1

Что же, мне уже тридцать) Возраст красивый, "круглый")

И по случаю моего Дня Рождения – немного оружейных альтернатив.


"В морской войне будущего, роль автоматики будет только возрастать… Артиллерийский бой станет редкостью. Основным оружием нападения станут автопилотируемые самолеты-снаряды, запускаемые с кораблей и специально оборудованных подводных лодок, основным средством защиты – палубные истребители и наводимые по радио противовоздушные торпеды."

(Гранд-адмирал де Вильяр: "Stratégie navale et technologie dans la guerre de 1914–1918")

…Четырнадцатого мая 1917 года корабли османского флота занимались постановкой мин у острова Патнос, когда прикрывавший действия минных заградителей линкор "Анвиллах" был внезапно поражен торпедой. Взрыв вызвал детонацию погребов кормовой башни главного калибра, и старый броненосец (бывший австрийский "Будапешт", переданный Османской Империи летом 1915 года) немедленно затонул. Из всей команды, насчитывавшей четыреста сорок офицеров и матросов, спаслось лишь тридцать восемь человек.

Мне уже тридцать - ДР-пост и Torpille automatique 45 cm.

Турецкие миноносцы и пара взлетевших из Смирны гидросамолетов прочесали район гибели корабля, но не сумели обнаружить никаких следов субмарины. Предположение о случайном подрыве "Анвиллах" на сорванной с якорей мине пришлось отбросить, поскольку матросы с находившегося рядом катера ясно видели след торпеды в воде. Османское командование, конечно, знало о том, что в Эгейском море действуют французские субмарины, но не представляло, как в имевшихся условиях одна из них могла бы подобраться достаточно близко, чтобы успешно атаковать броненосец.

Завеса тайны частично приподнялась лишь 20 мая, когда на Мальту вернулась субмарина "Фримар" и ее экипаж отчитался о потоплении "крупного турецкого броненосца" у острова Патнос. Однако каким именно образом она это сделала, оставалось неясным до конца войны. Лишь в 1919 году было, наконец, объявлено, что победа эта стала боевым дебютом самонаводящейся акустической торпеды "Torpille automatique 45 cm" Mle 1915.

История

Работа над проектом, ставшим в итоге "Torpille automatique" началась еще в 1910 году, по инициативе лейтенанта подводного флота Девалье. Девалье отметил, что возможности современного торпедного оружия сильно ограничивают потенциальную эффективность субмарин – в частности, ввиду очень небольших шансов успешной торпедной атаки на дистанции более 1000 метров. Ему пришла в голову идея, что эффективность торпедного оружия можно существенно повысить, придав торпеде возможность управляться на курсе.

Первоначально лейтенант Девалье пытался создать торпеду, наводимую на цель командно, при помощи акустических сигналов в толще воды. В этой области он не был вполне успешен, хотя ему и удалось создать и запатентовать оригинальный дизайн подводного микрофона. Однако в 1912 году он впервые ознакомился с теорией автоматического управления – работами Хэммонда и Месснера – он пришел к выводу, что "источником всех необходимых команд для механизма торпеды… вполне может послужить сам корабль противника".

Мне уже тридцать - ДР-пост и Torpille automatique 45 cm.

В 1913 году Девалье представил общий проект своей торпеды. Изначально она представлялась едва ли не просто дополнением к обычной торпеде. Уже тогда в проекте были обрисованы основные черты будущего оружия: два вынесенных на штангах направленных гидрофона, сигналы с которых сопоставлялись через механический дифференциал.

Морской министр Республики, адмирал Вильяр заинтересовался проектом и распорядился перевести Девалье на торпедную станцию в Тулоне. Там, в мастерских военно-морского арсенала, был в феврале 1914 изготовлен первый прототип будущей торпеды. Для ускорения работы инженеры взяли корпус обычной удлиненной 45-см торпеды M1912, демонтировали боевую часть и установили вместо нее новую головную часть с двумя гидрофонами и системой управления. Отладка всего комплекса заняла некоторое время, и только в мае, наконец, приступили к испытаниям.

Первые испытания продемонстрировали обескураживающий результат – торпеда двигалась совершенно бессистемно, дергаясь зигзагами или вообще вертясь колесом. Неудачи повторялись раз за разом, хотя на стенде вся аппаратура работала безупречно. В конечном итоге стало ясно, что причиной проблем был… шум двигателя и винтов самой торпеды – несмотря на все ухищрения, он оказывался громче шума двигателей цели!

Мне уже тридцать - ДР-пост и Torpille automatique 45 cm.

