Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Friedrichshafen FF 33L. Германия

13

Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Friedrichshafen FF 33L. Германия

Немецкая авиастроительная компания Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH (Friedrichshafen) располагалась не на берегу Боденского озера в одноименном городе Фридрихсхафен, а в нескольких километрах в небольшом городке Манцелль (Manzell). В годы Первой Мировой войны эта компания была известна в основном производством тяжелых бомбардировщиков, которые довольно успешно конкурировали со знаменитыми двухмоторными «готами» и гигантскими дирижаблями, разработанными графом Цеппелином. Однако треть её продукции составляли двухместные поплавковые гидросамолеты, самым распространенным и самым известным из которых было семейство FF-33.

Первый самолет данного типа впервые поднялся в воздух в 1914 году и вскоре за ним последовали другие типы, являющиеся его производными. Несмотря на то, что они отличались по форме и размерам, все они имели крылья малой стреловидности, обычную цельнодеревянную конструкцию с полотняной обшивкой. Исключение составляли хвостовое оперение и элероны, изготовленные из стальных труб, а также металлический капот двигателя, фанерная обшивка фюзеляжа и цельнодеревянные поплавки.

Первоначально машины использовались в качестве разведчиков, но затем в годы войны появились варианты, которые использовались в качестве двухместных истребителей. Самым успешным, самым многочисленным и новейшим вариантом семейства «тридцать третьих» стал тип FF-33L, при создании которого использовался весь опыт разработки и эксплуатации предыдущих машин. Его прототип, построенный осенью 1916 года, впервые полетел на рубеже 1916 и 1917 годов и в январе 1917 года был доставлен в расположенный в Варнемюнде испытательный центр Императорских военно-морских сил (Kaiserliche Marine).

схема многоцелевого поплавкового гидросамолета Friedrichshafen FF-33L

схема многоцелевого поплавкового гидросамолета Friedrichshafen FF-33L

Самолет отличался двухстоечной бипланной коробкой и шестицилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения Benz Bz-III с заявленной официальной мощностью 150 л.с. (110 кВт). Однако фактическая мощность составляла 163 л.с. (120 кВт). В то же самое время источники указывают, что в сентябре 1916 года была заказана первая серия из девяти экземпляров, поставленных с января по февраль 1917 года. Это были машины так называемой категории C2MT, которые помимо подвижного пулемета LMG-14 Parabellum оснащались фиксированным синхронизированным 7,92 мм пулеметом LMG-08/15 и которые предназначались для уничтожения самолетов противника.

Однако уже в октябре и ноябре 1916 года были заказаны две серии (по десять машин) гидросамолетов FF-33L в категории CHFT: гидросамолеты-разведчики, у которых вместо переднего фиксированного пулемета была установлена радиостанция. Эти машины были переданы морской авиации с марта по июль 1917 года. В декабре 1916 года последовал заказ еще на десять гидросамолетов категории C2MT, поставленных с апреля по июнь 1917 года.

многоцелевой поплавковый гидросамолет Friedrichshafen FF-33L

многоцелевой поплавковый гидросамолет Friedrichshafen FF-33L

В январе и феврале были заказаны – по-видимому, на основе успешных испытаний прототипа – серии по 20 и 45 машин в варианте гидросамолета-разведчика; одновременно был выдан заказ на 10 гидросамолетов в истребительном варианте. Вслед за этим в июне 1917 года последовал заказ на двадцать FF-33L в варианте C2MT. Начиная с первой заказанной в январе серии машины оснащались новым хвостовым оперением, похожим на оперение многоцелевого гидросамолета Friedrichshafen FF-49, с динамически и статически сбалансированными рулями высоты.

Многоцелевые гидросамолеты Friedrichshafen FF-33L действовали над Северным морем и в районе пролива Ла-Манш. Для своих размеров они оказались очень маневренными, что привело к использованию их в качестве истребителей сопровождения хуже вооруженных немецких морских самолетов. Источники не указывают каких-либо значительных боевых достижений, но они должны были быть довольно значительными, потому что в 1917 году машины данного типа были оценены как лучшие многоцелевые гидросамолеты. В Северном море один из гидросамолетов FF-33L британцами был принужден к посадке после чего англичане тщательно его изучили.

