбы и облегчения конструкции. Так или иначе, необходимые изменения были произведены, и из ворот сборочных цехов стали выходить зенитки для французской армии.

Выпускалось два варианта 25-мм зенитных установок Hotchkiss. Одна – 25-мм автоматическая пушка Гочкисса обр. 1938 г. (Mitrailleuse de 25-mm sur affut universel Hotchkiss Modele 1938). Легкая пушка устанавливалась и транспортировалась на одноосном лафете. Другая – Hotchkiss Mle 1939, представлявшая собой более тяжелое орудие, предназначавшееся для стационарного использования. И та и другая зенитка вполне отвечали современным требованиям – они обладали высокой скорострельностью и вели огонь мощными боеприпасами: и та и другая пушка могли использоваться для поражения не только воздушных, но и наземных целей, поскольку производитель позаботился о выпуске бронебойных снарядов. Для ВМФ Франции изготавливались зенитки, устанавливавшиеся на станках-тумбах. Незадолго до немецкого вторжения в мае 1940-го компания Hotchkiss представила вниманию заказчика спаренную 25-мм пушку Hotchkiss Mle 1940J, которая не пошла дальше предсерийной партии. Японцы, производившие копию зенитки Hotchkiss, к началу войны уже давно выпускали и одинарные, и спаренные, и строенные зенитки Hotchkiss, которые составляли основу ПВО ближнего действия всех японских кораблей. Для середины 1930-х годов 25-мм автоматы Тип 96 были вполне удовлетворительным оружием. Но в ходе войны на Тихом океане выявились и его существенные недостатки. К числу минусов зениток относились слишком малый вес снаряда и недостаточная дальность эффективного огня. Практическая скорострельность была невысока для такого калибра, а сами орудия сильно вибрировали при стрельбе. Ещё одним минусом являлось воздушное охлаждение стволов орудий, сокращавшее длительность непрерывной стрельбы. Системы управления зенитным огнём также оставляли желать лучшего, и их было явно недостаточно. Что касается одиночных автоматов, то они полностью отдавались на откуп расчёту, имевшему лишь примитивный механический прицел. К концу войны, когда скорость самолетов подросла, стала ощущаться и плохая баллистика 25-мм снарядов, осложнявшая стрельбу на предельных расстояниях, откуда старался атаковать противник. В результате, хотя к концу войны японские корабли несли огромное количество 25-мм орудий, их реальная эффективность была весьма низкой.

"Нелетающие" французские авиапушки. Гочкисс и Ко."Нелетающие" французские авиапушки. Гочкисс и Ко.

25-мм зенитка Hotchkiss Mle 1939, захваченная немцами и получившая обозначение 2.5-cm Flak Hotchkiss 39

"Нелетающие" французские авиапушки. Гочкисс и Ко.

Захваченный немцами автомат Hotchkiss Mle 1940

Главная неприятность для французских военных заключалась в том, что производственные мощности фирмы Hotchkiss оказались не готовы удовлетворить внезапно проснувшийся аппетит французской армии и флота. Необходимые объемы выпуска продукции в течение трех предвоенных лет было реализовать просто не реально. Несмотря на то, что в воздухе все отчетливее веяло войной, рабочие Hotchkiss бастовали, и хотя фирма сумела избежать тотальной национализации, контрольный пакет акций фирмы все равно оказался под контролем государства, а борьба за выживание создавала изрядную нервозность и не способствовала производительности. Поэтому, когда немцы напали на Францию, в распоряжении ПВО армии и страны в целом имелось всего лишь около 1000 зениток Hotchkiss – несоизмеримо меньше, чем требовалось (для сравнения, с 1937 по 1945 год японцы выпустили свыше 33 тысяч стволов своих зениток аля-Гочкисс – тип 96). Однако и те, что наличествовали, вскоре сменили хозяина. Некоторые остались в руках вооруженных сил вишистов, некоторые использовались зенитчиками свободной Франции на Ближнем Востоке, но подавляющее большинство уцелевших после событий мая-июня 1940-го 25-мм пушек сделались немецкими трофеями. Позднее они в большинстве своем были включены в систему обороны Атлантического вала. Немцы присвоили зениткам индексы 2.5-cm Flak Hotchkiss 38 и 2.5-cm Flak Hotchkiss 39 и разрешили французам ограниченный выпуск снарядов для них. В конце войны многие зенитки Гочкисса немцы устанавливали на грузовики и бронетранспортеры, а также использовали их в качестве легкого противотанкового оружия в оборонительных уличных боях.