В попытке решить проблему, группа Девалье уменьшила скорость прототипа до 5 узлов, винт сделали двухлопастным, а всю двигательную секцию максимально звукоизолировали. Дела сразу пошли на лад; торпеда стала вести себя "более уверенно". 20 июня 1914 состоялась первая публичная демонстрация, на которой присутствовали адмирал Вильяр, ряд высокопоставленных офицеров и чиновников морского министерства. Демонстрация прошла успешно – по отзывам свидетелей, "торпеда шла за моторым катером как послушный щенок, никакие маневры не заставляли ее потерять след". Девалье, пользуясь благоприятным моментом, красочно расписал, как массовое применение его "автоматического оружия" позволит сокрушить неприятельские (в первую очередь — германский и итальянский) флоты.

"…Неумолимый натиск автоматов разрушает строй немецкой армады. Корабли, пытаясь избежать гибели, начинают беспорядочно метаться, сталкиваясь друг с другом или обращаясь в бегство. Их пораженные ужасом команды теряют свою прусскую слаженность, становясь лишь сборищем перепуганных людей в странных мундирах – почти беспомощных теперь перед огнем и торпедами сыновей Франции."

Ровно через две недели выстрелы в Сараево положили начало Первой Мировой Войне.

С началом военных действий лейтенант Дювалье подал прошение о переводе в действующий флот. Однако де Вильяр отказал в этом, приказав продолжать работы над самонаводящейся торпедой.

"Что бы ни говорили генералы, эта война не завершится быстро и легко. "

Ввиду значительного объема работ и загруженности Тулонского арсенала заказами для флота (особенно возросшими после выступления Италии на стороне Тройственного Союза), прототип боеспособной торпеды был готов только к концу 1915 года. За это время Дювалье несколько раз пересмотрел концепцию, в частности – полностью заменил двигательную установку, и итоговая торпеда представлялась уже не столько доработкой серийных, сколько совершенно новым оружием.

Испытания предсерийных прототипов начались только в августе 1915. Шли они долго и трудно. В ходе доработки выявилось множество непредвиденных изначально проблем, которые, в свою очередь, пришлось решать по ходу. Новая малошумная силовая установка оригинальной конструкции (двигатель Тауэра) была сложной и нестандартной, обладала невысокой эффективностью и требовала постоянной смазки. Система самонаведения регулярно подкидывала все новые и новые "сюрпризы"; в конечном итоге рекомендовалось применять торпеду только с подводных лодок и только в неподвижном положении. В ином случае, инженеры не ручались, что торпеда не начнет наводиться на шум своего же носителя! Наконец, в сентябре 1916 года, торпеда была объявлена боеспособной (с оговорками), и торпедная фабрика в Марселе получила заказ на 200 единиц (впоследствии сокращенный до 150).

Первоначальные планы предполагали задействовать новое оружие уже в октябре 1916, но вмешалась как сложность освоения нового оружия, так и международная политика.

Британский флот изначально отнесся к идее развертывания нового типа торпед крайне негативно. Подводные лодки уже стали проблемой №1 Адмиралтейства, и любое оружие, способное сделать их еще более эффективными, представлялось нежелательным. Осенью 1916 министерство иностранных дел Великобритании направило секретный меморандум командованию французкого флота, призывая тех отказаться от развертывания "управляемой торпеды", ибо попади такая в руки немцев, и "последствия для Британии и всей Антанты будут самыми удручающими".

Этот запрос достаточно серьезно обсуждался французским правительством, не желавшим рисковать ухудшением отношений с Великобританией. Однако де Вильяр воспринял британскую позицию в штыки, не без справедливого ехидства заметив, что после своих тяжелых потерь при Скарборо британский флот практически прекратил активные действия на Средиземном Море, и за последние два года в общем-то и пальцем не пошевелил для того, чтобы помочь французскому.

В конечном итоге был достигнут компромисс: британскому адмиралтейству были переданы пять образцов торпеды, а ее развертывание отложено до января 1917 года – чтобы дать время британцам ознакомиться с особенностями конструкции и начать разработку средств противодействия.

Конструкция:

Torpille automatique 45 cm Mle 1915 была изготовлена на базе удлиненной французской торпеды M1912D. Ее длина составляла около 7,2 метров, а вес – 1720 кг.

Основной изюминкой проекта была, разумеется, система наведения. Она состояла из двух направленных гидрофонов, расположенных на опорной дуге шириной около 2 метров в носовой части торпеды. При хранении дуга складывалась и раздвигалась в рабочее положение пружинным механизмом после запуска.

Гидрофоны представляли собой каучуковые шары, заполненные внутри глицерином и вложенные в фокус параболических звукоотражателей. В центре каждого шара находился угольный микрофон, воспринимавший передаваемые сквозь глицерин внешние акустические колебания. Какая-либо корректная настройка на частоту отсутствовала; гидрофоны реагировали на любой достаточно громкий шум в толще воды. Поскольку угольные гидрофоны не нуждались в усилении сигнала, каждый гидрофон был напрямую соединен с исполнительным электромагнитным реле.

Мне уже тридцать - ДР-пост и Torpille automatique 45 cm.

Принципиальная схема механического дифференциального компаратора торпеды

Сопоставление сигналов с гидрофонов выполнялось с помощью механического дифференциала, соединенного с прибором Обри. Входной вал отбирал мощность непосредственно от вала винта торпеды. Выходные валы А и В (для правого и левого гидрофонов, соответственно) контролировались исполнительными реле соответствующих гидрофонов. При поступлении сигнала на гидрофон, реле замыкалось и замедляло вращение соответствующего вала. Чем сильнее был сигнал на гидрофоне, тем чаще срабатывало реле и тем сильнее замедлялось вращение вала.

Такое устройство позволяло механически сопоставлять сигналы с гидрофонов и управлять установкой горизонтального угла прибора Обри. Если, например, сигнал на правом гидрофоне оказывался сильнее, чем на левом, то вал А начинал вращаться медленнее вала B, и ось вращения гироскопа смещалась так, что прибор воспринимал это как "отклонение торпеды от курса". Срабатывал рулевой механизм, и торпеда "возвращалась" на новый курс, соответствующий равной силе сигнала на обоих гидрофонах.

Мне уже тридцать - ДР-пост и Torpille automatique 45 cm.

Дифференциальный механизм в равносигнальном положении. Обе полуоси вращаются с одинаковой скоростью. Шестерни-сателлиты не проворачиваются, считывающая рамка прибора Обри остается в нейтральном положении.

Мне уже тридцать - ДР-пост и Torpille automatique 45 cm.

Левый гидрофон принимает более сильный сигнал, чем правый. Левая полуось замедляется. Шестерни-сателлиты проворачиваются, считывающая рамка прибора Обри наклоняется.

Электрическая схема торпеды приводилась в действие небольшим динамо, отбиравшим мощность от вала двигателя. В цепи был предусмотрен винт-блокиратор, который выкручивался с расчетным числом оборотов вала, и, выкрутившись полностью – замыкал реле, подводившее питание к гидрофонам. Подобный механизм задержки был предусмотрен в попытке повысить селективность торпеды: механизм самонаведения включался не сразу, а только после определенного пробега.

В движение торпеду приводил весьма нестандартный ротационный пневматический двигатель, основанный на конструкции сферического парового двигателя Тауэра:

Мне уже тридцать - ДР-пост и Torpille automatique 45 cm.

Этот чрезвычайно нестандартный двигатель был выбран ввиду плавности работы (уровень вибрации был значительно меньше, чем у поршневого двигателя той же мощности) и общей малошумности. Предшествующие испытания прототипов с обычными поршневыми двигателями подтвердили опасения, что их шум будет мешать работе гидрофонов. Сферический двигатель был решением проблемы, однако, не без недостатков: его использование потребовало оснащения торпеды системой смазки и фактически исключало достижение высоких скоростей.

Дальность хода торпеды составляла порядка 12 000 метров на скорости в 20–22 узла. В отличие от прототипа, торпеда не имела различных режимов движения и могла двигаться только с постоянной скоростью.

Торпеда оснащалась 110-килограммовой боевой частью, снаряженной мелинитом, с носовым контактным взрывателем. Поскольку торпеда считалась "сверхсекретной" и ее попадание в руки противнику было недопустимо, в конструкции имелся также второй взрыватель (электрический), соединенный с винтом и срабатывавший через определенное число оборотов. Эта "мера предосторожности", установленная во многом по настоянию британцев, никогда не была популярна среди экипажей субмарин – опасавшихся преждевременного срабатывания – и имелись сведения, что на многих торпедах механизм самоуничтожения размыкали сразу по выходу из базы.

Запуск торпеды выполнялся из наружных рамочных торпедных аппаратов системы Джевецкого, являвшихся стандартным оснащением большинства французских подводных лодок. В конструкцию аппарата были внесены требуемые изменения, необходимые для безопасного размещения гидрофонов. При запуске аппарат поворачивался на нужный угол, дуга гидрофонов высвобождалась из креплений и раскладывалась пружинным механизмом – после чего пусковой рычаг открывал подачу воздуха в двигатель. Обычной нагрузкой субмарин водоизмещением до 600 тонн были две торпеды Mle 1915, больших субмарин водоизмещением до 1000 тонн – четыре торпеды. Субмарина "Мариотте" брала на борт до восьми торпед, четыре из которых хранились в водонепроницаемых контейнерах под полубаком.

Применение:

Официально боевое развертывание торпед началось с января 1917 года, когда субмарина "Арчимед" вышла на боевое патрулирование с двумя торпедами Mle 1915 во внешних аппаратах. "Первый блин" вышел вполне себе комом – электрические цепи обеих торпед не выдержали проверки влажностью. Торпедисты "Арчимеда" также отмечали сложность торпед в обслуживании и недостаточный опыт в обращении с нестандартным двигателем.

Мне уже тридцать - ДР-пост и Torpille automatique 45 cm.

Исправление обнаруженных недостатков затянулось почти на два месяца. Только в конце марта 1917 года первые четыре субмарины, снаряженные торпедами Mle 1915, наконец вышли на боевое патрулирование в Ионическом и Эгейском море. Для обслуживания торпед в экипажи включили специально обученных специалистов.

Первая попытка применить управляемую торпеду в боевых условиях была предпринята субмариной "Дюпуи де Лом" 2 апреля 1917 года. Находясь в подводном положении, к западу от Дубровника, субмарина обнаружила большой австрийский пароход, идущий вдоль побережья. Дистанция была слишком велика для обычного вооружения, поэтому капитан "Дюпуи де Лома" принял решение запустить одну из "секретных" торпед (хотя официальные предписания морского министерства разрешали применять "Torpille automatique" лишь по целям особой важности – таким, как крупные боевые корабли). С дистанции в 8000 метров, лодка выпустила управляемую торпеду, но попадания не последовало. Затем применить новые торпеды пытались также лодки "Мессидор", "Аретуза" и "Нереида" – безрезультатно.

Удача улыбнулась "Torpille automatique" лишь 14 мая. Находившаяся на патрулировании в Икарийском Море субмарина "Фримар" подстерегала в надводном положении турецкие транспорты из Измира, когда внезапное появление дымов на горизонте заставило ее спешно погрузиться. Двигаясь малым ходом, "Фримар" сумела приблизиться к оттоманской эскадре, однако бдительность миноносцев охранения сделала две попытки выйти в атаку обычными торпедами безуспешной, и субмарина лишь с большим трудом избежала обнаружения.

Выйдя на перископную глубину в третий раз, капитан "Фримар", наконец, заметил "цель особой важности" – броненосец "Анвиллах". Сочтя, что цель оправдывает средства, он приказал приготовить к пуску две "Torpille automatique" в аппаратах правого борта. Осторожно подобравшись на дистанцию в 5500 метров к идущему зигзагом броненосцу, субмарина остановила моторы и выпустила первую торпеду. Несколько минут ничего не происходило, и капитан уже распорядился развернуть для пуска вторую торпеду, когда внезапно мощный взрыв сотряс лодку. Решив, что субмарина оказалась под атакой, капитан скомандовал экстренное погружение. Погрузившись на предельную глубину, "Фримар" поспешно удалилась с поля боя, и затем с безопасного расстояния наблюдала отступающую османскую эскадру – уже без "Анвиллаха".

Мне уже тридцать - ДР-пост и Torpille automatique 45 cm.

Это был боевой дебют нового оружия – первый со времен торпеды Лэя в 1880-ом успех управляемого оружия как такового – но даже самые рьяные сторонники "Torpille automatique" были вынуждены признать, что увенчался успехом он лишь по случайности. Более двадцати последующих пусков прошли без какого-либо эффекта. Проблемы были не только технического характера – электрическое оборудование торпеды не слишком хорошо переносило постоянный контакт с морской водой в открытых наружных аппаратах – но и в отсутствии ясных представлений о тактике применения. Навыки работы с управляемым оружием пришлось нарабатывать экспериментальным путем.

В целом, в эксплуатации "Torpille automatique" проявила себя капризным и ненадежным орудием, "иногда способным на потрясающие результаты, но по большей части лишь удручавшим своей ограниченностью." Неспособность торпеды фильтровать множественные шумы и сравнительно низкая скорость ограничивали ее применение исключительно атаками на одиночные корабли, идущие малым ходом. Столь воодушевлявшее сторонников проекта "применение в эскадренном бою" оказалось просто невозможным: при запуске по группе кораблей, торпеда с удручающим постоянством наводилась между ними и проскакивала в промежуток. Невозможным оказалось и залповое применение – выпущенная второй торпеда часто начинала наводиться на шум винтов первой!

