0

В конце 1942-го по аэродрому Летно-исследовательского института на большой скорости двигался самолет, оставляя за собой снежные вихри. У сотрудников института были еще свежи воспоминания об испытаниях экспериментального самолета УТ-2Н с шасси на воздушной подушке, сконструированной молодым инженером Александром Давидовичем Надирадзе. На этот раз испытывалась боевая машина.

Создавая любой летательный аппарат, конструктор всегда стремится улучшить взлетно-посадочные характеристики, в определенной степени зависящие от выбора схемы шасси. Идея использовать для этой цели воздушную подушку родилась у Надирадзе под влиянием разработок катеров на воздушной подушке профессора В.И.Левкова в Московском авиационном институте. Несмотря на сложность взлетно-посадочного устройства (ВПУ) и его громоздкость, подкупала возможность взлетать и садиться на любую поверхность, в том числе и водную.

В 1940-м, после окончания МАИ Надирадзе назначили в ЦАГИ и в этом же году он получил авторское свидетельство на изобретенное им устройство. Для проверки предложения под руководством молодого специалиста на самолет УТ-2Н (последняя буква обозначает фамилию автора) установили ВПУ на воздушной подушке. Устройство представляло собой платформу, по периметру которой крепился резиновый надувной баллон, по типу камеры автомобильного колеса, но переменного сечения для обеспечения угла 10 град., необходимого для взлета и посадки. На верхней части платформы устанавливался мотоциклетный двигатель, вращавший четырехлопастный вентилятор, нагнетавший воздух в полость под платформу. Для регулирования давления воздушной подушки предусмотрели специальные перепускные жалюзи.

Летные испытания УТ-2Н, проведенные летчиками М.М.Громовым, А Б.Юмашевым и И.И.Шелестом, показали, что самолет способен взлетать и садиться на любых грунтах с боковым ветром, мог преодолевать небольшие препятствия при разбеге и пробеге. Но главным стал вывод, сформулированный М.М.Громовым: 

"Принцип, безусловно, имеет будущее и требует работы с целью специального применения".

Не менее интересным был и отзыв А. Б. Юмашева:

"Специальное взлетно-посадочное устройство представляет бесспорный интерес. Оно позволяет рулить, взлетать и делать посадку с боковым ветром на неукатанном снежном покрове, на котором взлет и посадка на обычном шасси невозможны."

В заключении отчета по испытаниям УТ-2Н рекомендовалось немедленно начать проектирование экспериментального самолета с убирающимися баллонами и рассчитанного на боевое применение.

Небесный вездеход. Воздушная подушка для Пе-2

В августе 1941-го в соответствии с полученным заданием под руководством Надирадзе началась разработка складывающегося ВПУ на воздушной подушке для бомбардировщика Пе-2. Конструктор обязывался предъявить машину на летные испытания 10 октября того же года. Для привода вентиляторов ВПУ отбор мощности (по 250 л.с. из 1035 л.с. каждого двигателя) осуществлялся от М-105РЕН (редукторный Надирадзе) с помощью вертикального вала с муфтой включения. В убранном положении ВПУ размещалось под мотогондолами. Самолет очень эффектно рулил, но оставшейся на воздушных винтах мощности для взлета явно не хватало. Отработка ВПУ сильно затянулась. В связи с этим 18 января 1943-го нарком авиационной промышленности подписал приказ, в котором, в частности, отмечалось:

"Состояние работ не обеспечивает их окончание с получением положительных результатов. Назначенная НКАП комиссия для определения целесообразности продолжения работ установила значительное ухудшение летных и взлетно-посадочных свойств самолета Пе-2, оборудованного приспособлением тов. Надирадзе.

Считая бесполезным продолжение работ по взлетно-посадочному приспособлению тов. Надирадзе, приказываю:

  1. Все работы по самолету Пе-2-М105 с взлетно-посадочным приспособлением тов. Надирадзе прекратить.
  2. Самолет передать заводу № 22 для использования на обычном шасси."

Следует отметить, что все попытки создания подобного устройства, как в СССР (Ан-14), так и зарубежом, до сих пор не увенчались успехом.

источник: Николай ЯКУБОВИЧ «НЕБЕСНЫЙ ВЕЗДЕХОД Воздушная подушка для Пе-2» «Крылья Родины» 04-1998

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account