Весной 1942-го года, когда был издан приказ о прекращении производства легкого танка «Т-60», горьковский завод хотели сразу занять выпуском легкого «Т-70», но руководство завода этому упорно сопротивлялось, хотя бы даже потому что «Т-70» требовал больше двигателей, с которыми и так была проблема.
И даже зам. начальника наркомата танковой промышленности — знаменитый Гинзбург, хотел продолжить сборку именно «Т-60», и отодвигал производство «Т-70» (потому что хотел представить свою разработку сау на базе «Т-60»).
Поэтому летом 1942-го года, в попытках произвести хоть что-то новое, заводчане соорудили модификацию «Т-60» (которая и станет тем самым «Т-45»). Командование очень засомневалось в ней, но Гинзбург продавил машину, и постановил: «испытать этот танк маршем на 200 км, результаты прислать в главное автобронетанковое управление».
Следовательно, вообще сам танк по факту получился из-за нежелания завода производить новый Т-70, а не попытки разработать конкретный новый танк…
Инженеры попробовали поставить на «Т-45» автобусный поношенный (но доработанный) двигатель ЗиС-16 (86 л.с.) под новым обозначением «ЗиС-60». С этим двигателем «Т-45» и отправился на испытательный полигон 19-го мая 1942-го года.
Танк впоследствии еще собирались добронировать и заменить 20 мм пушку ТНШ на 45-мм орудие 20К, поэтому танк довесили грузами до рассчитанных 6,8 тонн. Танк вес выдержал без особых нареканий.
Под 45-мм орудие разработали новую башню (на минуточку, с кормовой нишей!!!), куда также установили 7,62 мм пулемет ДТ. Борта добронировали до 35-ти мм, а лоб с 15-ти до 25-ти мм. Предполагалось, что при необходимости на лоб можно будет приварить еще до 20 мм брони. К этим цифрам вернемся в конце.
Поскольку больше тех двигателей ЗиС-16 не было, на «Т-45» поставили менее мощный, 73-сильный ЗиС-5 с грузовика. Так разогнали до 37 км/ч, и на этом успокоились..
20-го мая 1942-го года начались испытания. Экипаж в «Т-45» с новой пушкой ЗИС-19БМ (балистика 20К) смог выдавать в среднем 7,5 выстрелов в минуту с места и 3,5 на ходу. Несмотря на бо́льший калибр, 45-мм пушку оказалось обслуживать комфортнее чем 20-мм в более тесной башне. Точность оказалась 100%-ной (25 из 25).
С 6-го по 13-ое июня 1942-го года танк прошел 1505 км. В ходе них 2 раза из-за хлипких креплений вентилятора ломался двигатель и несколько раз под весом ломались единичные траки (что тогда было вообще не редкостью).
Испытания по итогам комиссии танк «Т-45» прошел успешно. Однако из-за одноместной башни и непоняток с двигателем, комиссия в спешке решила одобрить производство именно «Т-70», а не «Т-45».
Но опытный «Т-45» все же имеет боевую биографию. В последних числах сентября 1942-го года он попал в армию западного фронта, после чего его история к сожалению теряется..
Характеристики:
- Масса — 6,8 тонн, с добронированным еще на 20 мм лбом предположительно около 7,2 т
- экипаж — 2 человека
- размеры — 4,1 м (длина) * 2,39 м (ширина)
- вооружение — 45 мм пушка ЗИС-19БМ и один 7,62 мм пулемет ДТ
- бронирование:
Лоб — 131 мм!!! (45 мм под углом 70 град) (добронированный вариант) или 73 мм (25 мм под углом 70 град).
Борт — 35 мм!
Лоб, борта башни — 25 мм
- максимальная скорость — 37 км/ч
- удельная мощность — 10,7 л.с. на тонну/ 10,2 л.с. на тонну при добронированном варианте (двигатель 73 л.с.)
- запас хода — 300 км
ЧТО МЫ ИМЕЕМ ПО ИТОГУ? Танк, который при весе 7 тонн, имел приведенную лобовую броню в 130 мм и относительно неплохую 45-мм пушку (а не жалкий пулемет или 20-мм автоматическая пушка). Самое главное, напомню, что танк «Т-45» вес такой брони и более мощного орудия выдерживал!!! Ходовая и двигатель работали в приемлемом режиме (не считая мелочей вроде сломанного вентилятора)!!! Этот танк мог стать чудом советского танкостроения, но не сложилось… В СССР все делалось в угоду уже налаженного производства, забывая о том что производство любого танка когда-то только начиналось…