0
 
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 443сс
 
Комитета Обороны при СНК Союза ССР
 
19 декабря 1939 года
 
На основании просмотра и результатов испытания новых образцов танков, бронеавтомобилей и тракторов, изготовленных в соответствии с постановлениями Комитета Обороны за № 198сс от 7 июля 1938 года и № 118сс от 15 мая 1939 года, КОМИТЕТ ОБОРОНЫ при СНК Союза ССР
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
 
1. Принять на вооружение РККА:

 
1. Танк “КВ-2” — тяжелого бронирования, изготовленный Кировским заводом Наркомтяжмаша по тактико-техническим требованиям НКО, с устранением всех дефектов, обнаруженных при испытании. Танк «КВ-1» с подготовки к производству снять. При постановке на производство танка «КВ-2» предусмотреть его выпуск с несколькими вариантами вооружения без конструктивных изменений корпуса и башни.
Танк должен быть вооружен:
 
а) пушкой Ф-27 76 мм, спаренной с пулеметом калибра 7,62 в маске башни;
             — отдельным пулеметом калибра 7,62 мм у радиста и
             — одним пулеметом калибра 7,62 мм в нише башни.
Допускается временная установка пушки Ф-32 (Ф-34) с заменой на всех выпущенных танках на Ф-27 по мере начала поступления
б) гаубицей М-10 152 мм
выпускать танки КВ-2 с вооружением в составе гаубицы М-10 относительно выпуска танков, вооруженных Ф-27 в пргопорции 1:1,5
в) подготовить возможность вооружения танка КВ-2 перспективной 107 мм пушкой разработки т. Грабина силами КБ завода № 92 (деректор т. Елян) к осени 1941 г.
 
Обеспечить полную обзорность из танка.
 
2. Танк Т-50-1 – гусеничный, с дизельмотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсредмаша и доработанный под руководством т. Сухова, со следующими изменениями:
 
а) увеличить толщину основных броневых листов до 65 мм;
б) до освоения моторными заводами и валовой поставки дизельмоторов В-2 установливать на танки бензиновый мотор М-17, предусмотрев возможность установки бензинового мотора М-5-1 с воздушным охлаждением мощностью 300 (320) л.с.
Допустить временную установку на танк двигателей М-6 мощностью 300 л.с. производства завода № 26 до освоения промышленностью указанных выше моторов.
 
в) улучшить обзорность из танка;
г) разрешить довести максимальный вес танка до 19 т при одновременном увеличении толщины брони в соответствии с производственными возможностями заводов-изготовителей
д) установить на танк Т-50-1 следующее вооружение:
 
1) пушку Ф-32 76 мм, спаренную с пулеметом калибра 7,62 мм;
2) отдельный пулемет калибра 7,62мм;
4) зенитный пулемет калибра 7,62 мм.
 
Присвоить название указанному танку “Т-50С”.
 
Мы пошли другим путем
 
3. Танк Т-50-2 гусеничный, с дизельмотором В-4, изготовленный заводом № 183 Наркомсредмаша и доработанный под руководством т.Бякина, со следующими изменениями:
 
а) увеличить толщину лобовых броневых листов корпуса и башни до 45 мм;
б) на части танков установить бензиновый мотор МТ-5-1 с воздушным охлаждением мощностью 300 л.с.
Допустить временную установку на танк двигателей М-6
в) улучшить обзорность из танка;
г) ограничить максимальный вес танка 13,5 т
д) установить на танк следующее вооружение:
 
1) пушку Л-15Г калибра 57мм, спаренную с пулеметом калибра 7,62 мм;
2) отдельный пулемет калибра 7,62мм;
4) зенитный пулемет калибра 7,62 мм.
 
Присвоить название указанному танку “Т-50Б”.
 
Мы пошли другим путем
 
3. Производство танка БТ – с дизельным мотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсредмаша, с подготовки к производству снять. Вместо него начать подготовку под производство Т-50С.
 
4. Танк Т-40 изготовленный заводом № 37 Наркомсредмаша, с подготовки к производству снять. Вместо него начать подготовку под производство Т-50Б.
 
 
5. Дизель-мотор В-2 – мощностью 450 л.с., изготовленный заводом № 75 Наркомсредмаша.
 
