(не очень) Алтернативный флот программы 1898 года. Часть 5.1 — русские „екзотические“ крейсера
Внетерпеж добраться до сюда, отложил пока часть 4 – ремонты и усовершенствования перед РЯВ кораблей, заложенные раньше 1898г. (они как в рИ), а также Новики, Жемчуги и всякая миноносцы.
Сначала надо сказать несколько слов о Болгарии тогда и ее флот.
Содержание:
Болгария и её флот
Начало болгарского флота после Освобождения поставлено 12 августа 1879 года, когда в городе Русе была создана болгарская Дунайская военная флотилия численностью 9 офицеров и 58 унтер-офицеров и матросов (все – русские), До 1885 г. в состав вошли (переданные Россией и другие) пароходы «Опыт», «Горная Студена», «Пордим» и «Взрыв», шхуна «Келасура», катера «Птичка», «Олафчик», «Варна», «Ракета», «Мотала», «Фардинг» и «Бавария», минная часть, флотский Арсенал, мастерские и т.п. Интересний факт: первый командир болгарского флота – Александр Конкеевич, был заменен с 1882 до 1885 году Зиновием Рождественским (тот самый).
В январе 1881 года в Русе было открыто Морское училище (ставшее первым техническим учебным заведением в стране), в котором началась подготовка кадров для военно-морских сил[3].
Вступление – развитие Болгарии (флотоманы могуть пропустить..)
В 1885г. недовольное Соединением Болгарского княжества (вассальное Султану) и Източной Румелии (авт. область в Османской империи), сделаное под напором народних масс и вопреки Российской (многоходовой :))) дипломатии, Российское правительство отозвало всех русских офицеров с Болгарии (Рождественского тоже). Последовавшее нападение подстрекаемой АВИ Сербии „в спину“ Болгарии (болг. войско было на турецкой границе) привело к Болгаро-Сербскую войну, известная как война капитанов против генералов – такое было самое высокое звание тогдашних болгарских офицеров. Ето дало возможность о боевом крещении флота и первых успехах на Дунае.
Росийско-Болгарские отношения улучшились лишь в апреле 1896 г. при нового Российского Императора Николая II, для чего новоизбранный в 1887г болгарским парламентом болгарский князь Фердинанд Сакс Кобург-Гота (католик), преодолев сопротивление жены (Марии Луизе Бурбон-Пармской – рьянная католичка) согласился ввести своего престолонаследника Бориса (р. 1894 г.) в Православие. Ему было ясно, что католику трудно будет править православную конституционную монархию, в которой Народное собрание (парламент) имело возможность заставить монарха отречься от престола и выбрать новый !
К етому времени (1896 г.) относится создание морского военного флота (гражданский создан в 1892) для чего в Б-я действовала Французская военно-морская миссия с 1896 по 190(х) год, её возглавил офицер Поль Пишон, дослужившийся до чина контрадмирала (в реале – капитана І ранга) в болгарском флоте.
Надо сказать, что в конце 19 в. Болгария не была бедным государством. По дохода на голову населения она опережала многих европейских стран (Швейцария, Испания, РИ, Греция, Осм. И, многие регионы АВИ и Герм.И….). Основа для етого было (как все еще и у других в ту пору) развитое сельское и горское хозяйство, плодородние земли и хороший климат. Традиционно болг. крестьяне лично владели значительные количества земли (ср. 3-4ха), а в Добрудже и в других местах развивались крупные стопанства – 100-300ха, вкл. государственные (!) на землях бежавших турецких феодалов. Они осуществляли развернутое стоковое производство на експорт, пользуясь собственных сушилен, силосов и т.п. Подстегнутое внедрением европейской усоверш. техникой оно стало основой для бурно развивающейся промишлености, в первую очередь перерабатывающую – хранительно вкусовую, кожарскую, текстилную и пр…..Уф, хватит с етими описаниями, не они цель поста, скажем коротко – деньги были.
Вот, Националный вопрос решен до конца не был. Берлинский конгрес оставил за Осм. Империи значительные территории полуострова, заселенные христианским населением – преимущественно болгаров, много греков и немного сербов (в Косово и Метохия). Что характерно для Османской Империи – население не смешивалось, живя в отдельних моноетнических деревнях, в городах были отдельные „махали“ (кварталы) для турков, греков, болгар и евреев (последние составляли значительную часть населения Цариграда и Солуна) У всех были свои самоуправляющиеся общины, поддерживающие свои школы и церкви – налоги шли только на турков и турецкую державу.
Тогдашные Французские представления об етносах на Балканах. Особо отметим евреев, превышающие 50% (!) в Константинополе и Салоники ?!
Помня об етой нерешенности, болг. правительство вкладывалось в устройстве армии и военной индустрии – наладило производство пороха и муниции (гос. пороховый завод в г. Сопот), потом ремонт и мелкосерийное пр-во стрелкового оружия (гос. Арсенал в Софии и г. Казанлък) и т.д. Машиностроительная фабрика в г. Габрово, производящая прядильные и ткацкие станки, тоже могла выполнять оружейные заказы.
Флот обзавелся построенным во Франции учебным „крейсером“ Надежда (700 т, 17 уз., 2×1-100 мм и 2×1-65 мм; 2×381-мм палубни ТА) и несколько миноносцев по 100 т (1×2 ТА, 2×65 мм).
Европейский план реформ и равноправия для ОИ не состоялся, реакционный султан Абдул Азис настроил против себя даже часть турецких офицеров (младотурки), хотевшие сохранить империю на основе подлинного равноправия етносов. В етих условиях Внутренная Македоно-Одринская Революционная Организация (ВМОРО), многие годы вооружавшая население, взяла курс на восстание. Призивы Болгарии отложить его ввиду неготовности ее армии помочь, революционеры слышать не хотели. Ето подхлестнуло болг. программу перевооружения. И все таки, первое восстание (1902 года) в регионе Горна Джумайа (совр. Благоевград) было потушено турецкой армии без вмешательства Болгарии. В воздухе однако запахло порохом…
Уважаемые коллеги, все ето вверх была сплошь РеИ, а сейчас чтобы не утомлять флотоманов, перейдя к АИ откроем болшую скобу, в которой поместим все не относящееся к флота – Балканская политика других государств; развитие и мощь Болг. армии, за которую в реале европейцы прозвали болгаров „прусаки на Балканах“; Илинденско-Преображенское восстание; сама война 1903 года (алт); дипл. подкрепа РИ (она нейтрализовала АВ и заставила ОИ держать войска на Кавказе); решение территориалных вопросов и т.д. и т.п….. здесь отметим только, что болгаро-греческий спор об Солуне (Салоники) удалось решить мирно. Болгария указывала, что по количестве болгары там намного превышали греков, Греция приводила доводы исторической принадлежности города…. В сущности спор был о ТАМОЖНЕ (синее блюдо с золотой каемочкой :))) посколько город был „ворота“ Македонии. Так вот, решили, что пока Болгария разовьет порт Кавала и достроит железные дороги, на переходний период в 10 лет Солун будет откритым городом, потом отойдет полностью Греции, с сохранением права безмитного болг. транзита. Паралельно запускалась большая программа добровольного перемещения населения (окрестности Солуна были заселены сплошь болгарами, а в болгарской Беломорской (Егейской) Тракии имелось много греков), посколько оказалось, что молодое национальное греческое государство относилось к негреческом населением намного жестче, чем Осм. Империя к христианам! (вот тебе и „освобождение“, после которого начнут жалеть о султане!). Так, в другом посте можно „скобу“ „расскрыть“, а сейчас сразу переходим к
Болгарский флот перед войной 1903 г. (флотоманам уже можно..)
Несмотря на приоритетност армии, у болгарского командования было понимание о важной роли флота в предстоящей войне. Дело в том, что в силу неразвитости железних дорог, перемещения по обширной Османской империи и снабжение частей турецкой армии осуществлялись преимущественно морским транспортом. Греческий флот старался поддерживать надмощие над турецким, но задачи будущей борьбы за острова могли отслабить его внимание к борьбе на коммуникациях. Поетому болг. командующий Поль Пишон получил задачу представить проект развития флота в сторону наделения его возможностью для крейсерских операций в Егейском море. Маленкий учебный „крейсер“ „Надежда“ и несколько 100-тонных миноносцев, находящихся в Черном море, не могли сделать етого.
Проект, одобренный в 1901 году, включал покупку (в силу все-таки маленких финансов) только одного, но зато очень крупного броненосного крейсера, способний выполнять ВСЕ задачи борбы на море, а также несколько больших мореходных есминцев, способних выполнять противокаботажние функции в восточном средиземноморие. Под ето предполагалось использовать малую часть френского (военного) кредита и дарение разбогатевшего болгарского иммигранта в США инж. Асен Йорданов, держатель многих патентов, одну из (американских) фирм которого как раз начинала производить промышленные паровые турбогенераторы в сотрудничестве с Уестингхаусом.
