Мы наш, мы новый, флот построим… Часть V. Паруса войны… Незнаменитая и незаметная
Мы наш, мы новый, флот построим… Часть V. Паруса войны… Незнаменитая и незаметная
Уважаемые коллеги,
Корабли, подобные описанному мною, редко появляются на нашем сайте, но все же я с удовольствием отдам дань незаметным труженикам войны. Надеюсь, Вам понравится этот материал.
Начало Русско-американского торгового общества относится к 1892 году когда у судоходной компании Р. Морана, расположенного в Сиэтле, были приобретены два грузопассажирских парохода «Санта-Фе» и «Оливия». «Санте-Фе» вскоре переименовали в «Каприз», а «Оливию» так и оставили с собственным названием. Оба парохода встали на линию: Владивосток – Сиэтл – Сан-Франциско – Йокогама – Порт-Артур – Владивосток. Оба парохода были однопалубными, имели железный корпус и двойное дно. Пароходы могли брать на борт 22 пассажира I класса, 36 – II, 40 пассажиров III класса и 760 так называемых «трюмных» пассажиров. На ближних рейсах и в перегруз до 2500 пассажиров. Грузовая вместимость пароходов составляла 4500 брт.
Купленные пароходы были уже не новыми, но исправно служили до 1899 года. В 1899 году «Каприз» по непригодности дальнейшей эксплуатации был списан, а «Оливию», находящуюся в более лучшем эксплуатационном состоянии, приобрело Морское ведомство по остаточной стоимости, за 614 тыс. долларов. В 1900 году «Оливия» прошла модернизацию. На ней заменили котлы и паровые машины, а также применили принудительный наддув, что позволило при форсировании увеличить скорость до 16 узлов (на естественной тяге 12 узлов). На корабле установили подкрепления под 152-мм орудия, наметили места установки 87-мм орудий. В конце 1900 года «Оливия» была принята на баланс военно-морского ведомства как вспомогательный крейсер/военный транспорт.
Мы все знаем про подвиги боевых кораблей. Броненосцы, броненосные крейсера, бронепалубные крейсера и даже миноносцы тревожат наши души. Но случается так, что малозаметный корабль делает дело, не менее важное. чем большинство боевых кораблей.
В начале 1901 года «Оливия» отправилась из Владивостока в Одессу. Покинула Одессу «Оливия» в сентябре 1902 года, её груз составляли восемь 229-мм гаубиц и четыре 240-мм мортиры, предназначенные для Порт-Артура и Владивостока. На борт парохода поднялись 120 мастеровых судостроительных заводов Одессы, Николаева и Петербурга, с семьями. Их путь лежал в Порт-Артур, на только что построенный судоремонтный завод Морского министерства. «Оливия» из Одессы уходила не одна, а в составе небольшого отряда, в который входили крейсер «Аякс», четыре эскадренных миноносца – «Доблестный», «Достойный», «Добросовестный», «Гордый» и два контрминоносца-истребителя «Исключительный» и «Избранный». Часть пути миноносцы проделали сами, а часть на буксире «Оливии» и крейсера «Аякс». В начале 1903 года небольшой караван благополучно достиг в Порт-Артура.
Войну корабль встретил в Сан-Франциско, где брал на борт продовольствие для Порт-Артурской и Владивостокской эскадры. Капитан «Оливии» Н.П. Кондратович, вместе с помощником В.Г. Вотоловым, составили дерзкий план, благодаря которому им удалось под самым носом у японцев проскочить в Порт-Артур. В результате этого беспримерного рейда в Порт-Артур было доставлено 120 тыс. пудов продовольствия, в том числе 90 тыс. пудов муки.
В марте 1904 года на вспомогательном крейсере установили положенное ей по штату вооружение, и она вошла в состав объединенного Тихоокеанского флота. Во время прорыва Порт-Артурской эскадры во Владивосток «Оливия» перевозила семьи офицеров и раненых матросов из флотских экипажей, а также часть оборудования Порт-Артурского судоремонтного завода и уголь для эскадры. Крейсер успешно отразил атаку двух японских миноносцев и прибыл вместе с эскадрой во Владивосток. В начале 1905 года «Оливия» была отправлена в самостоятельное крейсирование, впрочем, особых успехов она не добилась. В самом конце войны «Оливия» захватила японский вспомогательный крейсер «Окити-мару» (3000 тонн, 4×1×75-мм орудия).
Водоизмещение – 8500 тонн. Размерения – 125,0×14,0×7,0 м. СУ – 2ПМ ВТР, 4ПК. Мощность – 4800 л.с. Скорость – 15,8 узлов. Дальность хода – 4800 миль на 10 узлах. Запас топлива – 1300 тонн угля. Вооружение: 4×152-мм, 4×87-мм, 6×47-мм, 1×381-мм ПТА
В 1909 году «Оливию» перевели в разряд учебного судна. Окончательно вспомогательный крейсер/транспорт был списан и сдан на слом в 1924 году.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ….