Буквально на днях в России заложили 6 кораблей 1-го ранга в один день. Это мероприятие настолько крупное, что оставляет в своей тени другие достижения в кораблестроении. Например, через 2 дня после этого события в нашей стране были заложены ещё 2 корабля 1-го ранга, а именно , правда не совсем обычные. О них мы сейчас и расскажем, а самое интересное, традиционно, оставим напоследок.
Первое, что хотелось бы отметить, так это заказчика ледокола и нет, это не ВМФ России. Новый корабль строится в интересах ФСБ, а именно Пограничной службы. Слухи о таком кульбите ходили ещё зимой, но сейчас подтвердились. До сего дня Береговая охрана не заказывала корабли 1-го ранга, да ещё и с такими возможностями, о которых чуть позже. Самым крупным кораблём новой постройки можно считать сторожевик проекта 22100, очень, кстати, интересный представитель флота. Однако его водоизмещение всего 2700-3000 тонн, что выглядит ну очень уж скромно на фоне проекта 23550 (8500 тонн). Также интересной можно назвать классификацию корабля, хотя с ней и некоторая путаница возникла. Так, на флоте его называют просто — многоцелевой пограничный корабль ледового класса. А вот те, кто его строят, считают иначе и называют проект патрульным крейсером (довольно странная классификация). Хотя по составу вооружения тут всё тоже крайне спорно — больше тянет на фрегат или эсминец. Кстати, версия для пограничников несколько отличается от той, что получит ВМФ, однако это связано со спецификой службы (более комфортные условия проживания, меньше экипаж, немного иной состав вооружения).
Но в чём же причина покупки столь большого корабля для ФСБ? Их тут много. Корабль по своей задумке крайне универсален. Его размеры позволяют действовать автономно довольно продолжительное время (70 суток). Экипаж при этом небольшой — всего 60 человек. Однако есть возможность размещения ещё 50, но об этой интересной детали чуть позже. Говоря об универсальности не можем не отметить то, что корабль совмещает в себе свойства ледокола, буксира, патрульного и ударного корабля. В общем всё то, что нужно пограничникам в суровых условиях Севера. Тем более, что эти два ледокола, а именно столько их заказали, будут охранять наш Северный морской путь, чтобы ВМФ не гонять по чём зря и не отвлекаться от основной задачи. С возможностями разобрались и теперь можем плавно перейти к одной из очень важных причин закупки такой боевой единицы и его уникальной способности. Дело всё в том, что корабли проекта 23550 — это один из трёх проектов отечественного кораблестроения, который выполнен по модульной схеме, т.е. предполагает возможность установки так называемого контейнерного вооружения.
Обычный, пусть и очень большой, патрульный корабль в любое время можно переделать в ударный, без особых затрат, модернизации и прочего. Для этого ледокол имеет в кормовой части специальный ангар для двух 40-футовых контейнеров (хотя на некоторых моделях помещается даже три). В них можно загрузить «Калибры» или другое ударное вооружение в общем количестве 8 единиц (или 12). Не очень много, зато эффективно и недорого. Кстати, такие контейнеры буквально на днях начали испытания на Северном флоте. 8 «Калибров» можно заменить на 16 «Уранов» — конечно, ударные возможности сильно снизятся, зато боекомплект увеличится. Также есть контейнеры с системами ПВО, например, «Редут». Там будет около 10 ракет в 20-футовом контейнере, ну или 40 единиц в полном комплекте. Неплохо для патрульного ледокола пограничников? Хотя «стандартный» набор для боевых действий, вероятно, будет выглядеть так — один контейнер с «Редутом», ещё один с «Панцирем» и большой с «Калибрами» в количестве 4-х штук. Очень даже неплохо, особенно для действий в составе КУГ. И тут становится понятно, зачем дополнительные 50 членов экипажа — управление модульным вооружением.
Если такое количество вооружения выглядит слишком маленьким, то спешим заверить — в регионе даже близко нет никого с такими возможностями, совсем. Всего Россия получит 4 таких патрульных ледокола/крейсера — по два для ВМФ и ФСБ. Первый представитель, кстати, сейчас уже почти достроен и готовится к испытаниям.