Мюнхенская перетасовка или что, если подписание Мюнхенского соглашения будет отложено. Часть 23. Начало операции Динамо
Как я и предполагал чуда не случилось, пусть и на много позже, но союзный контингент на севере Франции был разгромлен. Правда, судя по всему из Дюнкерка британцам удастся эвакуироваться более-менее организованно и в большем количестве. Однако точно мы это узнаем в будущих частях.
22 июня – 15 августа 1940 год
Любое предположение о том, что Гитлер хотел позволить британцам уйти, можно развеять путем детального изучения яростных атак немцев по всему периметру и потерь среди кораблей, пытающихся осуществить эвакуацию. Если Вермахт не направил все возможные ресурсы против периметра обороны, то это потому, что они считали, что войска внутри него обречены и у них не будет другого выбора, кроме как сдаться через время.
В это время главной заботой Гитлера и его генералов было уничтожение оставшихся частей французских армий на юге и прекращение войны на западе. Однако это не означало, что в концепцию Манштейна были внесены кое-какие изменения, и когда танковым передовым частям снова был дан приказ «вперёд», они тут же нанесли удар по направлению к побережью. Порт Булонь был взят уже 14 июля.
Однако Кале представлял собой совсем другое дело и оказался жизненно важным для союзников как порт и точка притяжения для самых боеспособных частей Вермахта.
Британский Экспедиционный Корпус (БЭК) при поддержке французских частей, в первую очередь 2e DLM, сумел расширить южный фланг периметра, что позволило сохранить коридор связи с Кале. Это произошло под сильными немецкими атаками 14-го июля, и в какой-то момент 15-го немцы действительно проделали брешь в обороне. Глубокий прорыв был предотвращен только развертыванием Escforce и затыканием им этой бреши.
Поскольку для усиления обороны была развернута британская и французская пехота, немцы временно приостановили свои попытки перерезать коридор, ожидая прибытия дальнейших подкреплений из состава пехотных частей. Это означало, что на данный момент сила немецких атак изменилась, и теперь их внимание было сосредоточено на прорыве периметра вокруг самого Кале, что оказалось довольно непростой задачей, поскольку части, направлявшиеся в Кале для эвакуации, так же принимали участие и в обороне. Вдоль коридора велись ожесточённые бои, пока по нему продвигались войска.
После получения подкреплений 18-го июля, немцы возобновили свои попытки перерезать коридор, однако к этому моменту коридор уже доказал свою важность и 16-го июля был отдан приказ об отправке большого количества продовольствия и боеприпасов, хранящихся в Кале, на север, чтобы помочь частям БЭК, у которых были нехватки пайков и часто им приходилось экономить боеприпасы, поскольку склады снабжения были брошены или уничтожены.
В РИ Была предпринята попытка поставки из Кале, но она не удалась, поскольку немцы уже отрезали порт от БЭК. Здесь такие поставки есть возможность осуществить.
Также было принято решение, что порт следует использовать в первую очередь для эвакуации тяжелой техники, а не войск. Хладнокровный расчет заключался в том, что какие бы войска ни были эвакуированы из Дюнкерка, их необходимо будет перевооружить и если даже малую часть танков, машин и орудий БЭК удастся спасти от уничтожения или захвата, это будет иметь большое значение. Что касается будущего, то даже сейчас британцы думали о борьбе, а не о поиске условий мира.
Однако такой план было гораздо легче разработать, чем реализовать, учитывая путаницу на местах. Некоторые отступавшие подразделения, оказались захвачены потоком в направлении Кале и, их пришлось эвакуировать из порта. При этом множество британских солдат погибло из-за жестоких атак Люфтваффе, на портовые объекты.
Одним из подразделений, у которого дела пошли в некоторой степени по плану, был 8-й Королевский танковый полк. Это произошло, возможно, единственный раз за время их пребывания во Франции. Пожертвовав тремя взводами Ковенантеров для усиления 1-го полка, 8-й полк оказался бронетанковым резервом БЭК, время от времени дополняемый различными механизированными и моторизованными частями, поскольку они перебрасывались в разные места, часто без участия в боях.
8-й полк, конечно, были ценным ресурсом, но Горт, возможно, слишком бережно относился к нему, хотя судя по всему, это было к лучшему, если рассматривать ситуацию более широко. Таким образом 17-го июля 8-й полк оказался в Кале, за вычетом трех взводов, отправленных в 1-й полк.
Эвакуация 8-го пока неожиданно повлияла на судьбу 3-го танкового полка. Дело в том, что Черчилль рассматривал возможность отправки 3-го полка во Францию для удержания Кале. Это был нереалистичный план, но Черчилль был полон решимости его осуществить, пока ему не сообщили о намерении эвакуировать 8-й полк. Теперь его схема расширилась: после возвращения в Великобританию, 8-я дивизия должна была быть доукомплектована техникой и экипажами из учебных частей, а затем объединена с 3-й дивизией, чтобы сформировать 2-ю армейскую танковую бригаду и стать частью предлагаемого «2-го БЭК», который формировался для участия в боях к югу от так называемого периметра Дюнкерка, даже когда Кале еще вполне уверенно удерживался.
Нужно заметить, что этот план был не только надуманным, но и опрометчивым, хотя Дилл в качестве начальника Генштаба всё же согласился с ним. Как позже признался Дилл:
«Я чувствовал, что от споров мало что можно получить и что к тому времени, когда этот план будет реализован, вопросы во Франции будут решены так или иначе. Это сделало бы идею либо невозможной, либо ненужной».
