Многоцелевой гидросамолёт Grumman Columbia XJL-1. США
Создав в предвоенные годы чрезвычайно удачную амфибию J2F Duck компания Grumman произвела (сама и с помощью нанятой для этого дела компанией Columbia Aircraft Corp) целых 584 штуки таких многоцелевых самолетов — немного, если сравнивать с сериями истребителей, но и потери среди транспортных амфибий были куда как меньше.
J2F Duck
В годы Второй Мировой на Тихом Океане они были чрезвычайно востребованы. Небольшие, но достаточно вместительные самолетики возили раненых, почту, боеприпасы, подрабатывали спасателями для сбитых над океаном пилотов — даже за ПЛ охотились. Конечно, в воздушные бои им соваться было сложно, с таким "сапогом" особо не покувыркаешься, но все остальное они делали на "5+".
Причем, я думаю, что если бы не крайне скромные производственные возможности Columbia Aircraft (мощности самой Grumman были заняты боевыми машинами), то "уток" этих наделали бы куда как больше, но — вот так вот не сложилось. Однако, успех запомнился, и когда война закончилась — то возникла здравая, в общем-то, идея: повторить успех с легкой многоцелевой амфибией. И, чтобы много не выдумывать, разработку повели по пути наименьшего сопротивления. Совместный продукт Grumman и Columbia, самолет XJL-1 представлял собой ту же самую "утку" J2F Duck, но уже в варианте моноплана и с гораздо более мощным двигателем, что сулило гораздо большую скорость и лучшие экономические показатели.
Пока суд, да дело — время шло, и новый самолет с двигателем Wright R-1820-56 в 1350л.с. (против 900 лошадок "утки") и с местами для уже шести пассажиров вместо двух — дорос до испытаний только в 1946 году, когда два самолета (первый самолет разломали на статически испытаниях еще на суше) доставили на испытательную станцию флота, где обкатывались все гидросамолеты. Испытания машины, которая обещала стать новой "рабочей лошадкой" морской авиации продолжались до сентября 1948 года — неожиданно у машины проявились многочисленные детские болезни. Дефекты узлов, проблемы с планером — все это требовало времени на устранение, но война кончилась.
Да и еще одна особенность всплыла: ожидаемого выигрыша в скорости не случилось. При такой форме фюзеляжа с интегрированной лодкой — машина (несмотря и на увеличение мощности) в скорости прибавила каких-то 20км/ч. Так что из реальных козырей осталась только способность возить четверых (вперегруз — шесть) пассажиров. Маловато как-то, особенно на фоне прогресса других летающих лодок — пускай и двухмоторных, но которым и дюжина пассажиров не в тягость, и вообще: над морем два мотора сильно лучше одного.
В общем, дело кончилось тем, что военные махнули рукой на этот "валенок", так что фирмы доводили его до ума практически сами, продав в частные руки третий экземпляр самолета, уже более-менее летающий. И, вы не поверите, — он успешно летает вплоть до наших дней! Вот, извольте-с:
объявление о продаже — желающие купить имеются? Я бы прикупил и сам, но денег не хватит… А машинка красивая, тут не поспоришь.
http://strangernn.livejournal.com/411114.html