Настоящий народный истребитель? Проект легкого реактивного истребителя Blohm und Voss BV P 211.02. Германия

17

Настоящий народный истребитель? Проект легкого реактивного истребителя Blohm und Voss BV P 211.02. Германия

Содержание:

Предисловие редакции: С середины 1944 года командование немецких ВВС прибегало ко все более и более радикальным мерам: скоростные, простые в производстве и дешевые истребители должны были очистить небо от превосходящих сил союзников. В этом акте отчаяния компания Blohm und Voss приняла участие, представив свой проект. О проекте народного истребителя BV P 211 рассказывает Герберт Ринглштеттер.

В 1944 году для Германии ситуация на фронте и в тылу значительно ухудшилась, а превосходство союзников становилось все более и более очевидным. В то время как британские бомбардировщики ночами превращали немецкие города в пепел и руины, ВВС армии США своими дневными налетами наносили жестокие удары по немецким промышленным центрам. Разрушительные воздушные налеты американских бомбардировщиков на немецкую авиационную промышленность в 1943-44 годах потребовали от немецкого руководства решительных действий. Время поджимало, поскольку линия фронта неуклонно перемещалась в сторону Германии. Немецкие ВВС уже почти ничего не могли противопоставить значительно превосходящим по численности союзникам. Кроме того, в 1944 году американские, британские и советские летчики-истребители на своих отличных новых машинах превзошли немецкие дневные истребители Messerschmitt Bf 109 G и Focke-Wulf Fw 190 A.

американские бомбардировщики в небе Германии, 1944 год. Массированные удары по немецкой оборонной промышленности и господство союзников в воздухе потребовали переосмысления и сосредоточения внимания на создании истребителей. В частности, более совершенные реактивные истребители должны противостоять бомбардировщикам союзников, а также их низколетящим истребителям-бомбардировщикам и истребителям. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

американские бомбардировщики в небе Германии, 1944 год. Массированные удары по немецкой оборонной промышленности и господство союзников в воздухе потребовали переосмысления и сосредоточения внимания на создании истребителей. В частности, более совершенные реактивные истребители должны противостоять бомбардировщикам союзников, а также их низколетящим истребителям-бомбардировщикам и истребителям. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

Помимо самолетов Германии не хватало и пилотов, а те немногие, кто выходил из школ летчиков-истребителей, были все менее подготовленными и все быстрее становились жертвами вражеских истребителей. Вдобавок ко всему, растущая нехватка топлива серьезно повлияла на активность немецких дневных и ночных истребителей.

На самом деле ситуация казалась безнадежной. Были востребованы новаторские идеи, но Германии требовалось больше – самое настоящее чудо! Требовалось новое оружие, характеристики которого настолько превосходили все сделанное ранее, что должны были остановить триумфальное шествие союзников. В конце концов, разработка самолетов с новыми типами реактивных силовых установок шла в правильном направлении. Двухмоторный реактивный истребитель Messerschmitt Me 262 считался намного превосходящим по своим характеристикам боевые машины противника. В середине 1944 года начались эксплуатационные испытания перспективного реактивного самолета, но эта машина была сложной и дорогой в производстве.

Последующая модель должна была быть исключительно одномоторной и иметь значительно лучшие летные характеристики, чем Me 262. Само собой разумеется, что разработка истребителя с высокими лётными характеристиками требовала времени – возможно, слишком много времени. Тем не менее, второе поколение реактивных истребителей было связано с такими проектами, как Ta 183 компании Focke-Wulf. Чрезвычайная истребительная программа (Jägernotprogramm), запущенная в сентябре 1944 года, наконец, придавала первостепенное внимание разработке и производству истребителей. Теперь на первом месте стала оборона Германии с помощью истребителей, запущенных в массовое производство.

В условиях нехватки времени

Однако для того, чтобы в более короткие по сравнению с обычной практикой сроки противопоставить противнику новый более совершенный истребитель он должен был быть конструктивно максимально простым и дешевым в производстве. Движущей силой идеи миниатюрного истребителя считается Карл-Отто Заур – глава созданного в марте 1944 года истребительного штаба (Jägerstabs; с августа 1944 года статс-секретарь Имперского министерства военной промышленности) движущей силой. Сообщается, что Заур высказал идею посадить в эти машины мальчишек из гитлерюгенда. Остается неясным, были ли это намерения серьезными, но практических усилий в этом направлении, по всей видимости, не предпринималось. В свою очередь автором названия миниатюрного массового истребителя – Volksjäger (народный истребитель) – является Альфред Келлер, возглавлявший Национал-социалистический авиакорпус.

