3

Уважаемые коллеги! Будучи в душе флотофилом, я всегда сожалел о тех кораблях, которые остались недостроенными из-за каждый раз «невовремя» начинавшихся войн. Вашему вниманию предлагается «флотофильская» АИ, в которой, благодаря подписанному зимой 1939/40 года перемирию между Англией и Францией с одной стороны и Германией с другой стороны все ведущие державы мира получили несколько лет передышки для достройки своих «властелинов морей» для отложенной «на потом» Второй Мировой войны.

Мир во имя флота

Содержание:

Предпосылки

Бытует мнение, что начиная боевые действия против Польши, Германия вовсе не собиралась оказаться в состоянии войны с Великобританией и Францией. Якобы «Большую войну» германские стратеги предполагали начать не ранее 1944 года или, в худшем случае – 1942. Планируя же захват Польши, германское руководство надеялось, что и на этот раз агрессия сойдет им с рук, как это происходило все предыдущие разы – выход из-под Версальских ограничений и ремилитаризация Рейха, вмешательство в гражданскую войну в Испании и аншлюс Австрии, присоединение Судет­ской области и последующий раздел Чехословакии… Примеров «закрытия глаз» со стороны «Западных Держав» хватало, и не было еще ни одного случая, чтобы Англия и Франция помешали Гитлеру забрать себе то, что он выбирал. Да, риторика западных политиков на этот раз была более жесткой и обещания они раздавали довольно громкие. Но провал Московских переговоров лишь подтверждал, что «Западные Державы» делают ставку на громкие слова, за которыми ровным счетом ничего не стоит.

Однако, разгромив в ходе молниеносной кампании Польшу, Германия оказалась в состоянии затяжной войны с Англией и Францией. А затяжная война – это как раз то, в чем менее всего нуждалась Германия. Не для этого германские генералы «блицкриги» придумывали да «панцер­ваффе» пестовали…

Надо сказать, что и по ту линию фронта войной не очень были довольны. В силу не очень продуман­ных высказываний на международной арене народы (и капитал) Англии и Франции оказались заложниками обещаний собственных политиков и были вынуждены объявить войну Германии. А поскольку сама война мало кому была нужна, то война между англо-французскими и немецкими войсками на западных границах Германии обрела весьма странные формы, давшие этой «войне» соответствующее название – Странная. В общем, войну объявили по политическим причинам, в войне заинтересованных не было по обе линии фронта, но мир подписывать было тоже никак нельзя также по политическим причинам – «избиратель не поймёт-с».

Говорят, что зимой 1939/40 года немцы даже предлагали заключить перемирие, но встретили глухую стену непонимания. «Западные Державы», одна отделенная от агрессора ДОТами «линии Мажино», вторая – «противотанковым рвом с морской водой», были уверены в своей безопасности, а потому считали возможным продолжать «континентальную блокаду» бесконечно долго…

Альтернатива

А мне пришлась по душе идея помирить Германию с «Западными Державами» зимой 1939/40 года и за счет этого дать достроить дюжину-другую линкоров по всему миру. Соответственно надо было найти такой вариант, который позволил бы западным политикам в лице своих избирателей быть победителями, но при этом и Германия не должна выглядеть побежденной. Как этого можно добиться?

На мой взгляд, выходом из сложившейся ситуации могло быть сохранение небольшого кусочка независимой Польши. Так, известно, что первоначально при подписании договора о ненападении между Германией и СССР Варшавская область была отнесена к зоне советских интересов, т.е. сама Германия в ней была не очень заинтересована. Таким образом, сохранение независимого польского государства на «исконно польских территориях» – в районе Варшавы и Кракова никак не лишало Германию победного приза.

Примерные границы «послевоенной Польши» (имеется в виду война 1939 года) я обнаружил в 6-томнике «Истории Великой Отечественной войны». Дело в том, что до этого в силу своей невежест­венности под Генерал-губернаторством я искренне полагал всю территорию бывшей Польши, оккупированной Германией в сентябре 1939 года. Оказалось же, что под этим термином понима­лась лишь меньшая часть довоенной Польши.

Мир во имя флота

Границы «Фатерлянда» и «Генерал-губернаторства»

Формально при таком раскладе все стороны оставались бы в плюсе.

Англия и Франция, добившись от Германии сохранения «маленькой, но гордой» Польши, могли смело прекращать боевые действия, не опасаясь потерять лицо перед избирателями, т.к. главная цель войны – спасение Польши – достигнута. Действительно, западным политикам удастся «невоз­можное» – избавить от оккупации часть ПОЛНОСТЬЮ оккупированной страны, армия которой наголову разбита и никаких сил оказывать противодействие агрессору не имеет. То, что при этом Польша «несколько» сократилась в размерах – ну так извините, активнее, товарищи паны поляки, надо было сопротивляться. Скажите спасибо, что вообще от Польши что-то осталось, ибо если бы не спасительное вмешательство АиФ, то все 100% территории были бы под оккупацией. А уж если вы, панове, недовольны – извольте возвращать оставшиеся земли сами, английские же и французские солдаты больше за вас свою кровь проливать не станут.

Германия тоже определенно находится в плюсе. В результате блестящей победы немецких гене­ралов на полях сражений Германия не только вернула себе земли, утраченные по итогам Первой мировой войны, но и сверх того взяла немалый кусок «компенсаций».

Мир во имя флота

Германия перед Первой мировой войной

Мир во имя флота

Германия после Первой мировой войны

Ну а в результате блестящей победы немецких дипломатов испугавшиеся победоносного Вер­махта «Западные Державы» подписали мир и сняли экономическую блокаду.

Польша, не имея никаких шансов сохраниться как государство, внезапно обрела возможность сохранить часть территории. Конечно, малую часть, но всё равно в бесконечное число раз бóльшую, нежели совсем ничего.

СССР от внезапного окончания Второй империалистической войны, безусловно, выиграл, т.к. получил возможность и дальше спокойно сосредотачиваться на развитии собственной экономики, не отвлекаясь на угрозу полыхающего в Европе пожара войны. От начала германо-польской войны он вернул себе утраченные двумя десятилетиями ранее территории. Подписание же перемирия между «Западными Державами» и гитлеровской Германией вынудит СССР форсированно закан­чивать войну с Финляндией, ибо «сговор капиталистов» явно не к добру. С другой стороны, не для того Англия и Франция избавлялись от одной войны, чтобы тут же начать вторую… В конце концов планы авиационных бомбардировок Баку и морского десанта в Мурманске рассматривались «Западными Державами» в рамках антигерманской, а не антисоветской стратегии (впрочем, дело тут не в идеологических пристрастиях, а сугубо в западноевропейском шовинизме – СССР рас­сма­тривался «Западными Державами» более как объект, нежели субъект мировой политики).

США и Япония благодаря большой войне в Европе в РИ получили возможность сосредоточиться на решении своих тихоокеанских проблем. Но станет ли Рузвельт ввязываться в войну как раз в то самое время, когда европейские страны ее чудом избежали и теперь укрепляют свои экономики? Теперь, в новых условиях, когда нет ни поверженных европейских метрополий, у которых можно безболезненно «отжать» колонии, ни повода для абсолютно неприемлемых ультиматумов, не лучше ли тихоокеанским державам заняться главным в этой АИ – строительством своих флотов? Хотя у Японии появляется возможность разыграть «северный вариант», но каковы шансы добиться в нем успеха, если на западных границах СССР всё спокойно? Да и нефти нет на советском Дальнем Востоке.

Румыния в РИ в конце лета – начале осени 1940 года из потенциальной жертвы Германии перешла в разряд ее союзников. Какую позицию займет она в АИ, если перелет под крылышко Гитлера был явно обусловлен разгромом франко-английских войск в мае-июне 1940 года, которого в АИ не будет? Ведь весьма вероятно, что планы Венгрии вернуть утраченные после Первой мировой территории никуда не денутся. Кого из этой парочки Германия выберет любимой женой главным союзником?

Что дальше?

С флотом всё понятно – все строят то, что успели заложить к 1940 году. Но каков расклад на политической арене? Где, когда и между кем проскочит та искра, которая подожжет новый пожар Второй по-настоящему Мировой войны? На этот раз уже «всерьез и надолго».

Один из вариантов я обозначил выше – это Румыния. Возможно, что АиФ продолжат попытки ее поддержать, а Германия займет сторону Венгрии. Другой вариант – это Италия. Но рискнет ли Дуче подминать под себя Средиземноморье, не имея Англию скованной войной с Германией? А может быть, Америка не станет ожидать Европу и спровоцирует-таки Японию и в АИ? Тогда Англия также окажется вовлеченной в войну на Тихом океане (Сингапур), что даст повод той же Италии осмелеть на Балканах? Вообще, Балканы будут интересны всем, включая СССР…

В общем, здесь, уважаемые коллеги, мне нужна ваша помощь. Как, на ваш взгляд, начнется «полно­ценная» Вторая Мировая война в такой АИ? Когда это произойдет и кто будет представлять противо­борствующие стороны в такой мировой войне? Когда и как будет вовлечен в эту войну СССР? Как далеко шагнут военные технологии к началу новой 2МВ (ведь очевидно, что в мирное время они будет развиваться гораздо медленнее, а некоторые могут вообще оставаться в зачаточном состоянии)?

P.S. А какие, собственно, ожидаются изменения в составе флотов?

Потери наиболее крупных в ходе «краткосрочной» 2МВ 1939 года включали: британский линкор «Ройял Оук», британский же авианосец «Корейджеос», германский «карманный» линкор «Адмирал граф Шпее».

США

В АИ к середине 1940-х годов США смогли бы ввести в строй не менее 12 современных линкоров: 2 типа «Норт Каролина» («Норт Каролина» и «Вашингтон» в 1941 г.), 4 типа «Саут Дакота» («Саут Дакота», «Индиана», «Массачусетс» и «Алабама» в 1942 г.) и 6 типа «Айова» («Айова» и «Нью Джерси» в 1943 г., «Миссури» и «Висконсин» в 1944 г., «Иллинойс» «Кентукки» в 1945 г.). Кроме того, в АИ в 1943 году наверняка бы состоялась закладка 5 линкоров типа «Монтана» («Монтана», «Огайо», «Мэн», «Нью Хэмпшир» и «Луизиана»), однако к началу АИ-2МВ они бы еще находились в стадии постройки.

По авианосцам, во-первых, очевидно отсутствие легких АВ типа «Индепенденс» – эти корабли в АИ будут достроены в соответствии с первоначальными планами в качестве легких крейсеров типа «Кливленд». Более сложный вопрос с авианосцами типа «Эссекс». Сам «Эссекс» на пару с «Хор­нетом» был заказан в рамках закона о 20-процентном увеличении флота, принятом в марте 1938 года, а потому его постройка в АИ не обсуждается. Вопрос с его «систершипами». Следующие 3 корабля в серии («Бон Ом Ричард»/«Йорктаун», «Интрепид» и «Карсардж»/«Хорнет») были заказаны в мае 1940 г., т.е. после заключения перемирия в АИ. Затем в августе 1940 г. (после капитуляции Франции) в РИ были заказаны еще 7, а после налета на Перл-Харбор – еще 2.

В списке «больших» и тяжелых крейсеров необходимо отметить следующие изменения. Во-первых, в дополнение к «Аляске» и «Гуаму» в АИ был бы достроен третий «большой» (по сути – линейный) крейсер этого типа – «Гавайи». Правда, это могло произойти уже после начала боевых действий в АИ. Число же заложенных перед войной тяжелых крейсеров типа «Балтимор», возможно, было бы ограничено 8-ю заказанными в 1940 году единицами («Балтимор», «Бостон», «Канберра», «Квинси» (а в АИ?), «Питсбург», «Сан Паулу», «Коломбо» и «Хелена» (а в АИ?) ). С этими кораблями тоже имеются определенные сомнения. Дело в том, что в РИ заказ на их постройку поступил в разгаре «милита­ристской» кампании по увеличению армии и флота, инициированной разгромом Франции. Будут ли столь сильны «алармистские» настроения в США в АИ после заключения перемирия в Европе?

Япония

Главным отличием от РИ будет, безусловно, то, что к началу «новой» 2МВ японский флот будет располагать, как минимум, тремя линкорами типа «Ямато» (в АИ никто не будет переделывать «Синано» в авианосец). Также, вероятно, будет достроен и 4-й линкор этого типа (в РИ, заложенный в ноябре 1940 г., он через год имел готовность уже около 30% и дальнейшая его постройка была остановлена в связи с началом войны, которая в АИ начнется намного позже). Главный вопрос, связанный с этим линкором, – это его название. В РИ он имел лишь номер («№111»).