6. Трактор “Ворошиловец” — (арттягач) с дизель-мотором В-2, изготовленный на заводе № 183 Наркомсредмаша максимально возможно унифицировать с ходовой частью танка Т-50-С.
 
7. Трактор СТ-2 – (арттягач) с дизель-мотором, изготовленный Челябинским заводом Наркомсредмаша максимально возможно унифицировать с ходовой частью танка Т-50-Б.
 
8. Трактор СТЗ-5 – (арттягач), изготовленный Сталинградским заводом Наркомсредмаша максимально возможно унифицировать с ходовой частью танка Т-50-Б.
 
9. Бронеавтомобиль БА-11 изготовленный Ижорским заводом Наркомсудпрома, с подготовки к производству снять. Вместо него начать подготовку под производство Т-50Б.
 
10. Легковой автомобиль ГАЗ-61 – с двумя ведущими осями, изготовленный Горьковским автозаводом им. Молотова Наркомсредмаша.
 
11. Грузовой автомобиль ЗИС-5 – с двумя ведущими осями.
 
2. Для обеспечения выпуска танков, тракторов и бронеавтомобилей на 1940 год и развития необходимых мощностей:
 
1) Обязать Наркомтяжмаш (тов. Малышева В.А.):
 
а) организовать на Кировском заводе производство танков “КВ-2”;
б) выпустить в 1940 году 50 штук танков “КВ”, приступив к серийному выпуску с 1 января 1940 года;
в) запретить руководству завода проведение работ по лёгким и средним танкам;
г) разрешить Кировскому заводу впредь до серийного выпуска пушек Ф-27 устанавливать на танк “КВ” пушку 76 мм Л-11 и Ф-32 с последующей заменой последних на Ф-27; 
д) танк Т-28 после выполнения заказа 1939 года, в соответствии с постановлением Комитета Обороны № 198сс, с производства снять, оставив на Кировском заводе ремонт и производство запчастей к существующему парку машин Т-28.
 
2) Обязать Наркомсредмаш (тов. Лихачева):
 
По заводу № 183.
 
а) организовать производство танков Т-50С на Харьковском заводе № 183 им. Коминтерна;
б) изготовить 2 опытных образца танков Т-50С к 15 января 1940 года и установочную партию в количестве 10 штук – к 15 сентября 1940 года;
в) выпустить в 1940 году не менее 500 танков Т-50С;
г) довести мощность завода № 183 по выпуску танков Т-34 на 1 января 1941 года до 3200 штук;
д) в процессе освоения танка Т-50С в производстве обеспечить возможность установки на него дизель-мотора В-4, а также карбюраторных двигателей М-5, М-6 и М-17 без изменения конструкции и срыва мероприятий по подготовке производства.
е) поставить с 1 февраля 1940 года на серийное производство на заводе № 183 трактор “Ворошиловец” с дизельмотором В-2, выпустив в 1940 году 600 штук;
ж) полностью унифицировать предусмотренные к производству на заводе № 183 танк Т-50С и трактор «Ворошиловец» по всем элементам ходовой части, трансмиссии и двигателей;
з) снять с 1 января 1940 года с производства завода № 183 трактор “КИН”, оставив производство запчастей к существующему парку тракторов “КИН” впредь до освоения этого производства на других заводах.
 
По заводу № 37.
 
а) организовать производство танка Т-50Б на заводе № 37 им. С. Орджоникидзе;
б) изготовить к 1 марта 1940 года 3 опытных образца танка Т-50Б и установочную партию в количестве 15 штук – к 1 августа 1940 года;
в) приступить к серийному выпуску танка Т-50Б с 1 октября 1940 года, выпустив в 1940 году не менее 100 штук танков Т-50Б;
г) довести мощность завода № 37 по выпуску танка Т-50Б к 1 января 1941 года до 2.000 штук;
д) новый трактор на заводе не осваивать и в производство непередавать, оставить на производстве завода № 37 трактор “Комсомолец”, выпустив в 1940 году 2070 штук.
 
По заводу СТЗ
 
а) организовать на СТЗ в течение 1940 года производство танков на мощность – 2000 танков в год;
б) выпустить в 1940 году 40 штук танков Т-50Б;
в) подготовить производство на СТЗ для выпуска в 1941 году – 2000 танков Т-50Б;
 
Прекратить подготовку производства на СТЗ к выпуску танков Т-26.
 