В качестве силовой установки создаваемого истребителя обязательно предусматривался реактивный двигатель; данное техническое решение гарантировало, что миниатюрный истребитель будет обладать превосходными летными характеристиками. От «народного истребителя» требовались способность выполнять 30-минутный полет на максимальной тяге, развивать на малых высотах скорость 750 км/ч и иметь длину разбега 500 метров. Это позволило бы миниатюрным истребителям действовать с небольших аэродромов, которые было очень трудно обнаружить разведке противника. Таким образом, истребитель должен был иметь возможность выслеживать низколетящие самолеты союзников, а также перехватывать бомбардировщики в пределах досягаемости.

В передней части кабины пилота была установлена броневая плита, защищавшая летчика от обстрела пулями 13-мм пулеметов – стандартного вооружения американских самолетов. Позади пилота под углом десять градусов должна была быть установлена другая бронеплита, защищавшая от снарядов 20-мм пушек. Вооружение «народного истребителя» должно было состоять из двух 30-мм пушек MK 108 с боезапасом по 100 снарядов на ствол. Вооружение могло быть усилено установкой двух 20-мм пушек MG 151/20 с боезапасом по 200-250 снарядов на ствол. Все топливные баки должны были защищаться обычным способом, а также должна была быть учтена возможность установки дополнительных баков. Согласно требованиям спецификации Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM), максимальная общая масса миниатюрного истребителя не должна была превышать 2000 кг. Также спецификация подчеркивала, что использование в конструкции самолета важных в военном отношении материалов (т.е. дефицитных материалов) должно было быть сведено к самому необходимому. В качестве силовой установки предлагался турбореактивный двигатель BMW 003. 10 сентября 1944 года спецификация с предложением участвовать в конкурсе была разослана компаниям Arado, Focke-Wulf, Fieseler, Junkers, Siebei, Messerschmitt и Blohm und Voss. Компания Heinkel получила письмо уже 7 сентября. Вилли» Мессершмитт был категорическим противником проекта дешевого миниатюрного истребителя и поэтому не представил проект. Командующий истребительной авиацией Германии Адольф Галланд также не слишком высоко ценил такую машину. Однако ни у Мессершмитта, ни у Галланда особого выбора не было.

в качестве силовой установки для «народного истребителя» спецификация RLM предусматривала турбореактивный двигатель BMW 003, статическая тяга которого могла быть достаточной для легкого истребителя. Однако в будущем мог быть заменен на более мощный He S 011. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

в качестве силовой установки для «народного истребителя» спецификация RLM предусматривала турбореактивный двигатель BMW 003, статическая тяга которого могла быть достаточной для легкого истребителя. Однако в будущем мог быть заменен на более мощный He S 011. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

До получения спецификации в компании Heinkel уже работали над проектом перспективного истребителя со стреловидным крылом, и его конструкция была упрощена.

Практическая простота

В компании Blohm und Voss сначала колебались, но затем все же приняли участие в конкурсе. Нужно было спешить, потому что руководство RLM ожидало, что аванпроекты будет представлены уже через пять дней. 12 сентября дата приема аванпроектов была смещена влево на 14-е число месяца. Под руководством главного конструктора Рихарда Фогта первоначально было разработано проектное предложение P 210 – сложный самолет аэродинамической схемы «бесхвостка», который, однако, вряд ли был бы реализован в требуемый промежуток времени. В следующем проектном предложении P 211.01 с общей длиной 7,1 метров уже имелись вертикальное и горизонтальное оперение традиционной конструкции, но, как и Р 210, использовалось крыло с большим углом стреловидности передней кромки крыла. Наконец, третий аванпроект P 211.02, который в конечном итоге был одобрен Фогтом и его помощником Амтманном (Amtmann). Данный проект представлял собой дальнейшее упрощение конструкции и отличался прямым высокорасположенным крылом. Во всех трех аванпроектах в качестве чрезвычайно прочной основы фюзеляжа использовалась сваренная из стальных листов труба, по которой в реактивный двигатель из воздухозаборника поступал всасываемый воздух. Все основные компоненты, такие как система управления, приборы, вооружение, оборудование и стойка крепились к этому центральному узлу. К концу трубы приваривалась стальная балка, к которой крепились силовая установка, основные стойки шасси и хвостовое оперение. Этот тип конструкции должен был чрезвычайно упростить сборку самолета.

элегантный проект миниатюрного истребителя Blohm und Voss BV P 211.01 со стреловидным крылом. Чертеж Veeti H

элегантный проект миниатюрного истребителя Blohm und Voss BV P 211.01 со стреловидным крылом. Чертеж Veeti H

схема проекта миниатюрного истребителя Blohm und Voss BV P 211.02. Упрощенный вариант с прямым крылом обладала всеми характеристиками дешевого и быстрого в производстве, но при этом мощного «народного истребителя». В компании Blohm und Voss оценивали трудоемкость P 211.02 при массовом производстве всего в 1800 рабочих часов – довольно оптимистичная оценка. Чертеж из коллекции Герберта Ринглштеттера

схема проекта миниатюрного истребителя Blohm und Voss BV P 211.02. Упрощенный вариант с прямым крылом обладала всеми характеристиками дешевого и быстрого в производстве, но при этом мощного «народного истребителя». В компании Blohm und Voss оценивали трудоемкость P 211.02 при массовом производстве всего в 1800 рабочих часов – довольно оптимистичная оценка. Чертеж из коллекции Герберта Ринглштеттера

чертеж консоли крыла проекта миниатюрного истребителя Blohm und Voss BV P 211.02. Крыло самолета по всему размаху должно было иметь одинаковую длину хорды. Чертеж из коллекции Герберта Ринглштеттера

чертеж консоли крыла проекта миниатюрного истребителя Blohm und Voss BV P 211.02. Крыло самолета по всему размаху должно было иметь одинаковую длину хорды. Чертеж из коллекции Герберта Ринглштеттера

После крепления шасси с гидравлическим приводом и с носовой стойкой, которая к тому времени стала обязательным элементом конструкции новых самолетов, машина «становилась на ноги» и уже могла перемещаться самостоятельно без громоздкой вспомогательной стойки. В качестве обшивки фюзеляжа в основном использовались листы дюралюминия. Листы обшивки передней части фюзеляжа, которая простиралась до установленного непосредственно перед двигателем силового шпангоута и разъемно крепилась к нему, предварительно подвергались формовке. Также была рассмотрена возможность использования в обшивке фюзеляжа дерева. Люки, обеспечивали легкий доступ ко всему оборудованию для проведения технического обслуживания и также позволяли быстро демонтировать и устанавливать силовую установку.

основной частью миниатюрного истребителя Blohm und Voss BV P 211.02 должны были стать сварной трубчатый лонжерон и хвостовая балка. На снимке хорошо винты места присоединения консолей крыла. Конструкция из листовой стали была изготовлена всего за 290 рабочих часов. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

основной частью миниатюрного истребителя Blohm und Voss BV P 211.02 должны были стать сварной трубчатый лонжерон и хвостовая балка. На снимке хорошо винты места присоединения консолей крыла. Конструкция из листовой стали была изготовлена всего за 290 рабочих часов. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

основной частью миниатюрного истребителя Blohm und Voss BV P 211.02 должны были стать сварной трубчатый лонжерон и хвостовая балка. На снимке хорошо винты места присоединения консолей крыла. Конструкция из листовой стали была изготовлена всего за 290 рабочих часов. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

основной частью миниатюрного истребителя Blohm und Voss BV P 211.02 должны были стать сварной трубчатый лонжерон и хвостовая балка. На снимке хорошо винты места присоединения консолей крыла. Конструкция из листовой стали была изготовлена всего за 290 рабочих часов. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

Быстрая сборка

Дизельное топливо J-2, дешевое в производстве и предназначенное для BMW 003, должно было находиться в 500-литровом баке, встроенном в хвостовую балку. Также был вариант размещения дополнительных 490 литров топлива в баках, расположенных в корневых частях крыла рядом с фюзеляжем. Прямое крыло из стали и дерева (внешние секции консолей крыла) имело одинаковую длину хорды по всему размаху, что обещало чрезвычайно простое, быстрое и недорогое производство. Элероны и закрылки, которые были взаимозаменяемыми и могли быть установлены на обеих консолях крыла, размещались на задней кромке крыла по всему ее размаху.

В качестве конструктивного материала хвостового оперения, вероятно, планировалось использовать дерево, но это не упоминается в техническом описании самолета. Готовая машина должна была состоять на 58% из стали, на 23% из дерева, на 13% из легких сплавов и на 6% из процентов других материалов. По приблизительным подсчетам в крупносерийном производстве на изготовление одного истребителя Blohm und Voss P 211.02 потребовалось бы всего 1800 рабочих часов.

