Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
26 ноября 1914 года в порту Ширнесс внезапно взлетел на воздух английский эскадренный броненосец "Булварк". Мощнейший взрыв, точнее – серия взрывов, произошедших почти мгновенно друг за другом, буквально разорвал 130-метровый корпус броненосца на несколько частей, которые затонули за несколько секунд. Из 750 человек команды спаслись только 12 матросов, находившихся в момент взрыва на верхней палубе и сброшенных в воду взрывной волной. Один из них впоследствии рассказывал:
"мне показалось, что меня подкинуло вверх на десятки ярдов, выше верхушек мачт".
Расследование катастрофы не смогло установить ее точной причины. Наиболее вероятной сочли самовоспламенение из-за высокой температуры метательных зарядов для 152-миллиметровых орудий, складированных в неположенном месте, в опасной близости от котельного отделения. Взрыв пороховых картузов вызвал почти мгновенную детонацию остального боекомплекта, которым корабль был загружен "под завязку", так как ему предстоял выход в море на боевую операцию.
А через два года, 26 ноября 1916-го, то есть, ровно 100 лет назад, печальную судьбу "Булварка" разделил французский эскадренный броненосец "Сюффрен". Взрыв уничтожил корабль, шедший у берегов Португалии из Гибралтара в Лорьен. Но в этом случае причина его гибели не вызывала сомнений: броненосец был торпедирован немецкой подводной лодкой U-52. Торпеда, попавшая в борт в районе артиллерийских погребов, спровоцировала детонацию хранившихся там боеприпасов.
Подобно "Булварку" "Сюффрен" затонул почти мгновенно, из 648 членов экипажа не выжил никто. После гибели броненосца U-52 всплыла на поверхность и долго ходила зигзагом, а ее моряки, поднявшись на палубу, пытались отыскать в воде хоть одного живого, но на поверхности плавали только изуродованные взрывом трупы.
К сказанному можно добавить, что U-52 была одной из наиболее наиболее удачливых и результативных подводных лодок кайзеровского флота. Вступив в строй в 1916 году, она до конца войны успела потопить 32 английских, французских, итальянских, норвежских, португальских, греческих и американских корабля, включая уничтоженный 19 августа того же года британский крейсер "Ноттинхэм", и торпедированную в 1917 году английскую субмарину С34. 11 сентября 1917-го она отправила на дно Северного моря российский транспорт "Тобол", шедший из Англии с военными грузами. Но "Сюффрен" был ее самой крупной добычей.
Первая полоса газеты "Дейли Миррор" с сообщением о взрыве "Булварка"
Броненосец "Булварк"
Броненосец "Сюффрен" в декоративной довоенной окраске
"Сюффрен" в Средиземном море, фото 1912 года
В 1914 году броненосец был перекрашен в маскировочный серый цвет