Этот корабль (рисунок) был мне любезно подарен Андреем Толстым, за что ему от меня глубокая благодарность. Также использованы материалы СтволЯра (и из этих) и из горячо и часто и извращенно нами любимой Реальной Истории .
Предистория: несчастливый «Витязь»
Узнав об активных приготовлениях Японии к войне, в том числе о создании нового флота, Россия приняла программу судостроения 1898 г. — «Для нужд Дальнего Востока». Кроме новых броненосцев, предполагалось построить несколько крейсеров 1 ранга — дальних разведчиков при эскадре. При этом не исключалось их участие в эскадренном бою, а также и в операциях на торговых путях противника. Проект крейсера «Диана» к тому моменту устарел и не отвечал современным требованиям, поэтому было разработано новое задание на проектирование, его-то и разослали отечественным и зарубежным фирмам.
Кроме крупных и знаменитых фирм свой проект представило Русское паровозостроительное и механическое общество, ранее никому неведомое в роли судостроительного и не имевшее своей верфи. Однако оно обещало в короткий срок построить в любом порту Балтийского моря, по выбору морского ведомства, новую верфь и сдать заказанный крейсер через два года после закладки. Свой капитал общество исчислило суммой в 10 000 000 руб. Оно лишь ходатайствовало о поддержке со стороны правительства долгосрочным заказом и оговаривало возможность закупать часть материалов за границей.
Расчетное водоизмещение будущего корабля, правда, тоже несколько превышало заданное (6000 т) и равнялось 6375 т. Двойное дно простиралось до броневой палубы, корпус был разделен на 14 водонепроницаемых отсеков. Толщина горизонтальной брони на протяжении КО и МО составляла 1″ на подстилке в 0,5″, а в оконечностях — 1″ суммарно. Скосы в районе средней части были на 1″ толще, над машинным отделением предусматривался купол до батарейной палубы, вертикальная броня которого равнялась 3,5″. Общий вес палубной брони — 492,6 т, вес башенной брони — 285 т. Высота линии огня носовой башни — 31,25 фута, кормовой и бортовых — 23 фута. 75-мм орудия располагались побортно в батарейной палубе, с высотой линии огня 11,5 фута, на той же палубе устанавливались и четыре прожектора Манжена, они выдвигались за линию борта на площадках. Механизмы в 20 000 л.с. обеспечивались паром из 12 котлов системы Нормана с общей нагревательной поверхностью 46 440 кв. футов, отопление смешанное, уголь/нефть. Дальность хода обещали в 6000 миль. Коэффициент полноты составлял 0,56, адмиралтейский коэффициент — 209. Чертежи были подписаны корабельным инженером Д.Скворцовым и представителем правления общества Ивановым.
На том конкурсе победу одержала фирма «Вулкан», но представленный обществом проект шестибашенного крейсера удостоился отдельной Высочайшей похвалы за патриотизм, а поскольку он еще и отвечал всем основным требованиям технического задания, МТК принял решение поощрить инициативу железнодорожников. Для детальной проработки проекта им была предоставлена помощь Военно-Морской академии.
Первоначальный вариант проекта пришлось отклонить, поскольку Обуховский завод был сильно загружен производством башен под два шестидюймовых орудия и не мог гарантировать поставки в сколько-нибудь обозримом будущем.
В попытках обойти это препятствие, не снижая мощность бортового залпа, были предложены вариант с четырьмя, а не шестью бронебашнями, однако расположенными по оси с возможностью стрельбы на оба борта
Но Обуховский завод не смог обещать даже и четырех башен. Тогда неутомимые железнодорожники предложили трехствольные башни собственной конструкции:
Однако, и этот вариант встретил критику со стороны Адмиралтейства. Основания башен были не прикрыты броней, и энтузиастов раскритиковали, выразив сомнение в целесообразности защищать расчет орудия, когда не прикрыты погреба.
