Модернизация эсминцев проекта 956. 2014 год
По-видимому политическое решение модернизировать эсминцы проекта 956 принято, и я не смог остаться в стороне
Текст и чертежи модернизации эсминцев проекта 956 — далее.
Министр обороны Российской Федерации пристально смотрел на Главкома ВМФ. За окном шел снег и .. двое солдат срочной службы. Рапорт «О результатах выполнения гособоронзаказа за 2013 год по направлению Военно-Морской флот» уныло лежал на приставном полированном столике между ними.
Да.. – проговорил министр. – Вероятно бывает хуже, но я о таком не слышал. Подведу итог прочитанному: Французы затягивают сдачу «Мистралей», ОСК нарушила сроки по всем без исключения заказам. Оба корвета (и Совершенный, и Стойкий) перенесены с 2013 на 2014 год, при том, что заложены в 2006. Фрегаты 11356 тоже отстают — «Адмирал Григорович» перенесли на 2014, а остальные из первой тройки – с 2014 на 2015. Но вряд ли выдержат и это. По оценкам Главкомата скорее всего первая тройка войдет в строй в 2016 году.. Когда войдет в строй первый фрегат проекта 22350, не говоря о последующих — так и вовсе не ясно. Но понятно что даже не в 2014 и не в 2015. По новым вооружениям – того хлеще. Универсальные артиллерийские установки (как А-190 и А-192) очередями не стреляют. Противовоздушная оборона отсутствует — морского ЗРК дальнего действия нет и в проекте, от морского ЗРК среднего радиуса действия есть только наименование ЗРК «Редут», но комплекс пока так и ни разу не попал ни в одну цель, а комплекса ПВО ближнего действия (ни на основе Панциря, ни какого-либо другого) нет и в обозримом будущем не будет. Из работоспособного — только Гибка (турель с ПЗРК) и старый добрый АК-630. Торпед, сравнимых по характеристикам с мировыми аналогами нет. РЭБ нет. Неатомных современных подлодок нет. Воздухонезависимой двигательной установки нет, срок, когда она будет представлена на госиспытания — не понятен. Атомные подлодки есть, но им нечем стрелять (кроме Калибра). Булава 50% пусков 2013 года провалила. И даже банальный ремонт редко обходится без пожара. Я прав?
— в целом — да. подтвердил Главком.
— Сколько будете ремонтировать Петра Великого?
— Лет пять. Если сроки не сорвут
— А если как всегда?
— То десять. И по Кузнецову – также.
— ну а как ты будешь выполнять приказ Верховного Главнокомандующего о усилении присутствия в Средиземном Море. Арктике и Тихом Океане?
— прикажут — сделаем. Пошлю тральщики и МПК.
— ты еще буксиры пошли- возмутился министр
— а что делать? — спросил Главком
Наконец, решившись, министр достал из верхнего ящика стола письмо на причудливом бланке с иероглифами и протянул Главкому ВМФ.
Южнокорейский судостроительный концерн Hanjin Heavy Industries & Constructions Co. предлагал провести модернизацию эсминцев проекта 956 за.. 14 календарных дней до варианта эсминца- вертолетоносца, близкого к японскому DDH-143 Shirane
— П**ж или провокация – сразу отреагировал Главком
— не в казарме – насупился не одобряющий ненормативную лексику министр – ты дальше читай!
Далее по тексту письма корейцы сообщали, что готовы за 3 месяца с момента получения аванса изготовить и собрать новые кормовые секции эсминца, включая двигательную установку и винты, предусмотрев также фундаменты и кабельные трассы для последующего монтажа средств ПВО на российских мощностях. Сетевой график предусматривал разгрузку боекомплекта в пункте базирования силами ТОФ, затем переход эсминца в Пусан, а после постановки в док — демонтаж существующей кормовой части и пристыковку готовой кормовой части. Срок этого этапа составлял 14 дней, включая швартовые испытания, но без учета ходовых испытаний. В результате Россия получала ударный эсминец-вертолетоносец на ходу, правда без ПВО самообороны. При необходимости корейцы были готовы оставить кормовую часть у себя для резки на металл. или герметизировать и отбуксировать во Владивосток.
