Международная авиационная федерация утвердила девять рекордов, установленных на Як-130 еще в 2016 г. – скороподъемности на 2000, 3000, 6000 и 9000 м без груза и с грузом 1 т и 2 т (в классе самолетов 6–9 т):
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мало кто знает, что первый отечественный советский авиационный рекорд был установлен летчиком Александром Ивановичем Жуковым на авиетке «Буревестник» в 1927 г. Рассказ из «Рабочей газеты» от 3 августа 1927 г.:
«29 июля в 8 ч вечера летчик Жуков поднялся с Московского аэродрома с тем, чтобы подняться на высоту 4000 м и побить существовавший до сего времени мировой рекорд.
По расчетам, «Буревестник» должен был подняться до высоты 4000 м и опуститься через 40 мин. Однако прошел час, а Жуков не возвращался. На аэродроме поднялось волнение: не разбился ли он?
Прошло еще 20 мин. Жуков все не возвращался. Были пущены сигнальные ракеты, так как уже стемнело. С каждой минутой усиливалась уверенность, что Жуков разбился.
Когда члены комиссии окончательно разуверились в благополучном спуске «Буревестника», и ангары были уже закрыты, инженер Невдачин, конструктор «Буревестника», услышал отдаленное потрескивание мотора. Это возвращался «Буревестник».
Авиетка, спускаясь на аэродром, чуть не потерпела аварию. Летчик Жуков из-за темноты чуть не разбил авиетку, остановившись в двух шагах от забора.
Когда потерявшие было надежду члены комиссии подбежали к авиетке, из нее вылез полузамерзший Жуков и сказал:
«Ужасно холодно. Поднялся, кажется, на четыре с половиной».
Когда из авиетки был извлечен аппарат, отмечавший высоту, то оказалось, что «Буревестник» поднялся на 5000 м, побив мировой рекорд на 1200 м. Жуков рассказывает, что ему пришлось прекратить подъем из-за сильного холода. На высоте 5000 м температура – 15 гр, а Жуков был одет в кожаную тужурку».
Об Александре Жукове отзывались как о талантливом летчике-самородке. Помимо испытательной работы много занимался подготовкой молодых пилотов, был инструктором в Московской военной авиационной школы. Именно он учил Михаила Громова и Валерия Чкалова. Испытателем Жуков работал 26 лет и дожил до пенсии, что при такой профессии в те времена было редкостью.
А.И.Жуков, 1960 г.
PS. 18 марта ушел летчик-испытатель Георгий Мосолов, установивший первый наш абсолютный рекорд скорости на знаменитом МиГ-21…
источники: