Начать войну на старой технике. Пехота за танками не шла….Она ехала, на бронетранспортёрах.

-6

Во время советско-финской войны выявилась особенность стрелковых частей РККА – во многих случаях пехотинцы ни в какую не желали умирать за будущее счастье финских рабочих и колхозников (будущих, разумеется). И стоило финской обороне открыть огонь по наступающим бойцам РККА из пулемётов и миномётов, как эти бойцы объявляли "лежачую забастовку", ложась прямо в глубокий снег, а некоторые, несознательные бойцы, норовили дать "задний ход", т.е. вернуться на свои позиции. И ничего не помогало вновь поднять бойцов в атаку – ни танки, уже не раз доехавшие до финских позиций и обратно, ни командирско-комиссарские приказы, ни сильный мороз, ни огонь советской артиллерии. Ну не желала пехота почём зря умирать. И бойцов вполне можно понять – пока дойдёшь метров триста-пятьсот по глубокому снегу до позиций врага, этот самый враг не раз тебя прострелит из пулемётов в уцелевших огневых точках.

Руководство РККА, верно оценив многочисленные рапорта о том, что "пехота за танками не шла", уже ранней весной 1940г выдало ТТЗ на конструирование бронетранспортёра и разослало его по нескольким заводам, производящим бронетехнику.

Ещё через месяц, состоялось заседание по оценке поступивших проектов, на котором к производству был принят бронетранспортёр, который никак не соответствовал ТТЗ. По заданию, требовалось поместить в машину 12 чел. десанта при двух членах экипажа и установить ЗИСовский двигатель. Необъявленный же конкурс выиграл проект с девятью десантниками и одним членом экипажа при установленном в машину моторе ГАЗ-М.

Проект был разработан инженерами КБ Выксунского завода ДРО, производившим на тот момент устаревшие бронеавтомобили БА-20М, и являлся переработкой тягача Т-20 "Комсомолец" в броне­транспортёр.

Вероятно, намучившись со сваркой многочисленных мелких бронедеталей корпуса и башни БА-20М, проектанты предложили простой бронекорпус транспортёра, свариваемый из восьми деталей, а вместо башни – две турели с бронещитками пулемётов. Толщина дна, крыши и кормы корпуса составляла 6 мм, бортов, нижней лобовой детали и щитков пулемётов – 10 мм, ВЛД – 30 мм. Из-за применения достаточно толстых для такой машины бронелистов, отпадала необхо­димость в многочисленных усилениях корпуса (но там, где надо – они, конечно, были). Кроме того, толстая ВЛД защищала машину с лобовой проекции от огня самых массовых ПТО того времени – различных 37-мм пушек со всех дистанций.

Трансмиссия заимствовалась от тягача Т-20, за вычетом демультипликатора и с изменением расположения бортовых фрикционов. От Т-20 же заимствовалась и ходовая часть, за исключением последнего катка, при этом натяжение гусениц в одном из вариантов производилось пере­ме­ще­нием заднего поддерживающего ролика по направлению, близкому к вертикальному, с помощью простейшего реечного механизма.

Бензобаков имелось три – один под мотором (40 л) и два под сиденьями десантников (2 по 50 л). Запас хода составлял ок. 220 км по шоссе.

Вес транспортёра составлял 4480 кг, включая 10 десантников по 80 кг каждый.

Штатно десантники покидали машину через пару задних дверей, но могли и вылезти через верхние люки, в случае необходимости.

Турельные пулемёты имели два положения – для наземной и зенитной стрельбы, поэтому ротная колонна из 10 БТП могла ощетиниться по воздушному противнику 19-ю пулемётами. Пусть и плохонькими, но всё же это лучше, чем совсем ничего.

Начать войну на старой технике. Пехота за танками не шла....Она ехала, на бронетранспортёрах.

В целом транспортёр был прост и дёшев (простой корпус, дешёвый мотор, применение в трансмиссии и ходовой части серийно выпускаемых узлов, деталей и агрегатов), при максимальной эффективности. Это и определило принятие вышеописанного проекта транспортёра на вооружение в мае 1940 г. К тому же цех по производству моторов ЗИС-16/120 только строился в Миассе (АИ, вместо цеха по выпуску моторов ГАЗ-11 в Горьком) и в лучшем случае мог выдать массовую серийную продукцию не ранее поздней весны 1941 г.

Производство БТП (бронированный транспортёр пехоты) велось на двух заводах: с июля 1940 г. на Выксунском з-де ДРО и на Ижорском заводе. Выпускавшиеся ранее этими заводами устаревшие БА были сняты с производства. До начала войны удалось выпустить около 2000 БТП.

БТП поступали в мехбаты танковых и мехбригад мехкорпусов. В каждом мехбате имелось четыре роты по 10 БТП, а всего 42 транспортёра. В мехбат также входила батарея из 4-х 45-мм пушек на тягачах Т-20, 8 ротных 82-мм миномётов и 4 батальонных 82-мм миномёта, последние, в основном, перевозились на грузовиках ГАЗ. По одному ротному миномёту перевозилось на БТП комроты с двумя номерами его расчёта. В этом же БТП находились: два снайпера, расчёт 12,7-мм противотанкового ружья ТОЗ с оптическим прицелом (два человека, один из них исполнял обязанности пулемётчика турельного пулемёта), санинструктор, мехвод и сам комроты. Миномёт и мины к нему закреплялись по бортам транспортёра с наружной стороны.

Танковая бригада (200 шт. БТ-М, 24 шт. БТ-МА) имела один мехбат на БТП, а мехбригада два таких же батальона (3-ий батальон в мехбр был мотострелковый, передвигался на грузовиках). Всего, для оснащения 16-ти мехкорпусов, требовалось 2016 шт. БТП, кои, почти все, были выпущены до июня 1941 г.

В небольших количествах выпускался плавающий вариант БТП для разведподразделений.

По итогам ВМВ, БТП признавался всеми воюющими сторонами в качестве лучшего лёгкого бронетранспортёра. Особенно любили БТП в вермахте, устанавливая на трофейных машинах вместо ДТ свои MG34, которые, в атаке поливали в два ствола оборону противника градом пуль. Не оставались в долгу и красноармейцы, устанавливая на своих машинах трофейные пулемёты (а с конца 43 года и свои СГ-43), а кроме того, десант часто открывал верхние люки и вел огонь через их бойницы из автоматов ППШ (ну и МР-38/40 тоже), заставляя обороняющихся не особо высовываться из окопов.

Не было и особых проблем у воюющих на Восточном фронте с запчастями, в случае нужды снимали нужные детали с разбитых (иногда и с неразбитых тоже) грузовиков ГАЗ и тягачей "Комсомолец".

БТП в сравнении с тягачём Т-20:

Начать войну на старой технике. Пехота за танками не шла....Она ехала, на бронетранспортёрах.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

45 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account