— а что, мысль. ЗРК Ураган и ПКР Москит можно модернизировать, а в носовой артустановке и трогать ничего не надо, кроме РЛС СУО — все равно лучше не сделают, а то и сломают. Только противоторпедную защиту поставим, скажем тот же Пакет-НК — и в путь. Уж это-то за годик осилим — несмело улыбнулся Главком.
— годик я тебе не дам. Если в конце 2014 года не введешь в строй хотя бы два корабля – сниму с должности – неожиданно жестко, с нажимом завершил разговор министр.
В Главкомате ВМФ предложение корейцев детально рассмотрели и, с сожалением, отвергли. Во-первых, тут требовалась еще новая гидроакустика, как буксируемая, так и активная, а с ее производством пока не все было ясно. Кроме конечно того, что успеть за 2014 год и спроектировать, и произвести, и отладить гидроакустику никак не выходило. Да и вообще, противолодочных возможностей у ВМФ РФ пока было достаточно, в отличие от авианесущих. Да и честно говоря, не хотелось признаваться, но офицерам было не понятно — куда делись дымоходы
Но идея о превращении эсминца в эсминец-вертолетоносец показалась Главкомату ВМФ не лишенной определенного смысла.
Во-первых, его можно использовать в учебных целях: ВМФ уже получил часть авиагруппы на Мистраль, вертолеты стоят в ангарах, а у вертолетчиков опыта полетов над морем недостаточно.
Во-вторых, эсминец-вертолетоносец вполне годится на роль огневой поддержки десанта: тройка вертолетов Ка-52К гораздо лучше усилит высадившуюся морскую пехоту, чем малый артиллерийский корабль с пушкой калибра 100 мм, или даже с реактивной системой залпового огня. Для собственно же транспортировки морпехов у флота уже имеется вполне достаточное число специализированных десантных кораблей, и при десантировании эсминец-вертолетоносец будет удачно действовать с ними совместно.
В-третьих, эсминец-вертолетоносец с ударным ракетным комплексом будет вполне на своем месте при политической необходимости обеспечить присутствие российского флота у берегов Сирии или в районе Курильских островов.
В ходе дискуссии сформировалось и название получающегося класса кораблей — ударный вертолетоносец.
Тендер на эскизное проектирование ударного вертолетоносца провели за три недели, и выиграло его почему-то КБ МГТУ им Баумана, которое через неделю после подписания договора представило Заказчику готовый эскиз. Столь рекордный срок был вызван тем, что фактически бауманцы чертили проект с момента объявления конкурса, а после подписания договора только внесли в чертеж несколько штрихов. Корабль получил две артустановки АК-630М-2 «Дуэт» и 8 барабанных пусковых установок ЗРК Кинжал, а также комплекс ПЛО/ПТЗ Пакет-НК
Преимуществом проекта автор считал его дешевизну и скорость реализации (все вооружение находилось на хранении в арсеналах, куда его переправили в момент разоружения кораблей флота в 90х годах). При этом производители вооружения с удовольствием взялись модернизировать и ЗРК «Ураган», и ПКР «Москит» и ЗРК «Кинжал», обещая за относительно скромные деньги новую электронику с повышенной надежностью и более низким энергопотреблением и новые ракеты с помехоустойчивыми ГСН и увеличенной дальностью.
Как и японский эсминец-вертолетоносец DDH-143 Shirane, проект 956B предполагал постоянную авиагруппу из 3 вертолетов (например Ка-52К или Ка-29), или мог нести взамен них 3..4 контейнера с пусковыми установками универсальных ракет семейства Калибр(для их перемещения использовались рельсовые пути).
«Альтаир» умолял разрешить им замену «Урагана» на Штиль-1 с ВПУ, и «Москита» до уровня «Москит-МВЕ». Дальше всех пошел «Купол», и пообещал не только доработать ЗРК «Кинжал» под уровень Тор-М2, но и поменять устаревшие подпалубные барабаны на современную вертикальную пусковую установку, хотя, конечно, не в 2014 году.