Предложенные варианты, хоть и не были реализованы, но оказали значительное влияние на кораблестроение. Их массо-габаритные макеты, выстроенные в масштабе 1:10, проходили гидродинамические испытания на Алексеевском опытно-механическом заводе, а затем были подарены в качестве учебного пособия Военно-Морской академии.
Для строительства кораблей в итоге выход нашелся в предложении Барановского, который предложил заменить башенную артиллерию на прикрытые щитами восьмидюймовки, переведя корабль из крейсеров в канонерские лодки. В итоге компоновку корабля приняли по 1 варианту, заменив двуствольные шестидюймовые бронебашни на одноствольные тумбовые установки восьмидюймовых орудий.
При строительстве кораблей Русское паровозостроительное и механическое общество тяготело к железнодорожным традициям. В наборе, в подкреплениях орудий, в продольных переборках широко применялся облегченный металлопрокат, котлы имели тщательную выделку и обеспечивали высокое давление. Железнодорожники так увлеклись, что получили водоизмещение ниже проектного на 2 тысячи пудов, пришлось добавлять лишний балласт. Основным топливом был уголь, предусмотрена была даже возможность использовать дрова. Нефтяные горелки использовались редко. В качестве цистерн под нефть могли использоваться междудонные отсеки. Высокую заявленную дальность хода корабль обеспечивал только теоретически, при заполнении всех цистерн и угольных ям нефтью, при этом корабль получил бы опасный перегруз. Управление стрельбой было предусмотрено централизованное. На корабле широко применялась телефонная связь, была оборудована хорошая радиорубка.
К защите корабля тоже подошли основательно, не жалея денег. Рубка и все три дальномерных поста получили броневое прикрытие. Носовые и кормовые небронированные отсеки, расположенные ниже ватерлинии, заполнили пробкой. Противоминные батареи разделили противоосколочными протектированными перегородками. Для защиты элеваторов боеприпасов орудий ГК установили коробчатые броневые трубы, для экономии брони таран выполнили из конструкционной стали, фактически это стал волнорез-обтекатель. Заодно брони лишился торпедный отсек. Перед боем, боясь что от шального осколка кораблю оторвет нос взрывом собственных торпед, их просто выгружали с корабля.
Водоизмещение 6350-6375 т, Размерности 117,65 (по ВЛ)х120,24 (наибольшая) х 15,32 х6,17 м ; машинная установка – двухвальная, на испытаниях показал 20000 л.с. и развил 23,0 уз., в боевых условиях не более 21,7; дальность хода 1500 миль (теоретически до 5000); броня Круппа и хромоникелевая, палуба – 25-38 мм (плоская часть)/63,5 мм (скосы)/89 мм (гласис машинного отделения), вес палубной брони – 492,6 т,, вооружение 6х203/45 орудий в шести тумбовых установках, 12 х 87/55 на батарейной палубе, 2 х 63,5-мм десантных, 2 пулемета, 2-457 мм Т.А. (2 носовых надводных)
Морское ведомство определило для патриотичных железнодорожников Владивостокский порт, и верфь была построена там. В 1900 году верфь была закончена и на ней тут же был заложен «Гудок», когда он был спущен на воду в 1901, на его место встал «Паровоз», а в 1902 году был заложен «Локомотив».
Непривычные к морской вольности железнодорожники строили корабли аккуратно, четко, единообразно, ко всеобщему удивлению не допустив ни на одном из кораблей перегруза ни на одну тонну, за что и получили благодарственную грамоту и переходящее бело-сине-красное знамя.
Все три корабля в 1903 году прошли реконструкцию пушек ГК, на них были установлены механизмы заряжания Барановского, повысившие скорострельность до 4 выстрелов в минуту.
Корабли этой серии достойно приняли участие в Русско-Японской войне (АИ), а построенная железнодорожно-морская верфь спустя сто лет была преобразована в завод, который мы сегодня знаем как судостроительный завод «Звезда», который обеспечивает Россию огромными супертанкерами класса «Афрамакс».