Мюнхенская перетасовка или что если подписание Мюнхенского соглашения будет отложено. Часть 11. Битва за Норвегию. Гибель крейсера «Хиппер» и группы II

14

Другие части цикла

Изменения в этом мире нарастают всё больше и больше. Как и предполагал в предыдущей части немецкое вторжение в Норвегию пошло наперекосяк. Но обо всё по порядку.

8 апреля 1940 г. – 10 мая 1940 г.

Прежде чем приступить к подробному описанию различных сражений в Норвегии и вокруг нее, следует вспомнить, что 9 апреля немцы одновременно вторглись ещё и в Данию, полностью нарушив пакт о ненападении, действующий между двумя странами. Поскольку Дания имела сухопутную границу с Германией, Вермахт смог нанести удар на север, в материковую часть Дании, в то время как десантные и воздушно-десантные силы атаковали прибрежные острова.

Скорость немцев и слабость датской обороны, чья армия могла собрать в общей сложности всего 14 500 солдат, была такова, что вторжение было успешно завершено за шесть часов. В сложившихся обстоятельствах, надеюсь понятно, что в данной АИ, вполне достаточно лишь краткого упоминания, этого события, а не об углубленного анализа.

К сожалению, при любой АИ Дания была обречена. Максимум что она могла сделать это при суперстойкости датской армии продержаться на пару часов больше.

Утром 8-го числа стоял сильный туман, когда английский эсминец «Гловворн» (HMS Glowworm) пытался обнаружить немецкое соединение, которое, по сообщениям разведки, находилось поблизости. Эсминец шел осторожно, что, увы, не помешало ему наткнуться на корабли так называемой группы II, состоящей из четырех эсминцев и тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер». Несмотря на то, что «Гловворн» значительно уступал по вооружению своим противникам, он вступил в бой с «Хиппером» и, получив тяжелые повреждения, попытался таранить крейсер. Как не странно, таран удался, и крейсеру были нанесены значительные повреждения по левому борту. После чего «Гловворн» был потоплен залпом с близкой дистанции.

Британский эсминец «Гловворн»


Британский эсминец «Гловворн»

Абсолютно реальный факт. «Гловворн» действительно таранил «Хиппер» и нанёс ему повреждения.

Не смотря на всю слабость одинокого эсминца, этот бой стал серьёзным испытанием для немцев. Однако, даже после повреждений, «Хиппер» со своим отрядом, продолжил свой путь к Тронхейму, а «Хиппер» по-прежнему возглавлял строй немецких кораблей.

Капитан «Хиппера» и главнокомандующий группой II, капитан Цур Зее Хельмут Хей направил эсминец Z6 «Теодор Ридель» на поиски выживших с британского эсминца.

Капитан Хельмут Хей


Капитан Хельмут Хей

Стоит отметить что капитан Хей, сделал это не из человеколюбия, ему просто было необходимо подтвердить принадлежность и тип корабля, с которым вступил в бой «Хиппер». В общем, как бы там не было, это решение спасло жизни некоторым британским морякам, хотя многие, к тому времени уже погибли в ледяной воде.

Как не странно, это также спасло и экипаж «Теодора Риделя», потому что «Гловворн» передала радиосообщение до того, как погиб, и за его потерю эсминца британцы быстро захотели отомстить.

В 09:25 линейный крейсер «Ринаун», тяжелый крейсер «Эффингем» (HMS Effingham) и их эскорт эсминцев вступили в бой с Группой II.

В РИ крейсер «Эффинхем» не участвовал в боевых действиях у берегов Норвегии. Это АИ.

Тяжелый крейсер «Эффингем» (HMS Effingham) после модернизации 1938 года


Тяжелый крейсер «Эффингем» (HMS Effingham) после модернизации 1938 года

Первые же залпы «Ринауна» и «Эффингема» по «Хипперу» усугубили уже нанесенные таранным ударом повреждения. Сразу же, после начала боя, у крейсера вышла из строя передняя башня.

Справедливости ради нужно отметить что, судьба «Хиппера» была решена в первые несколько минут боя. 15-и дюймовые снаряды британского линейного крейсера просто разрывали броню «Хиппера» нанося кораблю гигантские повреждения.

Довольно быстро, после начала боя капитан «Эффингема» понял что он тут больше не нужен и переключил огонь на немецкие эсминцы, которые пытались атаковать его и «Ринаун» торпедами. Эта атака оказалась фатальной для эсминца «Бруно Хайнеманн» (Z8 Bruno Heinemann), ранее сражавшегося с британским эсминцев «Козак» (HMS Cossack). Получив залп с «Эффингема», «Бруно Хайнеманн» лишился хода, загорелся и остался дрейфовать, Это вынудило команду покинуть корабль.

Что касается капитана Хейе, то у него не было другого выбора, кроме как приказать команде «Хиппера» так же покинуть тонущий корабль, уже через 40 минут поле начала боя, который продолжал находится под убийственным огнём со стороны «Ринауна». Крейсер набирал воду и начал сильно крениться влево. В 10:20 он скрылся под водой Северного моря.

Эсминцы «Пауль Якоби» (Z5 Paul Jakobi) и «Фридрих Эсколдт» (Z16 Friedrich Eckoldt) также вскоре сдались. Хотя им и удалось дать торпедный залп, который имел результаты. Одна из торпед попала в эсминец «Волверийн» (HMS Wolverine), и потопила его, при этом почти разрубив эсминец пополам.

В этом бою британцы потеряли два эсминца и несколько кораблей получили незначительные повреждения. При этом они полностью уничтожили немецкую группу II, намеревавшуюся захватить Тронхейм.

В дальнейшем для немцев ситуация ещё больше ухудшилась, так как транспорты, приданные для поддержки десанта в Тронхейм, не приняли радиосигнал о бое и продолжили выполнение своего задания, в результате чего все три корабля, «Сан-Паулу», «Левант» и «Майнц», были повреждены или затоплены в течение следующих нескольких дней.

То же самое произошло с этими же грузовыми судами и в РИ. Потери среди транспортов, обеспечивающих высадку, были очень высокими, и большая часть боеприпасов, машин и тяжелого вооружения, отправленных Вермахтом в Норвегию, так и не была доставлена.

Оставшийся невредимым эсминец «Теодор Ридель» направлялся на север, чтобы присоединиться к группе II, только для того, чтобы принять радиопереговоры о бое. Некоторые из выживших британцев были рады объяснить, что остальная часть Группы II, несомненно, постиг плохой конец от Королевского флота, численность которых они бодро преувеличивали. Однако, капитан «Теодора Риделя», корветтенкапитан Герхардт Бёмиг, продолжал двигаться к месту сражения. Только когда он визуально убедился, что ничем не может помочь и не может установить радиосвязь ни с какими другими кораблями Кригсмарине, он повернул на юг.

Удача продолжала сопутствовать эсминцу, так как «Ринаун» и его отряд были слишком заняты спасением выживших и устранением повреждений, полученных во время боя с «Адмиралом Хиппером». Британцы не знали что в составе группы был ещё и четвертый эсминец. Поэтому «Теодора Риделя» искать никто не стал.

Ещё одним фактором который помог спастись немецкому эсминцу являлось то что британцев больше беспокоили ложные сообщения о подводных лодках поблизости, что привело к отходу кораблей Королевского флота на север.

Что касается капитана Бёмига, командовавшего немецким эсминцем, то его беспокоил ещё и крейсер «Глазго», который должен был находиться поблизости. Первоначально Бёмиг намеревался направиться в Берген и присоединиться там к Группе III. Для этого он решил сохранять радиомолчание из опасения, что вражеские корабли перехватят его передачу. Вскоре в небе над эсминцем появился неопознанный самолет и это изменило планы Бёмига. Он внёс ряд изменений курса, чтобы запутать британцев, если этот самолет их, и они его решат атаковать. Самолет действительно был британским, однако он так же не смог идентифицировать эсминец, приняв его за часть британской эскадры, направляющейся в сторону Бергена.

Задержки, вызванные этими манёврами, привели к тому, что «Теодор Ридель» не смог соединиться с Группой III, как планировалось. И это, возможно, сделало эсминец самым удачливым кораблем в Кригсмарине.

Эсминец «Теодор Ридель» (Z-6 Theodor Riedel)


Эсминец «Теодор Ридель» (Z-6 Theodor Riedel)

Источник — https://www.alternatehistory.com/forum/threads/munich-shuffle-1938-1942.518000/page-8#post-22509125

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account