В 1937 году Armée de l'Air, получившее контроль над фирмой Hotchkiss, внезапно осознало необходимость в авиационной пушке. Тем более, что знаменитая в будущем пушка Hispano Suiza была еще сырой и с непонятной перспективой. Тогда и вспомнили о разработках Hotchkiss 10-летней давности. Чтобы сэкономить время, решили просто адаптировать выпускавшуюся на экспорт 25-мм зенитку, впоследствии получившую обозначение Hotchkiss Mle 1938. Предполагалось создать орудие двойного назначения как для установки на самолет, так и для использования в изначальном исполнении. Однако, это оказалось не так просто и очевидно. Зенитное орудие Mle1938/39 для своего времени было достаточно совершенным. Технический темп стрельбы достигал 350 выстрелов в минуту, но малый боекомплект рожкового магазина в 10 патронов (в отличие от японского 15-зарядного) снижал ее до 120–180 выстр/мин., что было явно недостаточно для авиационного оружия. Начальная скорость снаряда была очень высокой – 900 м/с, что было необходимо для прицельного огня на большие расстояния (досягаемость по высоте у Mle1938/39 теоретически могла достигать 8 тыс. метров). Для авиационного оружия, стрельба из которого ведется на дистанции нескольких сот метров, это было излишним. Кроме того, собственно пушка без учета магазина весила более 115 кг, что также было немало для самолетов того времени. Все это требовало времени на доработку. А времени как раз и не хватило. К началу немецкого наступления во Франции в металле существовали лишь несколько прототипов 25-мм авиапушки Hotchkiss, которая даже не успела пройти весь комплекс испытаний и официального обозначения не получила.

В окончательном виде пушка стала несколько короче, ее общая длина составляла 2,44 метра. Магазинное питание планировали заменить на ленточное. Предполагалось два варианта ленты – матерчатой и металлической с распадающимися звеньями. Начальная скорость за счет более короткого ствола была снижена до 830 м/с. Темп стрельбы был заявлен в 350–400 выстр/мин, однако официальных отчетов не сохранилось и о реальных данных можно лишь догадываться. Ввиду того, что вся механика и автоматика стандартной зенитки была сохранена без изменений и в варианте авиапушки, то вероятнее всего, что техническая скорострельность в 350 выстр/мин – это был максимум, на что могли рассчитывать разработчики.

"Нелетающие" французские авиапушки. Гочкисс и Ко.

Опытная 25-мм авиапушка системы Hotchkiss – пневматический макет

Первые опытные образцы были готовы в 1937 году. Тогда же интерес к новому орудию проявили Соединенные Штаты, отправив запрос через своего военного атташе о возможности покупки образца для испытаний. Однако запрос был отклонен под предлогом секретности разработки. Тем не менее, пушка была показана американцам. То есть это была не пушка, а полноразмерный действующий макет, в котором автоматическая стрельба имитировалась специальным пневматическим устройством. Разумеется, при такой имитации снаряды не использовались, за счет сжатого воздуха работала лишь автоматика пушки.

Первые стрельбы боевыми патронами были проведены в конце 1938 года. Сохранился отчет об испытании пушки на проникающую способность. При стрельбе бронебойными снарядами на дистанции 700 метров по прямым углом пробивалась 38-мм бронеплита, а с 2000 метров уязвима была броня толщиной 19 мм. То есть, если бы у французов хватило времени на доработку пушки, антигитлеровская коалиция получила бы идеальное оружие для штурмовой авиации. Но к моменту начала немецкого блицкрига пушка все еще имела статус опытной. Французские военные никак не могли определить сферу ее применения. Когда Франция пала, завод Hotchkiss попал в руки немцев. Нацисты, изучив авиапушку Hotchkiss, не нашли в ней ничего интересного для применения в Люфтваффе и проект был закрыт уже навсегда.

"Нелетающие" французские авиапушки. Гочкисс и Ко.

Характерно, что попытку приспособить зенитку Гочкисса для использования в авиации абсолютно независимо от французов предприняли и японцы.

Арсенал флота «Kūgi-shō» в городе Йокосука, еще с конца 30-х годов массово выпускавший 25-мм зенитный автомат Тип 96 – лицензионный французский Hotchkiss”, направил свои действия по разработке авиационной системы в рамках спецификации 17-Shi по пути адаптации хорошо отработанной в серии зенитки для установки на самолет.

Проект, получивший обозначение Тип 4, предполагал сохранение базовой конструкции пушки Hotchkiss”, работавшей на газоотводной основе, но для уменьшения силы отдачи – оснащение ее дульным тормозом, уменьшение величины порохового заряда, то есть, вероятно, сокращение длины штатного патрона 25×163 мм. Также предполагалось замена коробчатого магазина на ленточную подачу. Проект, впрочем, так и не был завершен.

Автоматика 25-мм пушки Hotchkiss как зенитки, так и авиапушки работала за счет энергии отводимых пороховых газов. При подготовке к стрельбе в зенитном автомате наводчик использовал рычаг, установленный на правой стороне ствольной коробки. Рычаг был соединен с зубчатой рейкой и храповым механизмом, с помощью которого производилось взведение спускового механизма затвора. После зарядки рычаг возвращался в исходное положение. В авиапушке рычаг заменялся пневмоцилиндром, с помощью которого производилось первичное взведение затвора. Затвор отводился назад, взводя газовый поршень и ударный механизм, который удерживается в заднем положении шепталом. При нажатии на курок, освобождаемый затвор и поршень перемещаются вперед за счет энергии боевой пружины. В авиапушке спуск осуществляется дистанционно за счет пневматики. При движении затвора вперед забирался патрон и досылался в патронник. После того как затвор был полностью заблокирован в переднем положении, ударный механизм под действием энергии поршня разбивал капсуль патрона, производя выстрел. Часть пороховых газов отводилась через отверстие в стволе и газоотводную трубку, воздействовала на газовый поршень и отправляла его назад вместе с затвором. Одновременно экстрактор захватывал пустую гильзу, которая удалялась через отверстие в нижней части ствольной коробки. После чего цикл повторялся.