Если Британский Генеральный штаб был готов потворствовать планам Черчилля, то Алан Брук был противоположного мнения. Примерно 16 июля ему было приказано передать командование 2-м корпусом Монтгомери, чтобы он мог вернуться в Великобританию и возглавить 2-й БЭК. Алан Брук был ошеломлен этим планом, отправка дополнительных британских войск во Францию была бессмысленным занятием, поскольку он, хотя и видел, как отдельные французские формирования отлично сражались, однако то, что он увидел в «новом» французском командовании, возглавляемом Вейганом, совсем не вселяло в него оптимизм.
Алан Брук считал, что исправить ситуацию невозможно, и, чтобы убедиться, что его мнение правильно поняли, генерал-майора Вайса отправили в Великобританию, чтобы разъяснить всё это Диллу. Это привело к нескольким телефонным разговорам между Аланом Бруком и Диллом. За этим последовали, к некоторому удивлению Алана Брука, телефонные разговоры с самим премьер-министром.
Во время этих телефонных переговоров Черчилль поначалу был непреклонен в своих идеях, а в лице Алана Брука он скорее встретил достойного соперника, поскольку генерал решительно отверг все идеи Черчилля, включая идею о том, что некоторые британские арьергарды должны остаться во имя солидарности с французами. Алан Брук очень ясно дал понять, что он сомневается, что французы будут заботиться о нескольких оставшихся британских подразделениях, когда Кале будет брошен на произвол судьбы. При этом британская армия получит сильные негативные последствия для морального духа БЭК, которые сведут на нет ту небольшую пользу, которую они могли бы обеспечить французам.
В итоге Черчилль уступил. При этом можно было ожидать, что, по сути, несогласие с мнением премьер-министра имело бы ужасные последствия для карьеры Брука. Однако Алан Брук не только не будет уволен или понижен в должности, но и через несколько месяцев был переведен в Генеральный штаб с повышением.
Что касается падения Кале, то порт подвергся мощной воздушной атаке, в результате которой к 18 июля была повреждена большая часть портовых сооружений, и множество гражданских рабочих порта были убиты. Ближе к концу погрузка оборудования на корабли сводилась к тому, что его просто поднимали на борт вручную и фиксировали канатами на палубе. При этом несколько танков было потеряно, когда они срывались с погрузочных тросов и падали за борт в воду. Вдобавок ко всему, несколько кораблей, пытавшихся войти в порт или покинуть его, было потеряно в результате действий Люфтваффе. В итоге, к вечеру 18-го июля стало очевидно, что Кале невозможно удержать.
В этот день командующий Королевским флотом сообщил премьер-министру, что условия в порту такие, что они больше не может выполнять свои функции по принятию и отправке больших транспортов, дальнейшая эвакуация из Кале должна вестись небольшими судами. Это исключает эвакуацию любой техники из Кале. 19-го июля было принято решение оставить Кале.
Подтверждение приказа об отходе стало большим облегчением для бригадного генерала Клода Николсона, командующего британской обороной Кале. Он был готов сражаться до конца и поддерживать французские войске, если бы для этого были бы военные причины. Однако он, как и Алан Брук их не видел.
Николсона отругал, своего французского коллегу, майора Раймона Ле Телье, который настаивал на том, чтобы они продолжали оборону города, и что покинуть город было бы бесчестным поступком. Николсон знал, что лучше не спорить с этой точкой зрения, и понял, что позиция майора, по крайней мере, позволит его войскам получить некоторое прикрытие при отходе, а это означает, что она, по крайней мере, послужит какой-то практической цели.
В ночь на 19-е июля, 30-я моторизованная бригада, и другие британские части, бросив тяжелую технику, начали отход из Кале. К утру 21-го числа они не вышли к основному контингенту БЭК. В это время немцы, сосредоточились на последнем штурме Кале. Вечером 20-го июля французские защитники Кале сложили оружие и сдались. После ухода из Кале эвакуация БЭК теперь велась исключительно через Дюнкерк.
Вейган был в ярости по поводу этого «предательства» со стороны британцев. Он потребовал, чтобы коридор держали, и чтобы Кале так же держался, а не был брошен. Однако к этому моменту никто в Лондоне или в штаб-квартире Горта не был готов удовлетворить его требования, а падение Кале положило конец любому доверию, которое Вейган питал к британцам, и просто подтвердило его ощущение того, что все потеряно, и Франции придется искать варианты сопротивления самостоятельно.
Оборона Кале стоила дорого союзникам, особенно французам, но она того стоила. Было вывезено более 30 000 человек и хотя общий объем оборудования, доставленного обратно в Великобританию был небольшим, по сравнению с тем, что было отправлено во Францию вместе с БЭК, оно, тем не менее, было неоценимым. Сосредоточение Люфтваффе на Кале, безусловно, принесло пользу солдатам, пытавшимся выбраться с пляжей и Восточного Мола в Дюнкерке, почти наверняка увеличив общее число эвакуированных оттуда.
С точки зрения некоторых подразделений Люфтваффе, наиболее активно участвовавших в атаке на порты, потери были тяжелыми, а эффективность истребителей Королевских ВВС в сравнении с бомбардировщиками Люфтваффе вызвала серьезные вопросы об эффективности некоторых их самолетов, особенно Ju 88, которые были центральным элементом бомбардировочной стратегии немцев. Однако эти опасения были проигнорированы Герингом, который был занят утверждением, что именно его бомбардировщики заставили британцев покинуть порт и коридор.
Тем не менее, какие бы выгоды ни были получены от удержания порта, перед БЭК все еще стояла перспектива уничтожения, поскольку оборона периметра медленно трещала, и рано или поздно Дюнкерк ждала судьба Кале. На данные момент главным был вопрос, сколько человек можно будет вывезти, прежде чем немцы наконец сокрушат последний спасательный путь для БЭК, ведущий в Великобританию?
Источник — https://www.alternatehistory.com/forum/threads/munich-shuffle-1938-1942.518000/page-20#post-22615216