К сожалению, жесткий срок возможности провести серьезную модернизацию не давал — ограничились новыми ракетами и новыми СУО для всех трех систем, но одновременно оплатили «Куполу» разработку вертикальной пусковой установки. В конце концов, именно семейство Тор-2 заслужило уважительные отзывы сухопутных ракетчиков, и к 2015 году флот вполне мог надеяться на новый ЗРК на его базе.
В марте 2014 года по утвержденному эскизному проекту (он получил название 956В) Главкомат ВМВ провел тендер на рабочее проектирование и модернизацию двух головных кораблей. Тендер в апреле выиграло известное судостроительное предприятие. К концу апреля туда на буксирах пришли «Боевой» и «Бурный». Первого июня (через месяц после подписания договора) предприятие неожиданно посетил офицер генеральной инспекции при Главкоме ВМФ, и рапортовал, что аванс предприятие получило, к работам ни по рабочему проектированию, ни по реконструкции фактически не приступило. Ограничились только пескоструйной обработкой небольшого фрагмента корпуса.
Разразился скандал, в результате Главком ВМФ провел повторный тендер, но уже не среди кораблестроителей, а среди обычных строительных компаний, который выиграло московское ООО, широко известное в узких строительных кругах.
В июле москвичи оперативно привезли на судостроительное предприятие (док которого им передали в оперативное управление приказом сверху) интернациональную команду строителей (македонский прораб управлял белорусскими стропальщиками, украинскими сварщиками, таджикскими слесарями и молдавскими малярами). Главный (имеющий модную в московских кругах, но непонятную должность руководитель проекта) быстро договорился с крановщиками местного судоремонтного завода о подработке за нехилую прибавку к заплате, с проходной и Первым отделом — о пропуске людей в ночное время и расписал график поступления баллонов с кислородом и пропаном. Никаких супер-навороченных заплечных сварочных агрегатов у «москвичей» не было, а были обычные газорезки. Но их было много, и рабочие трудились по 12 часов в день без выходных. К истечению третьей недели демонтажные работы на корабле были завершены. С эсминца срезали все что надо, и кое-какие лишние переборки. Впрочем, выяснив от представителя заказчика в чем ошибка — оперативно приварили обратно.
Наблюдающий от ВМФ, осмотрев качество сварки, задумался на тему «а не предложить ли москвичам, кроме демонтажа, еще и реконструкцию, но тут вступил в игру новый фактор.
В июле главный инженер судостроительного завода был твердо уверен, что москвичи облажаются, и флот приползет к нему на коленях. А вот в начале августа ему стало.. по мужски обидно. Как же так – неграмотные узбеки могут делать так быстро, а ему слабо? Главный инженер пошел на принцип, и добился своего – к сентябрю заменили движительные установки (их начали изготавливать еще в январе 2014 по отдельному договору), к октябрю закончили дымоходы и вертолетные ангары, смонтировали Пакет-НК и спустили корабли в воду.
Наконец, в ноябре 2014 был завершен монтаж ЗРК «Кинжал» и 30-мм артавтоматов.
В последний день, когда ледовая обстановка еще позволяла провести ходовые испытания, их успешно провели, и с неполностью отлаженными системами «условно» «Боевой» и «Бурный» приняли в строй.
В действительности, зимой 2014/2015 года на формально вошедших в строй кораблях продолжалась пусконаладка, но весной 2015 года оба ударных вертолетоносца вышли в море и приступили к задачам К-1 и К-2.
В течении 2015 года по опробованной технологии были модернизированы «Быстрый» и «Расторопный».
К началу 2016 года настало счастье – ракетчики доработали вертикальную пусковую установку ЗРК «Кинжал» и убедили флот на замену ЗРК «Ураган» на Штиль-1. Чести стать первыми ударными вертолетоносцами с вертикальными пусковыми установками обоих ЗРК удостоились «Безбоязненный» и «Гремящий».
В 2017 году, кроме всего прочего, на оставшейся тройке эсминцев поменяли Москит на универсальные наклонные пусковые установки ракетного комплекса «Калибр». Так повторно были введены в строй «Беспокойный», «Настойчивый» и «Адмирал Ушаков», поменявший свое имя на «Бесстрашный».
Приложение:
DDH-143 Shirane
Эсминец проекта 956:
Фрегат проекта 11356: