В конце 1937 года в Генштабе прошел ряд секретных совещаний с танкистами, вернувшимися из «командировки» в Испанию. Сначала участников совещаний неприятно удивило большое количество невернувшихся «командировочных», а последовавшие доклады вызывали все большее удивление, граничившее с шоком. По словам товарищей, все имевшиеся тактические приемы не оправдали себя в реальном бою. Те, кто попытался на скорости прорваться к вражеским траншеям, сгорели как свечки сразу же. Те, кто, доехав до траншей, приступил к их зачистке, сгорели во вторую очередь. Слишком слабое бронирование МС-ов не компенсировалось ничем, ПТА господствовала на поле боя, как в ПМВ пулеметы. Чуть лучше проявили себя средние СТ-4, с 20-мм «лбом» и мощной 76-мм пушкой.
Другой неожиданностью оказалось, что на реальной войне танки ездили исключительно на гусеницах. Даже когда была возможность передвижения на колесах. И это в Испании, с ее развитой сетью дорог и отсутствием болот. На большие расстояния танки перевозили по ж/д, на коротких маршах заморачиваться со снятием/одеванием гусениц не было ни времени, ни сил. Кроме дополнительных проблем с поломками, ничем колесный ход себя не проявил. В итоге, танкисты зачастую демонтировали мешающиеся элементы колесного хода.
Единственно удачная тактика оказалась в массовом применении танков, в тесном взаимодействии с пехотой и тяжелой артиллерией. И тут на первое место выходили:
— противоснарядное бронирование;
— радиосвязь;
— техническая надежность.
При этом, не было нареканий на вооружение, обзорность, обитаемость, работу МТО. На первый, да и второй, выводы были неутешительные: все, до этого изготовленные танки не пригодны для современной войны, надо срочно перевооружаться!
По итогам совещаний, в декабре 1937-го года в ГАБТУ было сформировано ТЗ для нового танка НПП. Новый танк должен был максимально унифицирован с МС-4, иметь чисто гусеничный ход, лобовую броню, держащую снаряды 45-мм противотанковой пушки на дистанции не менее 200 м. Обязательным стало наличие радиостанции. Сроки установили жесткие, но ленинградцы справились.
Был проведен глубокий анализ МС-4, и сделан вывод: основные составляющие МТО (мотор, ГФ, КПП, БФ) не требуют коренных переделок. Да, по итогам войсковой эксплуатации немного переработали компоновку, спрямили воздуховоды, увеличили объем бензобака, ввели новые бортовые редукторы и нормальное ведущее колесо, приподнятое над грунтом. Толщину бортов МТО и кормы увеличили до 20 мм, шестерни гитары вынесли наружу, прикрыв бронекожухом.
Башня также не сильно изменилась. На прежнем погоне, башню сделали из 20-мм листа, на лобовых проекции прикрыв накладными 20-мм экранами. К передней части на болтах крепилась литая 45-мм часть с внутренней маской. Старая командирская башенка стала слишком уязвимой частью, и от нее было решено отказаться. Вместо этого, в большом, на всю ширину башни, люке (тоже итоги Испании, для эвакуации раненых танкистов) сделали вращающийся купол с тремя перископами. В итоге обзорность у командира не ухудшилась, а в ряде случаев стала и лучше, т.к. через перископы видимость была получше, чем через триплексы. Наводчику также добавили перископ, отвернутый на 45 град влево. Понимая недостаточность 20-мм бортов, увеличили их наклон: башня стала меньше, но обитаемость ухудшилась не критично.
Основные изменения коснулись корпуса. Корпуса танков МС традиционно делились на две части: МТО и БО. Эти части на заводе изготовлялись отдельно и соединялись на участке окончательной сборки. Т.к. в МТО никаких компоновочных изменений не произошло, а его конфигурацию в многом задавал поперечно установленный рядный 6-цилиндровый мотор, то и модернизация корпуса коснулась в основном увеличения толщины бронелистов. Остальной корпус переработали полностью.
Во-первых, переработали подвеску. Вместо громоздких цилиндрических пружин и катков а-ля Кристи использовали торсионную подвеску и катки малого диаметра от нового танка Астрова, правда, учитывая вес, катки сделали сдвоенные. Новая 5-опорная ходовая обеспечивала улучшенную плавность и меньшую раскачку на ходу и при стрельбе. Скругленную НЛД выполнили толщиной 45 мм штамповкой. ВЛД толщиной 30 мм установили под углом 27 град, стык между ВЛД и НЛД прикрыли накладным 20-мм уголком. В процессе испытаний было выявлено, что любые отверстия снижают снарядную стойкость. Поэтому от люка мехвода в ВЛД было решено отказаться, оставив лишь люк-пробку для вождения в небоевой ситуации. Для эвакуации мехводу устроили небольшой овальный лючок в крыше. 20-мм борта, для уменьшения веса и повышения стойкости, «развалили» наружу под углом 10 град. В результате танк приобрел необычный вид: наклонные борта БО переходили в вертикальные на МТО. Понимая недостаточность 20-мм бортовой брони, но будучи ограниченными по весу, решили защитить центральную часть БО дополнительным 10-мм экраном.
Получившийся танк уверенно «держал» снаряды советской противотанковой пушки 53-К на расстояниях более 100 м в лоб и 500 м в борт.
Танку первоначально планировали оставить вооружение МС-4: пушка 20К и пулемет ДТ-36. Но потом, оценив рост бронирования, решили усилить бронепробиваемость пушки. Для этого ствол удлинили до 60 калибров. Спаренный пулемет получил двойное питание, подробнее освещу в отдельной теме.
На часть танков установили автоматический 50-мм миномет МАТ-50. Жестко закрепленный в амбразуре, миномет по горизонту наводился поворотом всего танка, по дальности – вращением штурвальчика. Огонь из миномета вел мехвод, он же менял магазины. Боезапас 10 магазинов по 10 мин. Было отмечено, что огневая мощь танка существенно увеличилась, но мехводу очень неудобно перезаряжать тяжелые магазины. Было предложено для легких танков сделать миномет меньшего калибра, более удобный в обращении.
На вооружение МС-5 начал поступать летом 1939 года, и успел принять участие в освобождении Западной Украины и Белоруссии. Зимой 1940 года МС-5 были широко задействованы в Финской войне. Проявили себя очень хорошо, хотя было отмечено, что бронирование недостаточно защищает от огня 47-мм Бофорсов. Тем не менее, производство МС-5 продолжалось вплоть до лета 1942 года.
ТТХ МС-5:
Вес 12 тонн.
Скорость по шоссе 45 кмч
Запас хода 200 км.