Наркомсредмаш (тов. Лихачеву И.А.) имеющийся задел, штампы, приспособления и инструменты передать на хранение на завод № 174.
 
Представить в Комитет Обороны при СНК СССР обоснованный расчет неиспользуемых затрат по организации производства танка Т-50Б на СТЗ для покрытия их за счет резервного фонда СНК СССР.
 
По заводу № 75.
 
а) выделить заводу № 75 полностью для производства танковых дизелей В-2;
б) выпустить в 1940 году 2700 дизелей В-2 и запчастей эквивалентно 300 дизельмоторам;
в) довести мощность дизельмоторного завода № 75 к 1 января 1941 года до 8000 дизелей в год;
г) закончить в 1939 году доводку дизеля В-2 до мощности 650-700 л.с.
 
По заводу № 48.
 
Организовать на Харьковском заводе № 48 в 1939 году работу по установке различных двигателей вместо (на замену)В-2 в танках Т-50Б и Т-50С, подготовив в 1940 году оборудование и оснащение для переоборудования не менее 50 модернизированных машин.
 
По заводу № 174.
 
а) прекратить с 1 января 1941 года производство танков Т-26 на заводе № 174;
б) выпустить в течение 1940 года на заводе № 174 –2000 танков;
в) оставить завод № 174 как основную базу по производству запасных частей и агрегатов танка Т-26 для обеспечения существующего парка танков Т-26 в РККА на весь 1940 г с передачей данной работы на другие предприятия отрасли не позднее 1 февраля 1941 г.
 
По Челябинскому тракторному заводу.
 
а) организовать производство трактора СТ-2 (арттягач) на Челябинском тракторном заводе;
б) изготовить до 1 января 1940 года 10 опытных образцов СТ-2 и в 1940 году выпустить 1500 штук тракторов СТ-2.
 
По Харьковскому тракторному заводу
 
а) Организовать в 1940 году на Харьковском тракторном заводе производство тракторов СТЗ-5 (арттягач), переведя это производство со Сталинградского тракторного завода;
б) изготовить в 1940 году 4000 тракторов СТЗ-5 (арттягач);
в) провести совместно с НКО испытание транспортных тягачей СТЗ с дизеля к 1 февраля 1940 года и результаты представить на утверждение Комитета Обороны.
 
По автозаводу им. Сталина
 
а) Организовать на автозаводе им. Сталина производство агрегатов танка Т-50Б;
б) поставить с 1 октября 1940 года в серийное производство грузовой автомобиль – ЗИС-5 с обоими ведущими осями.
 
По автозаводу им. Молотова
 
Организовать на автозаводе им. Молотова серийное производство легковых автомашин ГАЗ-61 с 1 октября 1940 года.
 
3) Обязать Наркомсудпром (тов. Тевосяна):
 
По Ижорскому заводу
 
а) Обеспечить изготовление на Ижорском заводе бронекорпусов и башен для Кировского завода: в 1940 году бронекорпуса и башни на выпуск 50 танков КВ;
б) поставить для завода № 174 Наркомсредмаша корпуса и башни на выпуск 1600 танков Т-50С по графику Наркомсредмаша, согласованного с Наркомсудпромом;
в) поставить бронедеталей для рембаз и ремзаводов Наркомсредмаша, Наркомтяжпрома и НКАТ союзных республик в количествах, соответствующих плану заказов НКО;
г) изготовить к 15 апреля 1940 года установочную партию танков Т-50Б., устранив все отмеченные на испытаниях дефекты и обеспечив полную обзорность танков;
д) закончить подготовку серийного производства танков Т-50Б к 1 июня 1940 года.
По Мариупольскому заводу
 
а) Изготовить и поставить с Мариупольского завода для завода № 183 Наркомсредмаша:
 
1) Броню для корпусов и башен машин Т-50С с дизелем в количестве, обеспечивающем выпуск танков Т-50С в 1940 году по графику Наркомсредмаша, согласованному с Наркомсудпромом;
2) Обеспечить бронедеталями ремзаводы и рембазы НКО, Наркомсредмаша, Наркомтяжпрома и Наркообщмаша в количестве, потребном для выполнения плана заказов НКО на 1940 год.
 
3. Для обеспечения броней производства новых образцов танков, обязать тов. Сабурова (Госплан СССР), тов. Тевосян (Наркомсудпром), тов. Меркулова (Наркомчермет), тов. Лихачева (Наркомсредмаш) представить к 10 января 1940 года в Комитет Обороны предложения по организации производства брони толщиной от 90 мм и ниже для танков: КВ, Т-50Б, Т-50С.
 
В предложениях предусмотреть полное обеспечение выпуска танков как по плану мирного, так и военного времени, на основе использования существующих броневых и металлургических заводов.
 
4. В соответствии с настоящим постановлением с 1 января 1941 года установить и оставить на производстве следующие типы танков:
 
1) тяжелый танк КВ
2) танк Т-50Б
3) танк Т-50С
 
5. Установить для серийного выпуска в 1940 году для каждого типа танков эталонам машину соответствующего типа, выпущенную 1 ноября 1939 года.
 
Изменения в машины в течение года вносить только с разрешения двух народных комиссаров – НКО и соответствующего промышленного наркомата.
 
6. В целях обеспечения повышенной проходимости автомашин – обязать Наркомсредмаш и НКО представить к 29 декабря 1939 года в Комитет Обороны предложения о порядке и сроках изготовления приспособлений к машине ЗИС-5 по типу вездехода, изготовленного заводом № 183 (Наркомсредмаш) (по заданию тов. Хрущева).
 
7. Обязать НКО, Наркомсредмаш, Наркомтяжмаш, Наркомобщмаш и НКАТ РСФСР к 29 декабря 1939 года представить в Комитет Обороны конкретные предложения по организации производства запчастей на заводах наркоматов в количествах, обеспечивающих существующий парк танков и других машин Красной Армии.
 
8. Наркосредмаш, Наркомсудпром, Наркомнефть и Наркомтяжмаш представить к 29 декабря 1939 года в Экономический Совет при СНК СССР:
 
а) дополнительные заявки на оборудование и строительство, необходимые для освоения новых образцов автобронетанкового вооружения и
б) на утверждение схему кооперации головных заводов по производству принятых на вооружение образцов.
 
9. Обязать Госплан при СНК СССР в 2-недельный срок рассмотреть заявки и обеспечить производство машин фондами с учетом обеспечения установленных сроков выпуска автобронетанкового вооружения в 1940 году.
 
10. В целях стимулирования ИТР и рабочих, занятых на производстве нового автотанкового вооружения, распространить по заводам Наркомсредмаша, Наркомсудпрома, Наркомнефтьпрома и Наркомтяжпрома премиальную систему, принятую по Наркомавиапрому постановлением СНК СССР № 25 от 27 апреля 1939 года.
 
Наркомфину СССР выделить из резервного фонда СНК СССР на премирование отличившихся рабочих, служащих и ИТР по созданию опытных образцов автотанкового вооружения:
 
Наркомсредмашу — 2.500 т.р.
Наркомсудостроению — 600 т.р.
Наркомнефтепрому — 150 т.р.
Наркомтяжпрому — 600 т.р.
 
11. В соответствии с настоящим постановлением, утвердить план заказа НКО, НКВМФ и НКВД на 1940 год по бронетанковому вооружению, согласно приложению № 1.
 
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ОБОРОНЫ
при СНК СОЮЗА ССР В. МОЛОТОВ
 
СЕКРЕТАРЬ КОМИТЕТА ОБОРОНЫ
при СНК СОЮЗА ССР И. САФОНОВ
 
 
Приложение 1
 
1. Во изменение постановлений Комитета Обороны за № 198сс от 7 июля 1938 года и № 118сс от 15 мая 1939 года дополнительным решением Кировскому заводу продолжить работы по танку «220» (Кв-3), обязав директора завода тов. Зальцмана представить опытные образцы танка к 1 июня 1940 года в количестве 2 единиц с установкой авиационных двигателей мощностью не менее 850 л.с.
 
2. В течении июня-июля 1940 года получить от заводов-изготовителей танков Т-50Б и Т-50С эталонные образцы данных машин в вариантах, установленных к производству в соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ № 443сс Комитета Обороны при СНК Союза ССР от 19 декабря 1939 года. Провести сравнительные испытания полученных машин силами  НИБТПолигона ГАБТУ с представлением сравнительных результатов испытаний с танком Т-34.
3. Поручить коллективу под руководством т. Бякина в кратчайшие сроки разработать и представить на испытания лёгкий танк массой до 6 т для воооружения планируемых к формированию весной – летом 1941 г. 5-ти воздушно-десантных корпусов. При разработке авиатранспортабельного танка добиться полной соответствия всех основных элементов и деталей, а также вооружения с лёгким танком Т-50Б.
 
4. Рассматривать танк Т-50С как основное средство вооружения механизированных корпусов и отдельных танковых полков и подразделений.
 5. Рассматривать танк Т-50Б как основное средство вооружения мотострелковых дивизий и отдельных полков в качестве танка сопровождения.
 
 

 

 

 

Отчет  по испытаниям танков Т-34, Т-50С и Т-50Б силами НИБТПолигона ГАБТУ Красной Армии

 «Согласно директиве Заместителя Народного Комиссара Обороны № 76791 от 25.10.40 г. испытание танков Т-34, Т-50С и Т-50Б было проведено методом пробега с отрывом от базы в сочетании с отстрелом огневых задач.

Ввиду отсутствия на представленные к испытаниям танки утверждённых тактико-технических требований выводы и оценки сделаны на основе выявленной тактико-технической характеристики.

Длительный пробег: Харьков – Кубинка – Смоленск – Киев – Харьков.

Цель испытания:

1. Определить тактико-техническую характеристику танка в целом и установить её соответствие с предъявленными генштабом тактико-техническими требованиями.

2. Определить надёжность и безотказность агрегатов танка в условиях длительного пробега.

3. Определить соответствие вооружения, боекомплекта, средств наблюдения и связи тактическим задачам, стоящим перед танками данного класса.

4. Определить обеспеченность танка возимым комплектом запчастей и инструмента и окончательно разработать комплект. Определить объём и периодичность технического обслуживания танка в полевых условиях. Определить ремонтные возможности танка в полевых условиях.

Общий километраж пробега 3000 км, из них по шоссейным дорогам – 1000 км, по грунтовым дорогам и бездорожью с преодолением естественных препятствий – 2000 км.

Примечание: 30% общего километража проходится в ночное время, 30% километража по грунтовым дорогам и целине проходится в боевом положении (с закрытыми люками).

Испытание герметичности корпуса и башни танка – путём обливания горючей жидкостью.

Испытание проведено с 31.10 по 7.12.40 г. в условиях поздней осени.

Весь маршрут пробега пройден за 14 ходовых дней. Техосмотры и ремонт в процессе пробега заняли 11 дней. На специспытания затрачено 8 дней. Подготовка и сдача машин – 2 дня. Всего – 38 дней.

Результаты стрельбы на кучность, полученные после всех стрельб и выраженные через сердцевинные полосы в отклонениях по ширине и высоте, выше табличных данных для 76-мм пушки обр. 1927 г.

 

Результаты стрельбы на кучность схода для танков Т-34 и Т-50С следует считать низкими вследствие усложнения условий наводки при значительных люфтах поворотного и подъёмного механизмов.

Результаты стрельбы из пулемётов показывают, что величины рассеивания для пулемёта, спаренного с пушкой, не превышают нормальных данных для пулемёта ДТ.

При стрельбе из пулемёта радиста величина рассеивания значительно возрастает и выходит за пределы нормальных данных, а количество пробоин уменьшается.

В результате проведённых боевых стрельб с решением огневых задач выявлены следующие особенности каждой машины:

1.

Т-34: стеснённость экипажа в боевом отделении обусловленная малыми габаритами башни по погону;

Т-50С: достаточное место для работы экипажа благодаря несоосному размещению командира и подьему его места в командирской башенке

Т-50Б: минимально достаточное место для работы экипажа благодаря несоосному размещению командира и подьему его места в командирской башенке,

2.

Т-34: неудобства пользования боекомплектом уложенным в полу боевого отделения;

Т-50С: удобное размещение боекомплекта по бортам и в передней части боевого отделения

Т-50Б: удобное размещение боекомплекта по бортам и в передней части боевого отделения с учетом уменьшенной массы и размеров боеприпасов пушки

3.

Т-34: задержка при переносе огня, вследствие неудобного расположения поворотного механизма башни (ручного и электропривода);

Т-50С: скорость переноса огня определяется подготовкой экипажа

Т-50Б: скорость переноса огня определяется подготовкой экипажа

4.

