Многоходовый «Франкенштейн»

2

   В соответствии с принятой в 1929 году «Системой танкотракторного и автоброневооружения РККА», в том же 1929 году, т. е. ещё ДО закупки КГ танка Кристи, в СССР началось проектирование колёсно-гусеничной танкетки Т-25.

Именно колёсно-гусеничной, поскольку гусеничная техника тогда была ещё маломобильной, недостаточно надёжной и ресурс имела весьма низкий. Колёсная же техника, для разведки подходила плохо из-за крайне ограниченной проходимости.

И первый опыт, по созданию именно колёсной танкетки-разведчика, это полностью подтвердил.

Многоходовый "Франкенштейн"

(Колёсная танкетка-разведчик… и вполне предсказуемые проблемы с её эксплуатацией)

Многоходовый "Франкенштейн"

   Первоначально, схема новой машины, предполагала наличие и гусеничного хода и опускаемого/поднимаемого по мере необходимости, хода колёсного. Но, катая на себе постоянно лишний балласт в виде колёсного хода и механики опускания/поднимания, уложиться в приемлемую для танкетки массу было невозможно. И главное – прописанная в ТТТ механизация перехода с одного вида хода на другой без выхода экипажа из машины, была хайтеком ещё совершенно недоступным для СССР обр. 29 г. С таким же успехом, «гений советской стратегии» Тухачевский после испытаний динамореактивных пушек в категоричной форме требовал БЫСТРО УСТРАНИТЬ «демаскирующий выхлоп» и  немедленно запускать те пушки в серию. Поэтому, едва раздобыв в 1930-ом картинки с КГ танками американца Кристи, схему пересмотрели в сторону значительно более простого универсального движителя со съёмной гусеницей.

Многоходовый "Франкенштейн"

(Эскиз КГ танкетки Т-25)

   Тем не менее, для танкетки, даже такой проект сочли чрезмерно сложным, а машину очень дорогой. В итоге, вместо прописанной в «Системе» КГ танкетки-разведчика, под яростным давлением всё того же «гения» Тухачевского, РККА приняла на вооружение чисто гусеничную танкетку «Виккерса». Причём уже не в качестве разведчика, а как массовую «мобильную пулемётную точку».

   Думаю не лишним будет напомнить, что ТТХ танкетки Т-27 оказались крайне низкими, ходовой ресурс ограниченным (её не то что в разведку посылать – даже к полю боя желательно было подвозить в кузове грузовика), эргономика вообще спартанской и как следствие, танкетку при первой возможности сняли с выпуска. Тем не менее, за вопиющей безальтернативностью, Т-27 несколько лет числились за разведчастями. Свой конец танкетка Т-27 нашла в виде учебной машины для первичного обучения механиков-водителей танков, и недорогого танкообразного учебного пособия, на котором, без риска  нанести ощутимый материальный ущерб РККА, могли попрактиковаться в тактической подготовке механики-водители и командиры дорогущих тяжёлых танков.

Многоходовый "Франкенштейн"

(Танкетка Т-27 выпущенная в СССР огромной серией из более чем 3300 машин)

   А вот нормального средства для ведения разведки, РККА так и не получила. Созданные специально для этого малые плавающие танки и бронеавтомобили имели множество весьма существенных недостатков, очень серьёзно ограничивающих их применение именно в качестве разведчиков.

   Но, эта АИ начиналась не со средства разведки, а гораздо скромнее – с очередной попытки создать для РККА транспорт повышенной проходимости, с которым в «бездорожной» стране был полный «швах».

   Без сомнения, все в курсе тех РИ «потуг», которые по сути, свелись к тупому (поскольку в наиболее продвинутых странах, тема была отработана ещё в 20-х и предана забвению как бесперспективная) «юзанию» допотопной полугусеничной схемы Кегресса с фрикционной передачей крутящего момента от ведущего колеса к резиновой или резино-металлической гусеничной ленте (от машин с жёстким сцеплением схемы Кегресс-Сомуа тоже после испытаний отказались – и к тому тоже были как объективные, так и чисто субъективные причины).

