Наследник «кукурузника» самолёт «Партизан» будет взлетать практически с места
Совсем недавно, буквально вчера, прошла новость, что в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. Чаплыгина (СибНИА) создали второй экземпляр самолета сверхкороткого взлета и посадки «Партизан». Разработчики планируют провести летные испытания непилотируемой версии летательного аппарата. Об этом сообщила пресс-служба СибНИА.
На мой взгляд эта новость является хорошим поводом поподробней выяснить что же представляет из себя эта машина.
Содержание:
История проекта
Впервые данный самолёт был представлен на выставке «Макс-2021», как не трудно догадаться, в 2021 году. Тогда же утверждалось, что ему для того, чтобы взлететь, потребуется всего 50 метров.
Данный самолёт, кроме имени собственного, носит ещё и индекс ТВС-2МС и представляет собой, как можно увидеть на фото, глубоко модернизированный АН-2.
Нужно заметить, что знаменитый «кукурузник» и так имел очень короткий разбег, всего 200 м. Авторы данного проекта постарались уменьшить этот показатель как и некоторые другие.
Существующий самолёт ТВС-2МС обогнал заслуженного ветерана, и для взлета ему необходимо всего 100 метров. Но, как отметили российские инженеры, это не предел. И построили демонстратор, который сможет подняться в воздух с полосы длиною в 50 метров.
«…проект «Партизан» ведётся с 2019 года силами Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина и Фонда перспективных исследований. Уже определен технический облик демонстратора. Его максимальная взлетная масса составит 3 тонны 380 кг. Он будет способен перевозить полезную нагрузку до тонны на расстояние до тысячи километров и осуществлять взлет-посадку на неподготовленные площадки размером 50 на 50 м».
Как добивались таких показателей?
Таких уникальных показателей удалось добиться благодаря так называемой системе активного обдува крыла. Что же она из себя представляет?
В систему входят электродвигатели, которые приводят в действие складывающиеся лопасти, обдувающие нижнее крыло. Каждое из крыльев имеет 4 таких двигателя, что в сумме дает 9 двигателей на весь аппарат (по 4 на крыло и один центральный). Также предусмотрена дополнительная тяга для сокращенного времени взлета и активное обдувание механизации на нижнем крыле. Это необходимо для поддержания высоких несущих характеристик на невысоких скоростях.
«Партизан» способен приземляться в труднодоступных местах, что делает его идеальным для спасательных операций. Причем его скорость не будет превышать 60 км/ч. На такой скорости большинство самолетов не только не могут летать, но и поддерживать устойчивый полет.
Еще одной уникальной чертой новой разработки является силовая установка, работающая от автономных аккумуляторов.
На следующем этапе, как объясняет руководитель проекта физико-технических исследований ФПИ Григорий Макеич, будет собран демонстрационный образец. Затем его ожидают испытания в аэродинамической трубе. Летные испытания предварительно запланированы на конец 2022 года, однако реально они были проведены в феврале 2024 года.
Из других характеристик. Грузоподъёмность самолёта составляет 1 тонну, а дальность полёта, где-то 1000 км.
Ну и в заключение нужно сказать, что параллельно с пилотируемой идёт разработка и беспилотной версии машины. Правда пока в исключительно гражданской, транспортной конфигурации. Беспилотная версия так же уже летала.