В мае 1917 года на вооружении немецкой морской авиации действовали 114 гидросамолетов Friedrichshaten FF-33L. Подразделение гидросамолетов данного типа действовало на Боденском озере и имело задачу по противовоздушной обороне Манцелля, который находился в пределах досягаемости бомбардировщиков Королевского летного корпуса и французской военной авиации, действовавших с французской стороны фронта (совершенная в 1914 году атака британских легких самолетов Avro 504 наглядно это продемонстрировала). Выделенные для задач ПВО гидросамолеты FF-33L находились в одном из ангаров, предназначенных для дирижаблей.

Последняя серия из двадцати поплавковых гидросамолетов FF-33L была оснащена новым вертикальным оперением, состоявшим только из руля направления, прикрепленного к фюзеляжу с помощью двух опор. Производство многоцелевых гидросамолетов FF-33L закончилось в октябре 1917 года после изготовления 135 экземпляров. В конце войны в Варнемюнде одна экспериментальная машина с еще одним расположением хвостового оперения, которое напоминало FF-33E и FF-33H; данная компоновка не была принята в качестве стандартной. Другой экземпляр FF-33 вместо поплавков получил классическое колесное шасси с хвостовым костылем. По видимому данное изменение было успешным, поскольку самолет использовался в составе наземного подразделения немецких ВМС на фронте во Фландрии. Однако более подробные сведения о его применении отсутствуют.

последний изготовленный многоцелевой поплавковый гидросамолет Friedrichshafen FF-33L с бескилевым вертикальным оперением

последний изготовленный многоцелевой поплавковый гидросамолет Friedrichshafen FF-33L с бескилевым вертикальным оперением

последний изготовленный многоцелевой поплавковый гидросамолет Friedrichshafen FF-33L с бескилевым вертикальным оперением имел серую окраску бортов фюзеляжа и поплавков. Верхние поверхности крыльев, горизонтального оперения, поплавков и задняя часть фюзеляжа были покрыты неровными пятнами темно-зеленого и синего цветов. Тот же тип камуфляжа использовался на обшивке вертикального оперения. Нижний поверхности были окрашены в светлый зелено-серый цвет. Кресты на бортах фюзеляжа имели белую окантовку, на крыльях кресты наносились на белых полях

последний изготовленный многоцелевой поплавковый гидросамолет Friedrichshafen FF-33L с бескилевым вертикальным оперением имел серую окраску бортов фюзеляжа и поплавков. Верхние поверхности крыльев, горизонтального оперения, поплавков и задняя часть фюзеляжа были покрыты неровными пятнами темно-зеленого и синего цветов. Тот же тип камуфляжа использовался на обшивке вертикального оперения. Нижний поверхности были окрашены в светлый зелено-серый цвет. Кресты на бортах фюзеляжа имели белую окантовку, на крыльях кресты наносились на белых полях

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Friedrichshafen FF 33L

Назначение: многоцелевой поплавковый гидросамолет

Статус: серийное производство

Компания-производитель: Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH Werft, Манцелль

Экипаж: 2 чел.

Силовая установка: один шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Benz Bz-III, развивавший мощность 163 л.с. (120 кВт)

Размеры:

размах крыльев 13,20 м
длина 8,95 м
высота 3,95 м
площадь крыльев 40,54 м²

Масса:

пустого самолёта 917 кг
взлетная 1388 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 139 км/ч
время набора высоты
• 1000 метров 8 мин
• 2000 метров 23,5 мин
продолжительность полета 4 часа

источник: Text Jiří Hornát, Výkres Stanislav Smékal «Letadla 14-18: Friedrichshafen FF-33L» «Letectví+Kosmonautika» 6/91, str.39/239

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-mnogocelevye-poplavkovye-gidrosamolety-friedrichshafen-ff33l

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account