   Денег и времени на это повторение чужого опыта было потрачено охренительно много, но на выходе, как и следовало ожидать, получился вполне закономерный пшик.

   Поэтому! После освоения на ХПЗ чрезвычайно высокомобильного «оперативного» танка БТ, началась разработка универсального армейского транспортного средства, сочетавшего в себе функции просто грузовика, грузовика повышенной проходимости и полугусеничного артиллерийского тягача. Причём машина, согласно ТТТ, должна была использовать полученный на ХПЗ КГ задел, имеющуюся автопромышленную базу и, при приемлемой стоимости, быть эффективнее чем полугуси фрикционной схемы.

   Эта колёсно-полугусеничная машина, представляла из себя настоящего «франкенштейна» и была рассчитана на аж ТРИ режима движения: 1 – по шоссе со средней нагрузкой, на максимальной скорости; 2 – по шоссе с максимальной нагрузкой, либо твёрдому грунту со средней нагрузкой; 3 — по труднопроходимому грунту с максимальной нагрузкой. В т. ч. «на крюке».

   В основу конструкции, легло шасси простецкого грузовика-полуторки ГАЗ-АА, дополненного раздаткой, из которой шло два кардана. Причём работающих не одновременно и водитель мог по своему усмотрению переключать привод с одного на другой.

   В первом режиме движения, это была обычная схема грузовика 4х2.

  Во втором режиме, задние колёса заменялись на два катка (облегченная версия спицованного катка БТ-2) и машина двигалась по тому же принципу, что и танк БТ на колёсном ходу – передняя, автомобильная пара колёс была управляемой, задняя катковая – ведущей, а средняя катковая, служила для равномерного распределения нагрузки и повышения проходимости.

   Третий режим движения – это уже чисто полугусеничная схема, с передачей крутящего момента уже только на ведущее колесо гусеничного движителя.

  Поскольку машине, требовались мощность и проходимость, передняя часть её (всё, что помещалось под капотом), передний управляемый мост и сменяющие катки задние колёса, брались от ЗиС-5.

  Гусеницы от БТ-2 – с крупными  траками дооснащёнными специальными грунтозацепами-шпорами.

   Учитывая повышенные нагрузки, машину дооснастили понижающим редуктором, удваивавшим количество скоростей и обеспечивавшим широкий диапазон тяги под самые различные нагрузки в различных условиях.

   Вид подвески не принципиален – годится и как у БТ – пружинная, и как у ЗиС-5 – на листовых рессорах.

  Повороты машина осуществляет на колёсном ходу как обычный автомобиль, а на полугусеничном, и при помощи управляемых передних колёс и при помощи притормаживания одной из гусянок – эта схема была в РИ отработана на опытном полугусеничном грузовике ЗиС-Сомуа.

Многоходовый "Франкенштейн"

  Благодаря наличию таких гусениц, мощного ЗиС-овского мотора и редуктора, машина на испытаниях показала хорошие результаты при буксировке артиллерии до дивизионной включительно и при этом, весьма высокие скорости движения.

Многоходовый "Франкенштейн"

(Вверху «исходники» для создания «Франкенштейна»: танк БТ-2 и грузовики ГАЗ-АА и ЗиС-5. Внизу, различные варианты движения опытного АИ вездехода. Предвижу логичный вопрос – зачем машине одновременно второй и третий режимы хода? Не проще ли было просто сделать «чистую» полугусеничную конструкцию (второй вариант движения)? Но ведь в том-то и суть, что гусеничный ход ненадёжен и ресурс имеет недостаточный. Поэтому, в данной конструкции он используется исключительно для движения в тяжёлых условиях и буксировки тяжёлых артсистем. Для более-менее нормальных дорог, сделан колёсный ход – быстрый и с большим ходовым ресурсом)

  Несмотря на вполне успешные испытания, машину признали слишком сложной для массового выпуска и на вооружение, приняли её упрощённую версию в виде сугубо полугусеничного арттягача.