Эрнст Хейнкель побеждает

Хотя на совещаниях 14 и 19 сентября 1944 года большинство присутствовавших высказались за проект Blohm & Voss 211, казалось, что с самого начала дело было решено в пользу проекта Heinkel He 162. Рихард Фогт был потрясен небрежным подходом, проявленным на совещании 19 сентября:

«…но о каком рассмотрении вопроса, не говоря уже о более серьезной проверке, не было и речи.»

30 сентября 1944 года решение было принято в пользу He 162, макет которого уже был изготовлен. Тот факт, что компания Heinkel получила предпочтение при заказе миниатюрного истребителя, было очевидным, поскольку ее проект пусть и не соответствовал всем требованиям, выпущенной RLM спецификации, но уже был в значительной степени прочитан и обещал хорошие летные характеристики. Тем более, что компания Heinkel, которая в прошлом не смогла добиться достаточного успеха с бомбардировщиками He 177 и перехватчиками He 219, наконец-то вновь получила крупный заказ, хотя требование поставлять тысячу «народных истребителей» в месяц было совершенно фантастическим. В конечном итоге небольшое количество легких истребителей He 162 попало на фронт и не сыграло никакой роли. Тем не менее, компания Blohm und Voss продолжили работы над проектом P 211, что позволило Рихарду Фогту на очередном совещании 2 октября 1944 года представить модель легкого истребителя и продемонстрировать преимущества новой конструкции. Хотя Рихард Фогт получил большое одобрение, решение не было изменено, и ставка на He 162 осталась прежней.

Heinkel He 162 стал победителем конкурса на «народный истребитель». Этот реактивный истребитель, запущенный в серийное производство в последние месяцы войны, не смог оказать никакого влияния на ход боевых действий. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

Heinkel He 162 стал победителем конкурса на «народный истребитель». Этот реактивный истребитель, запущенный в серийное производство в последние месяцы войны, не смог оказать никакого влияния на ход боевых действий. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

Лучший «народный истребитель»?

Вопрос о том, был ли P.211.02 лучшим вариантом, остается дискуссионным, поскольку ожидалось, что он будет иметь более низкие летные характеристики по сравнению с He 162. Вскоре должен был быть доступным двигатель Heinkels He S 011 с колоссальной статической тягой 1300 кгс, который значительно увеличил бы преимущество немецких реактивных истребителей над поршневыми истребителями союзников. Технически более сложный P 211.01 с низкорасположенным стреловидным крылом был лучшим выбором с точки зрения летных характеристик даже с двигателем BMW 003 – особенно в ожидании реактивных истребителей союзников. Однако именно благодаря своей простоте проект P 211.02 ближе всего подходил к реализации идеи массового и дешевого в производстве миниатюрного истребителя.

гипотетический вариант окраски (утвержденный RLM камуфляж позднего образца) миниатюрного истребителя Blohm und Voss BV P 211.02 в случае его запуска в серийное производство. © Герберт Рингльштеттер для сайта www.aviaticus.com

гипотетический вариант окраски (утвержденный RLM камуфляж позднего образца) миниатюрного истребителя Blohm und Voss BV P 211.02 в случае его запуска в серийное производство. © Герберт Рингльштеттер для сайта www.aviaticus.com

А с учетом беспроблемного поведения в полете, изготовленного в 1943-44 годах очень простого планера-истребителя BV 40, проект P.211.02 мог бы очень близко подойти к требованиям к «народному истребителю» с точки зрения характеристик управляемости. Этого нельзя сказать про He 162, даже наоборот – реактивный истребитель компании Heinkel требовал очень опытного пилота! Однако в конце 1944 – начале 1945 года у немецких ВВС не было ни достаточного количества опытных пилотов, ни необходимого запаса топлива для «народных истребителей», если их – теоретически – в больших количествах изготовили немецкие авиазаводы.