Т-34:отсутствие зрительной связи между танками при решении огневой задачи, вследствие того, что единственный прибор, допускающий круговой обзор – ПТ-6, – используется только для прицеливания;

Т-50С: эффективное обеспечение зрительной связи между танками благодаря наличию командирской башенки с круговым обзором, наличие прибора ПТ-6 как дополнительного средства кругового обзора

Т-50Б: эффективное обеспечение зрительной связи между танками благодаря наличию командирской башенки с круговым обзором, наличие прибора ПТ-6 как дополнительного средства кругового обзора

5.

Т-34: невозможность пользования прицелом ТОД-6 вследствие перекрывания шкалы углов прицеливания прицелом ПТ-6;

Т-50С: невозможность пользования прицелом ТОД-6 вследствие перекрывания шкалы углов прицеливания прицелом ПТ-6;

Т-50Б: прицелы ПТ-1 и ТОП расположены удобно для использования;

6.

Т-34:значительные и медленно затухающие колебания танка при движении, отрицательно сказывающиеся на меткости стрельбы из пушки и пулемётов.

Т-50С: колебания танка при движении невелики и быстрозатухающие, меткость стрельбы из пушки и пулеметов хорошая;

Т-50Б: колебания танка при движении на скорости до 45 км/ч невелики и быстро затухающие, при высоких скоростях движения проявляется продольная раскачка из-за короткой базы, меткость стрельбы из пушки и пулемета удовлетворительная.

 

Т-34: Максимальная скорострельность из пушки Л-11 (с места), полученная в процессе испытаний, достигает 5-6 выстрелов в минуту. Практическая средняя скорострельность (стрельба с ходу и с коротких остановок) – 2 выстрела в минуту. Скорострельность недостаточна.

Т-50С: Максимальная скорострельность из пушки Ф-32 (с места), полученная в процессе испытаний, достигает 5-6 выстрелов в минуту. Практическая средняя скорострельность (стрельба с ходу и с коротких остановок) – 3 выстрела в минуту. Скорострельность недостаточна.

Т-50Б: Максимальная скорострельность из пушки (с места), полученная в процессе испытаний, достигает 8-10 выстрелов в минуту. Практическая средняя скорострельность (стрельба с ходу и с коротких остановок) – 6 выстрелов в минуту. Скорострельность хорошая.

 

Вентиляция (гигиеническая) танков осуществляется вентилятором системы охлаждения и дополнительным вытяжным вентилятором, расположенным в перегородке моторного отделения. Танки Т-50С и Т-50Б дополнительно оснащены вытяжным вентиллятором в башне.

Т-34: Содержание СО при выстреле с работающей вентиляции значительно превышает допустимую норму (0,1 мг/л) и является токсической. Таким образом существующие вентиляционные средства в танке недостаточны.

Т-50С и Т-50Б: содержание СО при выстреле с работающей вентилляцией составляет 0,05 – 0, 06 мг/л и не превышает допустимую норму. Следует провести дополнительные испытания эффективности вентилляции при внешних температурах воздуха выше +20град. С

На всех представленных к испытаниям танках поворот башни осуществляется правой рукой. Расположение маховика и рукоятки поворотного механизма не обеспечивают быстрого поворота башни и вызывает сильное утомление руки. При одновременной работе поворотным механизмом и наблюдением в прицел ПТ-1 и ПТ-6, маховик и рукоятка упираются в грудь, затрудняя быстрое вращение башни.

 

Т-34: Усилия на рукоятке поворотного механизма сильно возрастают при увеличении угла крена танка и значительно затрудняют работу.

Электропривод расположен с левой стороны башни и обеспечивает поворот на 360° в обе стороны. Доступ к пусковому маховику электропривода затруднён снизу корпусом электромотора слева смотровым прибором и корпусом башни, справа налобником и прибором ПТ-6. Поворот башни в любую сторону возможен лишь при условии отклонения головы от налобника прибора ПТ-6, то есть вращение башни фактически производится вслепую.

Т-50С и Т-50Б: поворот башни кроме неудачного расположения маховика и рукоятки поворотного механизма сложностей и задержек не вызывает.

На всех представленных танках окно шкалы углов прицеливания телескопического прицела ТОД-6 перекрывается рычагами углов местности прибора ПТ-6 и тягой параллелограмма. Установка прицельных данных возможна при углах возвышения 4-5,5° и 9-12°, что фактически лишает возможности вести стрельбу с прицелом ТОД-6. Барабанчик шкалы углов прицеливания расположен в средней части прицела и доступ к нему крайне затруднён.