  Главными аргументами были излишняя необходимость постоянно возить балласт для смены хода и недостаточное сцепление с грунтом колёсного хода при буксировке тяжёлых артсистем.  Плюс надежда на то, что с функцией грузовика повышенной проходимости, вполне справятся машины формулы 6х4.

  Ну и поскольку машина имела некоторые заимствования от танка БТ, все прочие элементы от серийных грузовиков и при этом обладала приличной скоростью, хорошей проходимостью и не плохой грузоподъёмностью, её моментально решили использовать в качестве базы для разведывательного броневика.

  Эта работка оказалась не сложной и не заняла много времени. На шасси КГ грузовика-арттягача, вернули все навороты для всех типов движения, установили бронекорпус из 9 мм брони, передние колёса оснастили пулестойкими шинами «гуссматиками», а на крышу корпуса, взгромоздили башню с пулемётом. «Делов-то!»

  Поскольку кабина у исходного грузовика была от ГАЗ-АА, отделение управления бронемашины получилось довольно тесным и в нём изначально пришлось отказаться от громоздкого курсового пулемёта.

  Зато боевое отделение теснотой не страдало. Башня, хоть не большая, но будучи одноместной, она обеспечивала единственному башнёру вполне комфортные условия для работы. Это касается и обзорности и удобства обслуживания единственного вооружения броневика – станкового пулемёта «Максим».

  В выборе оружия, конструктора учитывали разведывательную специфику броневика, которому внезапно может потребоваться очень большая огневая производительность, недоступная для лёгкого ДТ. Кроме того, эту же специфику учитывал и БК к пулемёту – часть лент к «Максиму» изначально снаряжалась бронебойными пулями. Ну а поскольку бронепробиваемость даже бронебойных пуль винтовочного калибра не превышала 8-9 мм, чтоб нанести существенный ущерб легкобронированной технике противника или раскурочить щит орудия, пулемёт нужен, изначально заточенный не под короткие очереди с угрозой быстрого перегрева ствола, а именно надёжный «долгоиграющий» станкач, способный буквально засыпать противника градом пуль.

  Помимо башнёра, в боевом отделении корпуса, габариты броневика позволяли разместить ещё либо два пассажирских места, либо одного радиста с радиостанцией дальнего действия и мощной аккумуляторной батареей. Не исключалась и установка кормового поста управления – что для БА-разведчика тоже было бы не лишним.

  Таким образом, бронемашина-разведчик при максимальной загрузке могла везти 5 человек, хотя стандартный экипаж обычно не превышал 3-4 (в зависимости от наличия рации).

  Для входа в броневик, имелись: две низкие двери-люка по бортам отделения управления, полукруглый люк в крыше башни, плюс кормовая дверь для «пассажиров» (на эту же дверь крепилось единственное запасное колесо).

Многоходовый "Франкенштейн"

(РИ БА-6 и АИ БА-7 в двух модификациях)

   Броневик успешно прошёл испытания, был принят на вооружение и с 1935 года пошёл в серию под маркой БА-7. Причём в существенно усовершенствованном виде. Серийная машина, имела уже сварной бронекорпус. Оснащалась новой мелкозвенчатой гусеницей от танка БТ, с не столь мощными грунтозацепами. Показавшие себя слабоватыми агрегаты от ГАЗ-АА заменили на узлы от ЗиС-5. Поручневую антенну радиостанции, заменили на выдвижную телескопическую. Над крыльями установили дополнительные бензобаки (как на танках БТ). В лобовом листе, бортах и в корме корпуса, появились лючки для стрельбы из ППД-34 (пистолет-пулемёт включили в состав вооружения броневика). А на часть бронемашин, начали устанавливать башни увеличенного размера без крыш, с вооружением в виде спарки ДТ и крупнокалиберного ДК, которые благодаря специальной турели и отсутствию крыши, могли вести зенитный огонь.

Подписаться
Уведомить о
guest

20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account