Авиапушка Hotchkiss разрабатывалась под тот же патрон, что использовался в зенитках Hotchkiss Mle 1938/39, разработанный еще в начале 30-х, однако по ряду причин принятый на вооружение во Франции только в 1938 году. Японцы скопировали патрон в 1936 году, но при внешнем сходстве французского и японского патронов и одинаковых массо-габаритных характеристиках они, вопреки распространенному мнению, не были взаимозаменяемыми, несколько отличаясь диаметром шейки гильзы.

"Нелетающие" французские авиапушки. Гочкисс и Ко.

Справа: французский фугасный трассирующий патрон 25×163 Hotchkiss Mle1938.

Слева: японский 25×163 Type 96. Рядом для сравнения 20-мм снаряд пушки Hispano

При проектировании нового патрона французы столкнулись с некоторыми трудностями в создании порохового метательного заряда, который обеспечивал бы заданную энергию снаряду. К решению задачи была подключена американская компания «Dupont», которая выдала рекомендации по баллистическим характеристикам.

"Нелетающие" французские авиапушки. Гочкисс и Ко.

Французские патроны 25×163 Hotchkiss Mle1938:

Слева направо: Фугасный; фугасно-зажигательный; бронебойный и бронебойно-трассирующий.

В отличие от японцев, которые к концу войны имели на вооружении аж 16 различных типов 25-мм снарядов для своих зениток Тип 96, французы разработали лишь четыре типа снарядов 25×163 Hotchkiss Mle1938 – фугасный, фугасно-зажигательный, бронебойный и бронебойно-трассирующий.

Масса снаряженного патрона всех типов составляла 680 грамм, Фугасный снаряд весил 240 грамм, куда входило 10–11 грамм пентолита. В фугасно-зажигательном 9 грамм пентолита + 3 грамма белого фосфора. Бронебойный снаряд не содержал взрывчатки и весил 260 грамм. То есть, если сравнить 25-мм снаряд по разрушающему действию с 20-мм снарядом Hispano, можно отметить, что при вдвое большей массе снаряд Hotchkiss содержал такое же количество взрывчатого вещества.

"Нелетающие" французские авиапушки. Гочкисс и Ко.

Снаряды французских авиапушек 30-х годов:

Слева направо:

20×71 мм – облегченный экспериментальный патрон для турельной пушки HS.405

20×110 мм – стандартный фугасный снаряд для пушки HS.404

20×110RB – патрон Oerlikon пушек HS.7 и HS.9

Гильза экспериментального патрона 23×120RB для опытной пушки HS.8

23×122 мм – патрон для опытных пушек HS.406 и HS.407

Гильза экспериментального патрона 23×120 для опытной пушки HS.401

25×135.5 мм — экспериментальный патрон для пушек DTAN и HS.410

25×159.5 мм — экспериментальный патрон для пушек DTAN и HS.410

25×163 мм стандартный фугасный патрон Hotchkiss

Кроме вышеперечисленных производителей французского авиационного вооружения необходимо отметить еще фирму DTAN, специализировавшуюся на военно-морском вооружении, которая в 30-е годы попыталась составить конкуренцию таким мэтрам военной индустрии, как «Hotchkiss», «Châtellerault» и «Hispano Suiza». Фирма в период с 1933 по 1940 год разработала серию автоматических пушек калибра 25 мм, которые в том числе предполагалось использовать и в качестве авиационных. Пушки DTAN разрабатывались под два типа новых патронов. Мощный 25×159.5 Mle 1935-1937A и облегченный 25×135.5 Mle 1937В. Было произведено два опытных экземпляра пушки под первый, более мощный патрон и одна под второй. Характеристики орудий особо не впечатлили военных, поскольку ничем принципиально не отличались от 25-мм пушек «Hotchkiss». Так, более мощный вариант выпускал 280-300 граммовые снаряды с начальной скоростью 780–830 м/с, а вариант под патрон 25×135.5 Mle 1937В, используя 200-граммовые снаряды, обеспечивал начальную скорость 875 м/с. Темп стрельбы обеих систем не превышал 350 выстр/мин. Масса пушки DTAN образца 1935 года была сравнительно невелика для такого калибра и составляла около 80 кг. Однако военные с самого начала делали ставку на оружие «Hotchkiss», и другим производителям внимания не уделялось. С началом военных действий и последующей оккупацией страны дальнейшие разработки были прекращены. Не сохранилось ни документации, ни образцов этих разработок.

"Нелетающие" французские авиапушки. Гочкисс и Ко.

Сравнительные размеры французских авиапушек конца 30-х годов. Сверху вниз: 25-мм DTAN Модель 1935, Эрликон FFF, HS-9, HS-404, HS-405

Евгений Аранов
Подписаться
Уведомить о
guest

21 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account