Модернизация немецких линкоров — Кайзер, Гельголанд, Нассау.
Модернизация немецких линкоров — Кайзер, Гельголанд, Нассау.
***
Работал тут над «Красным Кавказом», и мелькнула мысль а не провести ли модернизацию «Нассау», по типу из «Светланы» в «Кавказ». Как раз вспомнилась тема у коллеги нашего Графа Цеппелина, про возможную модернизацию линкоров кайзера. Ну а дальше все как обычно завертелось и…
***
В результате некоторых событий, немецкий флот не совершил самоубийство в Скапа-Флоу, а был успешно поделен союзниками. Союзники, не много подумав, решили все же оставить Германии несколько линкоров. Пусть радуется. Ведь оставшиеся корабли, были
«Нассау» и «Гельголанды» — модернизационный потенциал близок к нулю. Небольшие и «зажатые» корпуса и неудачное расположение артиллерии попросту не позволяют сделать с ними хоть что-то, выходящее за рамки «понатыкать зениток, и при первой возможности переделать в учебные».
«Кайзеры» — лучше предыдущих, но эшелонированное расположение башен их сильно портит. Модернизационный потенциал ограничен: необходимость высвобождать место на палубах для обеспечения огня центральных башен сильно ограничивает возможности усиления зенитной и универсальной артиллерии….
и союзники рассуждали в духе «хочешь разорить — подари слона». Пусть у Германии останутся 4 линкора (а не 12), и что она с ними будет делать — ее проблемы.
И вот, Германия решила что-то делать.
Если бы были бы «Кайзеры»
С оставшимися после Великой войны линкорами надо было что-то делать. Разрезать на металл не позволяла гордость, содержать было проблемой. Тем не менее, линкоры обеспечивали статус, и избавляться от статуса даже проигравшей державе было нельзя. Тем более что рядом находились государства, располагающиеся линкорами. Не такими сильными, не такими новыми, но все же линкорами. И что особенно обидно, так это то, что оба государства – и Бельгия и Польша имели в своем флоте бывшие немецкие линкоры (тип «Гельголанд»). В этих условиях порезать линкоры не металл, означало получить дополнительные насмешки – «у Бельгии немецкие линкоры есть, а Германии линкоров нет».
Со временем, наладилась экономика, и вопрос что же делать с линкорами вновь стал актуальным. Причем вопрос «что делать с линкорами?», трансформировался в вопрос «что именно надо сделать с линкорами?». Речь шла о модернизации.
Самое простое – изменение носовой части (такие вещи как новая система управления огнем, усиление зенитного вооружения, новый двигатель – это было ясно без слов).
При этом рассматривался проект создания на основе «Кайзеров» быстроходных линейных крейсеров.
Вторым шагом стала работа с башнями. Из 10 орудий, на борт полноценно могло стрелять только 8. Главная проблема была в центральных башнях — попытки увеличить углы обстрела либо вели к увеличению углов у одной башни (оставаясь такими же у другой) либо к появлению не самоходной баржи. Покрутившись и так и этак, немцы плюнули на экономию, и решили утвердить проект создания счетверенной башни в центральной части корпуса. Такой проект при всей его сложности (и стоимости) давал даже экономию в весе. Но если можно из 2-х центральных башен получить одну улучшенную, то почему нельзя из двух кормовых башен то же сделать одну (точнее вторую) улучшенную? Таким образом, «Кайзер» получал все те же 10 орудий, но с лучшими углами обстрела, плюс экономия в весе.
Но в этот момент неожиданно замаячила еще одна перспектива. Если башни все равно менять, то почему бы сразу не поменять и орудия. 10 305-мм на фоне 8 305-мм орудий это хорошо (особенно в ситуации лучше, чем ничего) но даже русские линкоры имеют 12 орудий. И как показала практика, большую роль играет не только скорострельность, но и мощность орудий. Планируемая модернизация лишь ненамного усилит преимущество над польскими линкорами (преимущество и так было), но не даст преимуществ перед русскими линкорами. И поскольку количество орудий увеличить нельзя (точнее можно, но придется жертвовать мощностью), то можно увеличить мощность орудий, пусть и сократив их численность.
Поэтому проект с 4 четырехорудийными башнями и 305-мм орудиями отложили в сторонку, и стали считать проект с 3 орудийными башнями и 3 350-мм орудиями. И снова появлялись новые и новые подводные камни. Речь шла о носовой башне. Или линкор получался с 7 350-мм орудиями или с 8 орудиями, но тогда приходилось проводить масштабные работы (и тратить деньги) на переделку носовой башни.
