1

 Образование в феврале 1932 г. Главного управления Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при СНК СССР, объединившего руководство всеми видами применения гражданской авиации, привело к дальнейшему росту и интенсификации отрасли. Возрастающий объем перевозок и стремление к более высоким показателям эксплуатации авиационной техники первым делом требовали появления новых летательных аппаратов, создание которых активизировалось в период 1930-х годов. В мае 1934 г. инженерное общество «Авиавнито» и редакция газеты «За рулем» организовали конкурс на современный пассажирский самолет, способный развивать полетную скорость 420-450 км/ч. Дальность полета, согласно условиям конкурса, требовалась 1250-1500 км, потолок 7500 м, вместимость салона 5-12 пассажиров с багажом.

До установленного срока (1 мая 1935 г.) жюри конкурса рассмотрело несколько десятков проектов различных авторов и коллективов, представлявших собой в основном двухмоторные монопланы с совершенной аэродинамикой. Хотя ни один из представленных проектов на практике не реализовали, сам конкурс в значительной степени повысил интерес в СССР к скоростным самолетам гражданского назначения. В представленном ниже материале мы расскажем о некоторых проектах пассажирских самолетов, разработанных в этот период в Центральном Аэрогидродинамическом институте.

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

В основном эти проекты, являющиеся инициативными разработками, создавались молодыми инженерами, многим из которых еще предстояло прославиться своими работами в советской авиапромышленности. Достоверно известно о пяти таких перспективных разработках.

Проект транспортного самолета Авиавнито ЦАГИ-1

Этот скоростной моноплан с крылом, выполненным по схеме обратной «чайки», предполагался под двигатель Райт «Циклон» мощностью 700 л.с.

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Характеризовался следующими размерами: длина 9,0 м, размах крыла 12,0 м. Экипаж состоял из летчика и бортмеханика, в салоне размещались до 5-ти пассажиров.
 

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

В числе авторов проекта назывались: М.М.Фадеев, П.М.Хавкин, С.С.Кричевский, Э.И.Корженевский, С.Ф.Фофанов, Е.С.Фельснер.

Первоначальный вариант скоростного транспортного самолета Авиавнито ЦАГИ-2 

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Проект отличался оригинальной компоновкой силовой установки в центральной части фюзеляжа. Двигатель М-34ФН 900 л.с. соединялся с тянущим воздушным винтом длинным валом, проходящим под полом кабины пилота.

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Экипаж состоял из летчика и бортмеханика, в салоне размещались до 6-ти пассажиров. Особо стоит отметить, что авторы поместили бортмеханика в особом отсеке, сразу за двигателем.

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Самолет характеризовался следующими размерами:

Размах крыла (м) ……………………15
Длина в линии полета (м) ……..10,5
Высота в линии полета (м) …….3,2
Площадь крыла (м ) ………………..32

Проект скоростного транспортного самолета Авиавнито ЦАГИ-3.

Самолет спроектирован на основе планеров конструкции Виктора Беляева БП-2 и БП-3, построенных и испытанных в 1933-34 гг. Продолжая совершенствовать выбранную схему, Беляев принимает участие во Всесоюзном конкурсе по созданию скоростного транспортного самолета. Группа В.Н. Беляева, в которую входили П.Н.Обрубов, Д.А.Затван, Э.И.Корженевский, Л.Л.Селяков, Н.Е.Леонтьев, В.А.Лихачев, Б.С.Бекин и И.Е.Борисенко представила на конкурс проект двухмоторного пассажирского самолета.

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Основой проекта явилась схема с крылом обратной стреловидности, уже отработанная на планерах. Два фюзеляжа самолета, в каждом из которых размещались по 7 пассажиров, являлись продолжением гондол двигателей М-25 мощностью по 700 л.с. Двухкилевое вертикальное оперение в верхней части соединялось мощной горизонтальной рулевой поверхностью. Схема позволяла получить легкую и прочную конструкцию с отличными аэродинамическими качествами и полезной весовой отдачей около 50%.

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

С такими заявленными характеристиками проект, названный Авиавнито-3, вызвал большой интерес, заслуженно вошел в число победителей конкурса и рекомендовался к постройке. Хотя данный проект Беляева на практике не реализовали, на его основе был разработан и в 1939 г. построен экспериментальный бомбардировщик ДБ-ЛК.

Проект Авиавнито ЦАГИ-2 (второй с таким названием) И.П.Толстых.

Трехместный высокоплан с двигателем М-11 для обеспечения связи и обслуживания местных линий связи. Крыло складное, оборудовано интерцепторами.

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Проект скоростного транспортного самолета Авиавнито ЦАГИ-4

Силовая установка: два двигателя М-34. Проект отличался двумя индивидуальными кабинами на крыле, сразу за моторами. Экипаж состоял из двух пилотов, в трех пассажирских салонах можно было перевезти 18 человек.

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Проект скоростного транспортного самолета Авиавнито ЦАГИ-5

Самый традиционный из представленных проектов также имел свою изюминку — мощную механизацию задней кромки крыла.

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Проекты харьковского Авиавнито

Проекты, выполненные в Харьковском авиционном институте в 1934-1935 гг. под общим девизом: «Скоростной транспортный самолет — СТС». В качестве силовой установки предполагался к использованию двигатель М-34. Отдельные варианты «пассажирских лайнеров» прорабатывались и для возможного военного использования.

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

Не мыслящие трафаретами. Проекты Авиавнито. СССР

источник: Михаил Маслов "Проекты Авиавнито" «Крылья» № 1(4)/2010

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account