Сегодня я решил посветить статью сразу двум самолётам, которые были созданы в одно время, однако в серию так и не пошли.
Содержание:
Як-7ГК с гермокабиной
Работы над Як-7ГК велись ещё в 1943 году. Конструкторы переоборудовали два истребителя Як-7Б М-105ПФ в истребители перехватчики с герметическими кабинами.
Первый прототип был оснащен экспериментальной гермокабиной конструкции А.Я. Щербакова. Самолёт получил обозначение Як-7ГК. Окончательно самолёт был готов в мае 1944 года. В ходе испытаний было установлено, что конструкция кабины получилась неудачной. Применять на других самолётах её не стали.
В чем причина отказа от гермокабины?
Несмотря на то, что гермокабина конструкции А.Я. Щербакова была вентиляционного типа, в ней отсутствовали элементы, которые могли обеспечивать вентиляцию. Вентиляция осуществлялась лишь естественным путем — через щели и неплотности в соединениях кабины. Также конструкцию подвела и автоматика — клапаны и регуляторы давления не работали должным образом.
Испытания второго образца Як-7ГК тоже провалились. Правда, в отличие от первого прототипа, на новом герметизация осуществлялась при помощи компрессора.
Учебно-тренировочный Як-5
Як-5 был разработан в том же 1944-м году специально для тренировки летчиков истребителей. Самолёт был одноместным. По конструкции был аналогичен самолёту УТ-2Л, однако отличался наличием убирающегося шасси и воздушного винта изменяемого шага.
Конструкторы оснастили учебный самолёт широким спектром пилотажно-навигационного оборудования, которое включало в себя мощную посадочную фару для тренировки в сложных метеоусловиях и в темное время суток, радиокомпас и синхронный пулемет ШКАС калибра 7,62 мм. Учебно-тренировочный Як-5 постарались максимально приблизить к боевому самолёту.
Интересный факт: Як-5 и УТ-2Л были полностью унифицированы и имели схожие летные характеристики. Конструкторы рассчитывали на упрощенное серийное производство и эксплуатацию самолётов обоих типов в учебных заведениях, благодаря чему могли сократиться сроки подготовки летчиков.
Были созданы два учебных Як-5, которые успешно прошли испытания. Несмотря на это, учебно-тренировочный вариант серийно не строился. Лишь в 1945 году был разработан учебно-тренировочный истребитель Як-11, при постройке которого учитывался опыт работы с Як-5 и УТ-1.