 

При угле возвышения 7° и ниже до максимального угла снижения, доступ к рукоятке механизма кругового обзора возможен лишь тремя пальцами вследствие того, что сектор подъёмного механизма пушки не допускает обхвата рукоятки кистью руки.

Указанное положение не обеспечивает быстрого просмотра местности.

 

Т-34:смотровой прибор «кругового обзора» установлен справа-сзади от командира танка в крыше башни. Доступ к прибору крайне затруднён, и наблюдение возможно в ограниченном секторе: обзор по горизонту вправо до 120°; мёртвое пространство 15 м.

Ограниченный сектор обзора, полная невозможность наблюдения в остальном секторе и конструктивные недостатки – обрыв крепления прибора, обрыв и зацепления стеклоочистителя за верхнее зеркало, задевание броневой заслонки в пазах, неудобное положение головы при наблюдении делают смотровой прибор непригодным к работе.

 

Боковые смотровые приборы башни. Расположение приборов относительно наблюдателя неудобное. Недостатками являются значительное мёртвое пространство (15,5м), небольшой угол обзора (53°), невозможность очистки защитных стёкол без выхода из танка и низкое расположение относительно сидений.

Т-50С и Т-50Б не имеют сложностей с круговым обзором за счёт наличия командирской башенки с призменными приборами. Мертвое пространство 3-6 метров (минимально).

Смотровые приборы водителя. Во всех представленных танках при движении по загрязнённой грунтовой дороге и целине в течение 5-10 мин. смотровые приборы затягиваются грязью до полной потери видимости. Стеклоочиститель центрального прибора не обеспечивает очистки защитного стекла от грязи.

На всех танках вождение танка с закрытым люком крайне затруднительно.

При стрельбе защитные стёкла смотровых приборов лопаются. Внешняя отделка танков грубая, выступающие части острые (барашки на боковых приборах), что приводит к ранению головы водителя. Смотровые приборы водителя в целом непригодны.

Все установленные на танке прицельные приборыПТ-1, ПТ-6, ТОД-6 и приборы наблюдения в боевом отделении и отделении управления не имеют защиты от атмосферных осадков, дорожной пыли и грязи. В каждом отдельном случае потери видимости, очистку приборов возможно произвести только с внешней стороны танка. В условиях пониженной видимости (туман) головка прицела ПТ-6 запотевает через 4-5 минут до полной потери видимости.

 

Вывод по танку Т-34:

установка вооружения, оптика и укладка боекомплекта в танке Т-34 не удовлетворяют требованиям к современным боевым машинам.

Основными недостатками являются:

а) теснота боевого отделения;

б)слепота танка;

в)неуданно размещённая укладка боекомплекта.

Поворотный механизм (ручной) не пригоден,

По смотровым приборам

смотровой прибор водителя, непригодный

По укладке боекомплекта

укладка боекомплекта 76-мм пушки в кассетах непригодна

Крепление башни — стопор башни по-походному непригоден;;

Корпус танка и башня в данном выполнении не удовлетворительные. Необходимо увеличить размеры башни за счёт увеличения погона и изменения угла наклона броневых листов. Следует отметить, что башни танков Т-50С и Т-50Б при меньших размерах значительно более удобные и имеют достаточный внутренний объём

Полезный объём корпуса может быть увеличен за счёт изменения подвески ходовой части и упразднения бортовых колодцев.

Низко расположенные (260 мм) от грунта бронировки картеров бортовых передач понижают проходимость танка.

 

Вывод по танку Т-50С:

компоновка отвечает всем основным требованиям, после доработки выявленных недостатков может рассматриваться как образец среднего (крейсерского) танка.

Основными недостатками являются:

а) неудобное пользование прицелами

б) низкое качество приборов наблюдения водителя

 Мы пошли другим путем

Вывод по танку Т-50Б:

компоновка отвечает всем современным требованиям, после доработки выявленных недостатков может рассматриваться как образец лёгкого танка сопровождения

Основными недостатками являются:

а) неудобное пользование прицелами

б) низкое качество приборов наблюдения водителя

Мы пошли другим путем

 

Подписаться
Уведомить о
guest

66 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account