***
Если бы им оставили «Гельголанды»
(сначала думал, что «Гельголанды» и «Нассау» другим странам достались, но вряд ли данные страны пойдут на такую дорогую модернизацию. С другой стороны, не уверен, что линкоры такую модернизацию выдержат. Поэтому — я художник, я так вижу).
С оставшимися после Великой войны линкорами надо было что-то делать. Разрезать на металл не позволяла гордость, содержать было проблемой. Тем не менее, линкоры обеспечивали статус, и избавляться от статуса даже проигравшей державе было нельзя. Хоть какие-то военно-морские силы (которые позволяли обучать моряков). Со временем, наладилась экономика, и вопрос что же делать с линкорами вновь стал актуальным. Причем вопрос «что делать с линкорами?», трансформировался в вопрос «что именно надо сделать с линкорами?». Речь шла о модернизации. Конечно, проще было бы линкоры переделать в авианосцы, но Германия в силу некоторых проблем, на такие проекты не пошла.
Самое простые – изменения касались носовой части — она была не много удлинена и доработана. Одновременно прошла доработка вспомогательных систем — новая система управления огнем, усиление зенитного вооружения, новый двигатель.
Башни по бортам (4 штуки) было решено снять, причем если 2 штуки просто убрать, то 2 другие на корабле оставить, но перенести в другое место. А именно поместить одну над носовой, а другую над кормовой башней. В результате «Гельголанд» нисколько не потерял в огневой мощи, уменьшил вес, зато и в цена существенно подросла.
Затем (в окончательном варианте), носовую часть еще удлинили (общая длина корабля составила 175 метров), и таким образом, из уже устаревшего линкора получился неплохой линейный крейсер.
Гидросамолет входил в комплект.
***
Если бы им оставили «Нассау».
Оставленные Германии линкоры типа «Нассау» были еще одной насмешкой, сделанной победителями. С одной стороны побежденная Германия осталась в «линкорном клубе», с другой стороны линкор, который устарел еще до Великой войны…. Но делать было нечего, приходилось иметь дело с тем, что есть.
В первую очередь сняли бортовые башни, затем поработали над носовой частью, придав ей острые обводы. Потом поработали над двигателем, снова поработали над носовой частью, сделав корабль длиннее…. И тут конструктора поняли, что с вооружением маленькая проблема – оно оставалось по-прежнему очень слабым. Всего 8 283-мм орудий – это очень мало.
Но вариант 12 орудий был хотя и лучше — по количеству, но хуже – по качеству (калибр пришлось бы ограничить 240-мм). Поэтому был принят вариант, по которому прошли все страны и их линейные корабли – увеличить калибр. В 4 башни были установлены мощные 381-мм (или даже 420-мм) орудия! В результате «Нассау» мог вести бой с современными линкорами находясь вне зоны действия их огня.
К сожалению, немцев, выяснилось, что орудия слишком форсированы, и большая дальность стрельбы приводила к быстрому износу стволов. Поэтому, следующие немецкие корабли получили 180-мм 381-мм орудия меньшей длины.
Ну и в качестве юмора напоследок.
ПОВТОРЯЮ ТЕПЕРЬ ЮМОР
Из устаревших линкоров типа «Кайзер», было решено сделать не устаревшие линкоры, из расчета 2 «Кайзера» = 1 «Новый». Проектировщики быстро выложили проекты по превращению «Кайзеров» в катамараны, а потом превращения катамаранов в нормальные корабли.
«Нос». Оставить надстройки в носовой части.
«Корма». Все надстройки в кормовой части. Признан перспективным.
*
***
Из устаревших линкоров типа «Нассау» / «Гельголан», было решено сделать не устаревшие линкоры, из расчета 2 «Старых» = 1 «Новый». Проектировщики быстро выложили проекты по превращению «Нассау» / «Гельголанд» в катамараны, а потом превращения катамаранов в нормальные корабли.
Первый вариант – установить на линкоре 8 башен, с большими углами обстрела. В результате линкор имея 16 орудий, прямо на нос и корму мог стрелять из 8 орудий, и 12-ю орудиями (в большинстве случаев) в любую сторону.
Второй вариант – «линкор экономической зоны», «океанский броненосец береговой обороны», т.е. превратить линкор в гигантский броненосец. Вспомогательное вооружение – 4*2 283-мм, а главный калибр 2*2 420/508-мм орудия.