Мне уже тридцать - ДР-пост и Torpille automatique 45 cm.

Гранд-адмирал де Вильяр, тем не менее, сохранял по отношению к этим торпедам определенный оптимизм (не столько как к работоспособной системе вооружений, сколько как к новому подходу в военном деле) и настоял на продолжении проекта. В 1918, патрули продолжились с несколько лучшим результатом. Делались попытки применить новое оружие как противолодочное, запускаемое с надводных кораблей, но из-за высокой шумности таковых они не были особо успешны. Кроме того, ввиду отсутствия у торпеды самонаведения по глубине, шанс на поражение субмарины имелся только в том случае, если торпедистам удавалось правильно угадать глубину погружения таковой. В попытке решить проблему был разработан новый взрыватель, приводившийся в действие буксируемым параваном в надежде на то, что проходя над или под субмариной, торпеда зацепит ее параваном и произойдет подрыв, но эффективность его была сомнительна.

После окончания войны самонаводящиеся 45-см торпеды довольно быстро начали сниматься с вооружения. Им на смену была разработана 55-см версия. В 1920 году "сверхсекретное" оружие было, наконец, рассекречено и подробности его применения были раскрыты публике.

Список кораблей, потопленных или поврежденных управляемыми торпедами (1916–1918):

Всего за 1917-1918 год французскими субмаринами было выпущено 68 торпед Torpille automatique 45 cm Mle 1915, в трех десятках атак. Всего было отмечено 11 попаданий, что давало около 16% успеха. Большая часть атак предпринималась с дистанции в 5–7 тысяч метров, в попытке реализовать дальнобойность торпеды, по одиночным кораблям.

  • • 14 мая 1917 – БРБО "Анвиллах" (Османская Империя) – потоплен с большими потерями в экипаже субмариной "Фримар".
  • • 8 июня 1917 – пароход "Мисурата" (Италия) – поврежден атакой ПЛ "Термидор", отремонтирован.
  • • 20 июля 1917 – ЭМ "Impetuoso" (Италия) – потоплен ПЛ "Дюпуи де Лом".
  • • 2 августа 1917 – пароход "Читта де Палермо" (Италия) – потоплен атакой ПЛ "Мариотте".
  • • 4 августа 1917 – КРЛ "Новара" (Австро-Венгрия) – поврежден атакой ПЛ "Мариотте", выбросился на мель. В дальнейшем восстановлен.
  • • 12 октября 1918 – пароход "Таурус" (Австро-Венгрия) – потоплен атакой ПЛ "Гей-Люссак".
  • • 14 февраля 1918 – КЛ "Себастьяно Кабото" (Италия) – повреждена атакой ПЛ "Шарль Брюн", добита обычными торпедами.
  • • 11 мая 1918 – ПЛ F4 (Италия) – потоплена торпедой, спущенной с дирижабля "Зодиак" VZA-19.
  • • 30 июня 1918 года – ПЛ U48 (Австро-Венгрия) – повреждена торпедой с ПЛ "Мариотте".
  • • 24 сентября 1918 – точно не идентифицирован. Небольшое патрульное судно, повреждено в ночной атаке торпедой с ПЛ "Мариотте".
  • • 18 октября 1918 года – ПЛ UB67 (Австро-Венгрия) – повреждена ПЛ "Вольта" в Адриатике; не восстановлена.

Модификации:

• Torpille automatique 45 cm Mle 1915A – выпущено 20 единиц в 1916 году. Базовая модель, использовалась на учениях. 5 единиц передано Великобритании.

• Torpille automatique 45 cm Mle 1915B – основная производственная серия. Выпускалась в 1916-1917. Выпущено 150 единиц.

• Torpille automatique 45 cm Mle 1915С – вторая производственная серия. Включала третий, "подтверждающий" гидрофон, направленный прямо вперед по ходу торпеды. Теоретически, могла за счет этого разделять отдельные корабли в эскадре. Выпускалась в 1918 году. Выпущено 150 единиц.

• Torpille automatique aérien 45 cm Mle 1918 – облегченная и укороченная противолодочная версия, разработанная специально для применения с патрульных дирижаблей. Дальность хода ограничена 2500 метрами. Вес боевой части уменьшен. Выпущено около 20 единиц.

• Torpille automatique 55 cm Mle 1918 – версия торпеды для 55-см торпедных аппаратов. Принята на вооружение в 1919 году, в боевых действиях не участвовала.

• Sonodynamic torpedo Mark I – американская копия Mle 1915B. В 1918–1920 выпущено 400 единиц. В боевых действиях не участвовала.

Подписаться
Уведомить о
guest

42 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account