разработанный компанией Blohm und Voss в 1943-44 годах планер-истребитель BV 40 имел простую конструкцию и во время испытаний продемонстрировал безупречные характеристики управления. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

разработанный компанией Blohm und Voss в 1943-44 годах планер-истребитель BV 40 имел простую конструкцию и во время испытаний продемонстрировал безупречные характеристики управления. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

компании Blohm und Voss удалось разработать проект простого и дешевого миниатюрного истребителя P 211.02, который по своим летным характеристикам превосходил бы поршневые истребители союзников, но при этом уступал бы первому британскому реактивному истребителю Gloster Meteor. Однако со стреловидным крылом по типу P 211.01 и с двигателем He S 011 немецкая машина опять получала бы превосходство. Иллюстрация Анастасиос Полихронис

компании Blohm und Voss удалось разработать проект простого и дешевого миниатюрного истребителя P 211.02, который по своим летным характеристикам превосходил бы поршневые истребители союзников, но при этом уступал бы первому британскому реактивному истребителю Gloster Meteor. Однако со стреловидным крылом по типу P 211.01 и с двигателем He S 011 немецкая машина опять получала бы превосходство. Иллюстрация Анастасиос Полихронис

«народный истребитель» Blohm und Voss BV P 211.02 был одним из множества проектов, разработанных в последние месяцы войны. Иллюстрация Анастасиос Полихронис

«народный истребитель» Blohm und Voss BV P 211.02 был одним из множества проектов, разработанных в последние месяцы войны. Иллюстрация Анастасиос Полихронис

Разработанный Рихардом Фогтом проект миниатюрного истребителя P 211.02 был достаточно мощным и удовлетворял требованиям вплоть до весны 1945 года. Однако практическое подтверждение этого сделать не удалось.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип:P.211.02He 162
Назначение: дневной истребитель, истребитель-перехватчикдневной истребитель, истребитель-перехватчик
Экипаж, чел:11
Силовая установка:
тип двигателяStrahltriebwerk BMW 003 EStrahltriebwerk BMW 003 E
статическая тяга, кгс800 (920)800 (920)
Размеры:
размах крыла, м7,607,20
длина, м8,069,05
высота, м:
• общая3,302,60
• по высоте кабины пилота2,43
площадь крыла, м²12,8711,16
длина хорды крыла, м1,70
удельная нагрузка на крыло, кг/м²264251
ширина колеи, м1,70 m
Масса:
пустого, кг24801663
взлетная, кг34002805
Летные характеристики:
максимальная скорость, км/ч:
• на уровне моря705790 (890)
• на высоте 3000 метров744
• на высоте 6000 метров767840 (905)
• на высоте 9000 метров746
• на высоте 11000 метров765 (845)
крейсерская скорость, км/ч:
• на уровне моря404
• на высоте 6000 метров472
• на высоте 9000 метров528
взлетная скорость, км/ч150
посадочная скорость, км/ч150170
скороподъёмность, м/с
• на уровне моря14,0519,2
• на высоте 3000 метров6,6
• на высоте 6000 метров6,69,9
• на высоте 9000 метров2,46
длина разбега, м850
длина пробега, м950 (с набором высоты 15 м)
дальность полета на полной мощности, км:
• на уровне моряоколо 345390
• на высоте 6000 метровоколо 550620
• на высоте 9000 метровоколо 720
• на высоте 11000 метров975
практический потолок, м900011500
Вооружение:
основное:
• типMK 108MK 108
• калибр, мм3030
• количество, шт22
• боезапас на ствол, шт6060
альтернативное:возможно(He 162 A-2)
• типMG 151/20
• калибр, мм20
• количество, шт2
• боезапас на ствол, шт120

ПРИЛОЖЕНИЕ

Немецкие авиационные инженеры не испытывали недостатка в творческих способностях. Шесть авиастроительных компаний подали заявки на участие в конкурсе «Народный истребитель», в том числе три компании, машины которых представлены ниже. Все три имели гораздо лучшие летные характеристики, чем поршневые истребители противника, сражавшиеся в 1944-45 годах. Проект He 162 был ближе всех к реализации «в металле», и поэтому компания Heinkel получила контракт на серийное производство.

конкуренты в борьбе за звание «народного истребителя»: 1) проект Focke-Wulf Flitzer в упрощенном варианте с BMW 003 и без дополнительного ракетного двигателя; 2) Heinkel He 162 A-2 из состава 1-й истребительной авиаэскадры (Jagdgeschwader 1); 3) проект Blohm und Voss BV P 211.02

конкуренты в борьбе за звание «народного истребителя»: 1) проект Focke-Wulf Flitzer в упрощенном варианте с BMW 003 и без дополнительного ракетного двигателя; 2) Heinkel He 162 A-2 из состава 1-й истребительной авиаэскадры (Jagdgeschwader 1); 3) проект Blohm und Voss BV P 211.02

источник: Herbert Ringistetter «Technik. Typengeschichte. Blohm & Voss BV P 211.02. Der wirkliche Volksjager? » «Flugzeug Classic» 2021-11, Seiten 36-43

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-proekt-blohm-und-voss-bv-p-211-02

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account