Как француз, Пишон предложил построить в Франции броненосний крейсер типа „русский Клебер“ (Баян). Выяснилось однако, что он мог быть готов не ранее конца 1904 г. Штаб флота стал обдумывать покупку чего-то готового, или хотя бы на стапеле. Но кто согласиться продаст свой современный крейсер, а не какое то старье? Здесь произход болгарского князя сыграл свою роль – выбор пал на скоро заложенный (11.03.1901) в Пола Австро-Венгерский броненосний крейсер „Санкт Георг“. Венгерский парламент „двуединной“ монархии, всегда искавший возможность съекономить на флоте, прошение Болгарии поддержал радушно, говоря что експорт – ето хорошо, а для себя построим другой „если надо“, т.е. „в другой“ раз J))) Виена (что делать) согласилась. Ведь Болгария была, кроме крупного торгового партнера, еще и крупний оружейный клиент – ружья Манлихера (но под патрон 7/57 „испанский маузер“); пулеметы Шварцлозе; 88-мм полевые пушки Шкода (лиценз Круппа) и т.п. Арсенал в Поле взялся ускорить работы и спустить на воду крейсер в 1902 г. и сдать на испитания в IV кв. 1903 г.
Оригинальний проект Зигфрида Поппера имел следующие данние:
(полное) |
8070 т |
Двигатели |
2 паровые машины тройного расширения, 12 котлов | |
Длина |
124,3 м | Мощность | 15 271 л. с. (триал) | |
Ширина |
19 м | Скорость хода | 22,01 узла (триал) | |
6,8 м | ||||
Пояс —210-165мм, траверзы — 190 мм, палуба — 39 мм (на скосах- 65 мм) казематы — 135 мм, башни — до 210 мм, рубка — до 200 мм |
Вооружение | 1×2-240мм/40; 5×1-190мм/42; 4×1-150-мм/40; 9×1-66мм; 7×1-47-мм; 2-37мм |
Вся тяжелая и среднекалиберная артиллерия находилась в хорошо бронированных башнях и казематах.
Здесь надо отметит следующее. Поль Пишон, несмотря на молодость, отнюдь не принадлежал к „молодой школе“, а пришел во флот „от артиллерии“ (как Наполеон J)))) и считал тяжелых артиллерийских кораблей чрезвычайно важними. Его роль в развитии болг. артиллерии и воспитание молодых арт. офицеров очень большая. Посколько „Свети Георги“ (имя не меняли, только перевели на болгарский, посколько он один из самых важных болг. святых, патрон армии) надлежало стать флагманом и быть „на все случаи жизни“, он потребовал другой состав артиллерии. На место задней 190-мм башни надлежало установить еще одну 2х240-мм башню, а возросший вес компенсировать, исключив вообще все 190 милиметровок и казематов. Однако посколько структура казематов уже делалась в корпусе крейсера, ограничились исключением с спесификации их тяжелой брони, поставив 50 и 25 мм противоосколочной и установив там 8бр. 100-мм фр. орудия. 240-мм пушка Шкода стреляла 2,5 раза в минуту 229-кг снарядом с 725 м/с (снимаемые 190-мм – до 4 раза с 97-кг бронебоем). Уступая немного в мощи 10“ пушек Победы (60,2 МJ против 67,9 МJ), она превосходила их в скорострельности и точности. Две 240-мм весили 56,3 т (только пушки), а снимаемые пять 190-мм – 62,5 т (только пушки). 8х100-мм весили без станков 16 т, а снимаемые 4×150 мм- 18 т.
Дальность корабля мне неизвестна, но в реале известно, что в априле 1907 г. он пересек Атлантику для участия в Джеймстаунского изложения в чести 300-летия первого англ. постоянного поселения в Америке, т.е. ее хватало не только для Адриатики.
Как вам нравиться? Крейсер в водоизмещение Баяна, бронированний лучше Асамы, с главным калибром Победы и превосходящий всех тех в скорости! Но без „среднего“ калибра… Ест ли подвох? – думаю нет, но английским корабелам надо пододвинуться на Олимпе….а всяким Кресси и Кентам в Средиземном море надо смотреть в оба!
Однако, как известно, дорога ложка к обеду. К концу 1902 г. стало очевидно, что война разразиться летом/осени следующего года, когда „Свети Георги“ только начнет испытания. Что делать? И вот – не было бы счастия, да несчастие помогло. 13-го октября 1902 г. в Тулоне раздался взрыв. Взорвался старый порох в погребе кормовых 138-мм пушек стоящего у причала старого крейсера „Шанзи“ (типа „Адмирал Шарне“). Задную част корпуса разорвало, а тяжелая „боевая“ мачта, упав на стоящего рядом крейсере „Поту“, разворотила надстроек и задних казематов 138-милиметровок. Ети повреждения вкупе с другие недостатки и так вызывавший резкую критику многих специалистов крейсера (Абаза не был одинок) навели руководство фр. Марине на идею не тратиться на ремонт, а вывести „Поту“ в резерв, поставить к стенку и продать „как ест“, если найдуться желающие „латиносы“. И вот союзная Болгария срочно ищет что-то „дешевое и сердитое“. Сделка состоялась в конце ноября, а уже в феврале 1903г. наспех ремонтированний корабль (тех казематов и не восстанавливали) вышел в море с болгарским екипажем (в маш. команде имелись иностранцы) под именем Черноморец (етим именем подразумевалось его базирование в будущем)
„Черноморец“ летом 1903 г.
Вооружение 5500-тонного крейсера состояло из двух башенних 194-мм/40 и восемь шесть 138,6-мм/45 пушек в казематах и две в щитах на центральных „балконах“ J)), а также 10×47-мм. Машины в 10 000 л.с. придавали ему скорость в 19 узлов (10 400 и 19,2 уз. на триале), ето был самый критикуемый раньше параметр крейсера, стесняющий его тактическую нишу в Френском флоте. В таком виде крейсер принял участие в войну 1903 года и сразу после нее встал на кап. ремонт в Ла Сен сюр мер.
В ходе ремонта сделали:
- Не восстанавливая задных казематов 138-мм и надстройки спардека, установили еще одну 194-мм башню, взятую с злощастного „Шанзи“. Тип етих фр. башен, у которых кроме подкрепления, внизу уходит только бронированная подачная труба удешевил работ.
- Надстроили длинного тарана, новый прямый форщевен подобрил мореходность (ну, ето больше мою прихоть, для естетики J)))
- Попытались как-то повысить скорость (главный косяк). Посколько замена котлов (18 Бельвиль) и/или машин выходила за скромные рамки бюджета, пока ограничились их ремонтом. Бельвилям добавили економайзеры, маленкие перегреватели (скорее осушители) пара, и главное – заменили паровых машин електрогенераторов на размещенних в машинных отделениях американских турбогенераторов, работавших на мятого (отработанного) пара основных машин (производства Йорданова). Все ето позволило поднять макс. мощность на валов с 10 400 л.с. до 11 200 л.с. и скорость с 19,2 до 19,8 узлов (все равно недостаточно для того времени).
Все-таки корабль оказался не так уж и плохим – сплошной пояс большой высоти надежно предохранял от скорострельных шестидюймовок, толстий скос бронепалубы противостоял и более крупным калибрам, вооружение было солидное, а устойчивость и мореходность – отменные. Для региона – самое то!
Вернемся однако к концу войны. Угроза захвата Стамбула (Константинополя) болг. армией сделала капитуляция осман почти безоговорочной. Среди кляуз мирного договора были включены многие, не связанные с непосредственних интересов союзников (как границы, режим Проливов и т.п….), но как „материал“ для будущих торгов с великих сил для признания етих итогов. В частности получая от Турции Триполитанию и Киренайку (!), Болгария, (не зная о будущей нефти)) и не имея никаких „колониальных“ замашек, сразу (после переговоров) отдала их Италии в обмен на….(разное). Донельзя довольный италианский король Виктор Еммануил III помимо других ответних жестов и т.п. подарил Болгарии недостроенный броненосец (типа) «Реджиня Елена», заложенний в 1901 г. в Специи. Воистину королевский дар, однако у Болгарии, с бюджетом и так разтянутый потребностям развития новоосвобожденних территории, перемещении населения и обустройстве порта и военно-морской базы в Кавала, денег на достройку не оказалось. А и будущие расходы содержания не вдохновляли страну без значимых интересов на море. Вошедшего в строй в конец 1903 г. „Св. Георги“ хватало. И так, отказывать нельзя достроить!?!
Пока маялись что делать, настырный Пишон все таки переделал броненосец (скорее большой БрК) под нужд Болгарского флота (в его понимании).
Оригинальный проект Куниберти имел две одноорудийные башни с 305-мм англ. намоточние пушки (по 52 т) и шесть двухорудийные башни с таких же тяжелых 203-мм (по 19,1 т). Скорость, как подобает италианцу, превышала 21 узел. Посколько таких калибров в болгарского ЕЦВ флота не применялись, а пушки не нравились и их надо было еще и заказывать, он инициировал переделку корабля под единый 240-мм калибр (Шкода), применявшийся на „Св. Георги“. Ето в большей степени совпадало и с идеям Куниберти, и он с ентусиазмом взялся за дело. Посколько барбеты башен были уже сделаны, получилось следующее:
а) одиночные 305-мм орудия (52 т) заменили на 2×240 мм (56 т)
б) сдвоеные 203-мм пушки (38 т) заменили на 1×240 мм (28т)
в) некоторую економию веса пошла и на замена 12×76 мм на 12×100 мм
Всего получили 10×240 мм (7 на борт) и 12×100 мм, скорость доближалась до 22 уз.! Чем не королева БрК – лучше будущего Блек принца!
Однако проект – хорошо, но вопрос, что делать с кораблем, оставался. Спущенный на воду в конце 1903 г., он замер у достроечной стенки. И вот,
Начавшаяся РЯВ
все переменила! Поврежденные корабли 1 ТоЕ (как в РеИ) заставили ее обороняться, в море чаще выходили только крейсера, и хотя (в отличие от РеИ) здесь был и Богатырь, а вместо Варяга в Чемульпо погиб Боярин, единственного броненосного Баяна (алт – 6×203 мм) не хватало на всех. Вот тут русские адмиралы пожалели об легкой рукой отказанная покупка крейсеров типа „Гарибалди“, а имперские агенты бросились по миру искать возможность купить их двойников (аргентинских), а то и старые чилийские „Есмералда“ и „О‘Хигинс“. Покупка „екзотических крейсеров“ предполагалась под какого нить неутрального флага, в т.ч. болгарского и тут болгары сказали – нечего искать синицу в небесах, когда ест журавль в руках, да какой (!), только недостроенный :((. Россия с етим согласилась, свежые деньги подстегнули италианцев и работа закипела. Посколько наличних русских 254-мм пушек не оказалось, а 240-мм имелись, решили пока оставить их, а потом заменить (240 мм – болгарам).
Также Болгария, в силу признательности за Освобождение и других прагматических соображении вознамеревалась принять участие в войну („Св. Георги“ уже в строю), однако надо было точно выбрать момент потери неутрального статуса. Британия, непризнававшая еще некоторых пунктов договора с Османской империи (вкл. о режиме Проливов), через военноморского аташе в Софии официально заинтересовалась спешной достройки „Елены“, на что болг. правительство нагло (!) ответило, что причина – та самая британская позиция к договору и необходимость обезпечить болгарских интересов. А чего церемонится, позиция БИ и так сугубо враждебная, однако на суше они не сунуться (слава болг. армии в зените), младотурки взявшие власть в ОИ тоже на англов косо смотрят (им уже Германия импонировала, а Болгария обещала после обмена населения вернуть част Тракии с Одрином! – ну, АИ же )) Одними обстрелами рыбаков (и то в основном греков) повлиять на Болгарии не получиться, а можно и нарваться… на мину или торпеду из за островов! Так оно и вышло потом – но ето уже другая история :))
С начало войны как известно, отряд Вирениуса был отправлен назад в Средиземном море. В отличие от реала, в АИ настояния Макарова послать скорее отряд в ДВ возымело верх. Только решено было усилить его наличними кораблями для гарантии прорыва в Артур. Отряд в составе (пока) „Ослябя“, „Аврора“ и семь есминцев („Д. Донской“ и номерных миноносцев оставили в Кавала для рейдерства) дожидался приход с Балтики нового ЕБР „Александр III” (4×305 мм; 8×203 мм) и „Сисой Великий“ готовясь в конце марта отправиться на ДВ. Черноморский флот, в силу недоделанных кляуз договора о Проливах не смог отправить корабль (Святители), но вот екипажами поучаствовал (увидим как).
