Удачная компоновочная схема танка СП-разведчика (Т-41) была повторена и на действительном танке сопровождения под индексом Т-50(АИ). К середине 1941 года наконец-то увенчались успехом работы по четырёхцилиндровому дизельмотору на деталях В-2, – мотор был более-менее доведён и подготовлено его серийное производство в двигательном цехе з-да № 174. Правда, мощность и обороты, для приемлемого ресурса, пришлось ограничить 130-ю лошадиными силами при 1800 об/мин. Позднее, в 1942 году, мощность повысили до 154 л.с. при 1900 оборотах, а в 1943 году с конвейера сходили моторы Д-744 мощностью 180 л.с. при 2000 об/мин.
В танке Т-50(АИ) удалось совместить три главных требования АБТУ: вес, близкий к 14 т, бронирование, защищающее от 47-мм пушки на всех дистанциях и вооружение из 3" пушки.
Описание конструкции
Носовые и кормовые листы корпуса выполнялись из 30-мм бронелиста, борта корпуса и башня имели толщину 65 мм. Крыша и дно – 10 мм.
В двухместной башне устанавливалась 76,2-мм пушка с длиной ствола 30 калибров с низкой баллистикой, использовавшая выстрел горной пушки обр. 1909 г. с зарядом 365 грамм пороха.
Пушка представляла из себя некий гибрид старой танковой пушки КТ-28 (ПОУ и люлька) и новой танковой пушки обр. 40 г. Ф-34 (клиновый полуавтоматический затвор), с новым, относительно лёгким, 30-калиберным стволом. Н/с ОФС весом 6,2 кг – 480 м/с. Длинный ствол позволял повысить настильность и следовательно, точность стрельбы. Для борьбы с хорошо бронированными танками предполагалось ввести в б/к подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном общим весом 1,76 кг и н/с 950 м/с. БПКС представлял собой ББС от 37-мм пушки, вставленный в килограммовый, отделяющийся поддон. Бронепробиваемость должна была составлять около 55 мм КЦ брони с дистанции 500 м под прямым углом.
Применение короткого (46 см) и относительно лёгкого (7,4 кг) выстрела от горной пушки обр. 09 г., вкупе с затвором-полуавтоматом и вращающейся вместе с башней, удобной боеукладкой на 60 выстрелов, позволяло двум башнёрам по-минимуму отвлекаться на заряжание орудия, уделяя максимум времени для наблюдения за полем боя и прицельной стрельбы. При этом командир танка вёл наблюдение через призматические приборы комбашенки (сделанной по типу таковой танка Т-50 ЛКЗ), а наводчик осматривал местность через ПТК (или перископический прицел). Башня имела два механизма поворота, по одному у каждого башнёра.
В кормовой нише башни устанавливалась танковая радиостанция КРСТБ (по проекту).
В МТО, поперёк корпуса, был установлен дизель Д-744 в блоке с трансмиссией от танка Т-41 (СП-разведчик), с изменением в сторону понижения передаточного отношения цепной передачи. Тяговое усилие составляло 62% от веса танка, а максимальная скорость при 1800 оборотах мотора – 34 км/ч (при 1900 оборотах – 36 км/ч).
Три топливных бака вмещали 350 литров дизтоплива, что позволяло танку иметь запас хода в 320/260 км по шоссе/просёлку.
Удельное давление на грунт без погружения гусеничной цепи составляло 0,63 кг/см² при ширине гусеницы 360 мм.
С середины 42 г. танк часто экранировался, чем достигалась неуязвимость от бронебойных снарядов противотанковой пушки РАК 40 с дистанции от 300 м на курсовых углах в в секторе 110-120 градусов.
Производство
На 22.06.41 танк Т-50 в серийном производстве не состоял, велась только ускоренная подготовка к его производству на з-де №174.
Первые 30 танков Т-50 были выпущены в июле 41 года. Позднее танк Т-50 выпускали з-ды: №112 (с августа 41 г.) и эвакуированный в октябре из Харькова в Н.Тагил з-д №183 (с февраля 42 г.). Всего двумя заводами до конца 41 г. было произведено около 800 танков Т-50(АИ).
Начиная с 1942 года, число выпущенных тремя заводами танков Т-50 было лишь немного меньшим, чем производство танка Т-34М (также тремя заводами: ЛКЗ, СТЗ, ЧТЗ) – примерно по 10–15 тысяч каждой модели в год.
Весовая сводка:
- Корпус и сварные швы – 5,4 т.
- Башня с орудием и б/у – 3 т.
- Ходовая часть – 2,8 т.
- ДВС и трансмиссия – 1,1 т.
- Б/з и топливо с баками – 0,95 т.
- Разное (экипаж,перегородка, фундаменты, эл. обор., р/с и т.д.) – 1т.
Итого: 14,25 т.