БРЭМ — бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Специальная машина, предназначенная для эвакуации и ремонта танков, а также другой боевой техники. Как правило БРЭМ — это танковое шасси, оснащенное лебедкой, отвалом, гидравлическим краном, различным специальным оборудованием и инструментом. И вот по поводу необходимости гидравлического крана у автора возникли большие сомнения.
БРЭМ-1
Можно заметить – ну какой же полевой ремонт техники без крана, и вы будете правы. Вот только автор посмотрел почти все ролики Министерства Обороны, выложенные в их социальных сетях, на тему работы ремонтных подразделений, и за эти несколько десятков видео увидел только одно применение крана БРЭМ. В других случаях в качестве крана используют краны-манипуляторы различных машин ремонтных подразделений, или вообще обычный автокран (ну ладно не совсем обычный, а его военную версию). Либо ремонт осуществляется в каких-то цехах с помощью установленных там кран-балок.
Тут можно возразить, что кран на БРЭМ служит для ремонта в полевых условиях вблизи переднего края. Но мы не забываем, что полевой ремонт осуществляется как минимум в безопасном от противника месте, и что тогда мешает подогнать туда обычный кран ремонтного подразделения?
БРЭМ-1 и ее кран
Но к чему это все. События военного конфликта на территории Украины показали нам множество примеров эвакуации подбитой техники, и наглядно подтвердили и продемонстрировали необходимость бронированной машины для эвакуации этой самой техники. Вот только зачастую их участие на этом и заканчивалось. Т.е. фактически они исполняли функции БЭМ – бронированной эвакуационной машины. Вытащить с поля боя технику, дотащить ее до безопасного места, где ее погрузят на трал и увезут уже на ремонт, который выполняется как правило вне пределов досягаемости орудий артиллерии и РСЗО противника. Учитывая увеличившуюся глубину разведки и поражения относительно линии соприкосновения, вряд ли у кого-то возникнет желание ремонтировать технику ближе, чем 50, а то и 100 километров от переднего края.
Увеличившаяся глубина разведки и поражения, а также большие размеры серой зоны между противниками стали причиной не только активного использования, но и достаточно больших потерь среди БРЭМ с обоих сторон. Это приводит к тому, что процесс эвакуации поврежденной техники даже на своей стороне, вблизи линии соприкосновения становится опасным делом, требующих специальных и защищенных машин.
В данном случае есть и противопоставление подходов к количеству БРЭМ (или других подобных машин) на количество танков. Если в Советской и Российской Армии штатно была одна БРЭМ на батальон, т.е. 1 эвакуационная машина на более чем 30 танков. То в Армиях условного коллективного Запада нормой считается соотношение одна БРЭМ на роту, т.е. 1 эвакуационная машина на 10-15 танков. О том какой подход более актуален можно спорить долго. Однако читая мемуары и воспоминания служащих в танковых войсках Советской и Российской Армии зачастую упоминается использование танков в роли тягачей для других поврежденных танков. Это отчасти говорит в пользу того, что соотношение одна БРЭМ на батальон, слишком мало, что заставляет тратить ресурс такого дорого средства как танк на такое непрофильное для него занятие как эвакуационные работы. Это начинает находить понимание и среди российских военных, так в статье «Под знаком ремонта» журнала «Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации» говорится о необходимости введения в штат танковой (мотострелковой) роты эвакуационного подразделения.
Значит мы сталкиваемся с необходимостью увеличивать количество БРЭМ в войсках. И тут возникает мысль, если БРЭМ используется в основном как тягач, то возможно, что кран ей и не нужен? Возможно ее возможности для уровня роты слишком избыточны? И это не желание сэкономить на спичках. Мы должны строить сильную армию, но она не должна висеть словно ярмо на шее экономики нашей страны. По данным на 2021 год в Армии России было более чем 90 танковых батальонов. А это значит, что нам необходимо более чем 300 БРЭМ. Что бы вы понимали, гражданский автокран грузоподъемностью в 20-25 тонн (а именно такой стоит на БРЭМ-1М), стоит порядка 14 миллионов рублей. Да он идет на шасси, но стоимость шасси составляет в нем хорошо если 50%. Т.е. сама по себе крановая установка стоит порядка 7 миллионов. Конечно, кран для БРЭМ отличается от гражданского, следовательно отличается и его цена (причем как кажется автору отличается она, не в меньшую сторону), но как точку отсчета его стоимость можно взять. Т.е. отказавшись от крана на БРЭМ, рассчитанных для танковых рот и оставив их только на тех, что будут числиться в батальоне (т.е. одна БРЭМ с краном на батальон, как это в принципе есть и сейчас) мы сэкономим порядка 2 миллиардов рублей! А это простите меня примерно две лишние роты танков Т-72Б3, если не больше.
Честно говоря, данный вопрос тянет не серьезное исследование, которым должны заниматься серьезные люди из Академии Генштаба. Т.е. опрашивать экипажи БРЭМ, наблюдать за их работой (именно наблюдать, а не контролировать), изучать опыт применения – тем более условия данного полно масштабного конфликта позволяют собрать достаточно большую и актуальную базу данных по данному вопросу. Это и будет серьезным исследованием, а вернее тем, что называется анализ и обобщение боевого опыта с целью дальнейшего применения.
Но давайте подумаем о том, какая именно БЭМ – бронированная эвакуационная машина необходима для танковой роты. Вы не поверите, но у нас даже есть построенный образец такой машины, а именно РЭМ – ремонтно-эвакуационная машина, построенная Омским заводом Ростеха для аэропорта Шереметьево. Данная машина фактически представляет собой БРЭМ-80У сделанную на базе Т-80У, лишенную гидравлического крана, ну и само собой настройка выполнена из обычного метала, а не броневой стали. Именно эту машину и можно взять за основу БЭМ.
РЭМ на базе Т-80 построенная для аэропорта «Шереметьево»
Что же будет представлять собой БЭМ? Это будет бронированная машина на базе основного боевого танка, которая по технической части – двигателю, коробке и большинству других механизмов, не должна от него отличаться. Т.е. в батальонах на базе Т-90, должна быть БЭМ на базе Т-90, Т-72 – на базе Т-72 и так далее. За счет этого достигается унификация и стандартизация гусеничного шасси на уровне танковой роты, а следовательно, не будет увеличиваться нагрузка на снабжение и обеспечение роты. БЭМ будет лишена башни с орудием, вместо которой будем размещаться увеличенная рубка с противоснарядным бронированием и динамической защитой. В рубке будет размещаться экипаж машины – механик-водитель, такелажник-сварщик и командир машины, по совместительству старший техник танковой роты. В рубке будут оборудованы так же минимум 3 дополнительных места, предназначенных для танковых экипажей чьи танки БЭМ будет эвакуировать. БЭМ должна быть оснащена бульдозерным отвалом-упором, мощной лебедкой, буксируемыми приспособлениями, сварочным оборудованием и прочим необходимым инструментом. Необходима и ВСУ (вспомогательная двигательная установка) как для обеспечения работы специнструмента на стоянке без запуски основного двигателя, так и в качестве дополнительного источника энергии. Из грузоподъемного устройства можно оборудовать БЭМ разборным краном укосиной или краном-стрелой – т.е. простым механическим устройством небольшой (1-3 тонны) грузоподъемности. На ней необходимо внедрить механизм автоматической сцепки, что позволило бы эвакуировать танки не покидая машину (на каждом танке на корме должен быть смонтирована проушина, а на БЭМ установлено сцепное устройство – аналогичное решение применяется на БРЭМ Т-16 на базе платформа «Армата»). БЭМ должна быть оснащена дистанционно управляемым модулем с пулеметом калибра 7,62мм или 12,7мм, развитой системой постановки дымов (тот же ДУ модуль можно оснастить гранатометом снабженным большим количеством дымовых гранат, что бы командир машины мог поставить дымовую завесу нужного размера в нужном месте) и системой РЭБ для борьбы с дронами. Над двигательным отсеком БЭМ можно смонтировать быстросъемную грузовую площадку, которая может использоваться для перевозки грузов.
На примере условной модели БРЭМ-80У видно, что если убрать кран и следовательно увеличить рубку, есть возможность для размещения дополнительных мест.
БЭМ и ее экипаж образуют отделение технического обеспечения и эвакуации танковой роты, которое будет входить в состав группы управления этой самой роты. Наличие такой машины и ее экипажа позволит танковой роте быть достаточно автономной в плане технического и эвакуационного обеспечения. Наличие у БЭМ бульдозерного отвала может помочь роте в преодолении как искусственных, так и естественных препятствий, а также в обустройстве собственных позиций.
Стоит заметить, что в истории Советской Армии создавались подобные машины. Назывались они БТС (бронированный тягач средний) или БТТ (бронированный тягач тяжелый). БТС-2 был создан на базе танка Т-54, а БТС-4 на базе Т-44, БТТ-1 и БТТ-1Т были созданы на базе САУ ИСУ-152 и ИСУ-122 соответственно. Были попытки создания БТС и на базе САУ-122-54, и даже МТП (машины технической помощи) на ее базе. Последняя, называемая МТП-3, не смотря на все свои недостатки, по своим задачам наиболее близка к предлагаемому автору варианту БЭМ. Главный ее минус в том, что создана она была не на базе основных на тот момент танков, а на отличающейся от них, что является огромным минусом с точки зрения унификации и стандартизации. Из иностранных примером можно привести американскую БРЭМ M88 Hercules. Главное ее отличие от всех остальных БРЭМ заключается в отсутствии гидравлического крана (вместо него стоит А-образный кран-стрела), и достаточно большой рубкой для размещения экипажа.
А как же БРЭМ? А БРЭМ, как и сейчас, должна остаться на уровне батальона. Она должна быть так же унифицирована и стандартизирована с танками и БЭМ по шасси. В добавок с БЭМ она может быть унифицирована и по прочим системам. Единственное ее фактическое отличие будет заключаться в установленном гидравлическом кране, сбоку от рубки. Да это уменьшит размеры рубки, но на уровне батальона и при наличии БЭМ в ротах БРЭМ не потребуется эвакуировать экипажи танков с передовой, а для размещения собственного экипажа его вполне хватит.
БРЭМ-80У по образу которой автор и предлагает строить все другие БРЭМ
Еще раз — автор не предлагает убрать БРЭМ совсем. Он предлагает их так же, как и сейчас оставить на уровне ремонтно-эвакуационных подразделений батальона, полка, бригады, дивизии. А в создаваемое ремонтно-эвакуационное отделение роты выделить БЭМ. БЭМ и БРЭМ между собой должны быть максимально унифицированы по основным агрегатам и оборудованию. Отличаться они будут наличием гидравлического крана и размерами рубки, а также наличием у БРЭМ расширенного перечня спецоборудования для ремонта. Это позволит за счет большей серии и унификации снизить стоимость как отдельных машин, а за счет разделения задач и подбора более соответствующего для этих задач оборудования снизить общую стоимость закупки всего комплекса машин.
Автор — Штабс-Диван
Моя группа: Заметки штабс-дивана https://vk.com/stabsdivan
Список источников
- Материалы сайта ru.wikipedia.org
- Материалы сайта topwar.ru
- Материалы сайта gakz.ru
- Gurkhan Modeller «МТП-3: ещё один несостоявшийся тягач»
- Соболев Е.Г., Маньшин А.Л., «Под знаком ремонта», «Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации» №7/2023