Посколько дожидаться „прекрасной Елены“(будущего Рюрика II) не стоило (самая ранная дата ввода – октябрь), задерживать отряд не стали. Проблема „неутралитета“ Болгарии решили послав „Св. Георги“ в „учебном“ плавании самостоятельно со встречи в Сайгон. Спешно возводились в Кавала кораборемонтние мастерские, сюда пришли корабелы с Николаева, планировалась перевести сюда с юня достройка италианца. Забегая вперед скажем, что он получил имя погибшего Рюрика.
Раньше однако «екзотических» крейсеров прибавило! Совершилась еще одна покупка- на тот раз у АВИ. Заклятые „союзники“ италианцев с той стороны Адриатики сочли возможным продать „неутральной Болгарии“ еще один корабль (ведь италианских кораблей тоже убыло…) Ето был „Кайзер Карл VI“ – другой оставшийся им БрК, но ведь их ЕБР бистрые… Что подтолкнуло австрийцев согласиться на ето – сейчас неизвестно, ведь друзья РИ они точно не были (а все догадывались, кому достанеться крейсер). То ли желание сохранить вектор русских интересов в восточном направлении (а не к Европе), то ли союзная солидарност с Кайзера – у того имелись те же соображения плюс желание подкрепить белую рассу против желтых (!) А может желание нагадить Британии, отдалить ее „конкордии“ с Францией? Как бы то ни было, но уже в середине марта „болгарский“ екипаж в основном из черноморцев принял крейсер в Поле „как ест“, загрузил усиленный боезапас (150-мм пушек не было в болг. и русском флоте) и после короткого освоения матчасти с помощи прежнего екипажа (а часть чехов из команды за хорошие деньги приняла болг. поданство и службу ) , 3 апреля вышел в море догонять „Св. Георги“ к Джибути.
„Боярин II“ (екс „Беломорец“; eх Kaiser Karl VI) — 6850 т полное; 119/17,3/6,8 м; 12 000 л.с., 20,8 уз.
2×1-240 мм/40 ; 8×1-150 мм; 16×47 мм; пояс 220-180 мм, барбеты 205 мм, казематы 75 мм
Как видим, крейсер как бы двойник РеИ Баяна, только главний калибр побольше, а водоизмещение поменьше. Ай да Поппер, ай да австийцы…
На сегодня екзотика хватит, припомним только состав 1ТоЕ в Артуре (корабли как в рИ и АИ) По наличным кораблям совместимые тактически боевые отряды не „квадратные“, а „трехугольные“. Припоминаем, что в етой АИ:
- Описанный отряд Вирениуса приходит в Артур в конце юня
- Там же (до войны) пришел с Владивостока Богатырь
- В Чемульпо вместо Варяга погибает Боярин (скаут!)
- Гибель Петропавловска (без Макарова- он на Баяне) и Яшима с Хатцусе- как в РИ
Тогда Артурские „триады“ к 1 юльского утра следующие:
1 броненосний (18уз.; 12“; 8“) – Ретвизан; Александр III (АИ) Цесаревич (рИ)
2 броненосний (18,5уз.; 10“) – Пересвет; Победа; Ослябя (все как в рИ)
3 броненосний (14уз.; 12“) – Полтава; Севастополь; Петропавловск, Сисой (все рИ)
1 крейсерский (23,5уз.;8“, 6“) – Варяг, Богатир, Асколд (все АИ)
2 крейсерский (19уз.; 6“) – Паллада; Диана; Аврора (все рИ)
3 крейсерский (21-22уз.; 203мм, 240мм – Баян; Боярин II и Св.Георги (Bg) (все АИ)
4 крейсерский (Владивосток) – Громобой; Россия; Новик Рюрик (все рИ)
и в Средиземном море (кроме болг. флота)
Кавала – Донский; Мономах; миноносци № 221 и № 222;
–- Рюрик II (ex Regina Elena) – с конец ноября
Пора заканчивать, сражения описывать пока не буду (не мастер), может быть только действия Рейценщейна с 3 крейсерский отряд – кошмар Камимуры! И конечно „бодания“ в восточном Средиземномории с япов (екс Суифтшур и Триумф) и бритов (состав широкий..)
У моего алт РИФа в общем все в последнем моменте и времени реагировать у япов нету, но всерьез задумываюсь сыграть „служебного“ защитника и поалтернативить их флот к некоторым АИ коллег. Там РИФ вовсю заранее алтернативят, а япы только стоят и смотрят – у них каждая заклепка заранее прописана! Скажете – они деньги уже потратили, но не все однозначно – вот гарибалдийцев в последний момент купили. Может быть интересные корабли получатся.