В то же время необходимо отметить, что к началу «новой» 2МВ Япония всё же лишится одного из своих линкоров. Напомню, что в РИ линкор «Мутсу» погиб в июне 1943 г. на рейде Хиросимского залива из-за взрыва погребов кормовых башен ГК. Считается, что причиной взрыва послужила халатность экипажа, следовательно, подобное развитие событий нельзя исключать и в АИ.

По авианосцам отличия от РИ будут заключаться в следующем. После вступления в строй «Секаку» и «Дзуйкаку» в 1941 году, были построены 2 типа «Дзунье», 1 «Тайхо» и 6 типа «Унриу». В АИ в авианосцы не перестраивались: «Синано» (достроен как линкор), «Ибуки» (достроен в перво­началь­ном виде как тяжелый крейсер – развитие типа «Могами»), а «Читосе» и «Чиода» остались гидро­авиа­транспортами (в РИ были переделаны в легкие авианосцы после потерь у Мидуэя). Отдельный вопрос представляет мобилизационное переоборудование в авианосцы плавбаз ПЛ и других кораблей и судов – есть ли в АИ необходимость в этом?

В части крейсеров отличия от РИ в АИ не ожидается (кроме указанной выше достройки «Ибуки»).

Англия

В дополнение к 5-ти вступившим в строй в 1940–1942 годах линкорам типа «Кинг Джордж V» в АИ были достроены два линкора типа «Лайон», а также экстренно заложенный под имевшийся запас 381-мм орудий линкор «Вэнгард» (формально разрешение на его постройку в условиях перемирия удалось получить лишь как замену погибшему в октябре 1939 г. линкору «Ройял Оук»). Таким образом, Великобритания в АИ имела 19 линкоров и 3 линейных крейсера: 2 типа «Лайон», 1 «Вэнгард», 5 типа «Кинг Джордж V», 2 типа «Нельсон», 1 «Худ», 5 типа «Куин Элизабет», 4 типа «Ройял Соверейн» и 2 типа «Ринаун».

К числу английских авианосцев современной постройки можно отнести 7 единиц: «Арк Ройял», вступивший в строй в 1938 г., и 6 авианосцев типа «Илластриас».

По крейсерам, наверное, единственное отличие от РИ будет заключаться в том, что все «колонии» будут построены по типу «Фиджи» (т.е. с 12-ю 152-мм орудиями в 4-х башнях), а их общее коли­чество достигнет 14 (включая «Суперб», достроенный в РИ уже после 2МВ).

Франция

В АИ французский флот до начала «новой» 2МВ достраивает все 3 линкора типа «Ришелье» («Ришелье», «Жан Бар» и «Клемансо»). Весьма вероятно также и строительство ЛК «Гасконь».

Также развитие получают и авианосные силы. В дополнение к «Беарну» точно достраивается «Жоффр». Вероятно, будет построен и второй корабль этот типа – «Паинлив».

Будут ли построены дополнительные крейсера в «межвоенный» период — сказать сложно.

Италия

В дополнение к введенным в строй в 1940 году «Литторио» и «Витторио Венето» в АИ до начала «новой» 2МВ Италия достраивает еще два ЛК этого типа – «Рома» и «Империо».

Вопрос с авианосцем «Аквила»: ведь несмотря на то, что проект его переоборудования из лайнера датируется еще 1930-ми годами, само начало работ было инициировано только ударом английской палубной авиации по ВМБ Таранто в ноябре 1940 года, т.е. событием, которого в АИ не будет.

По крейсерам ожидаются изменения в самом легком «подклассе» – вступление в строй всех 12-ти кораблей типа «Капитани Романи».

Германия

В АИ Германия, скорее всего, построит 2 новых линкора типа «Н-44» и, возможно, второй авиа­носец типа «Граф Цеппелин». К сожалению, их названия предсказать довольно трудно из-за специфической германской системы наименования кораблей (имя присваивалось только при спуске корабля на воду). Впрочем, второго авианосца типа «Цеппелин» может и не быть в том случае, если будет принято решение перестроить в авианосцы лайнеры «Европа» и «Потсдам».

Также весьма вероятно, что «Шарнхорст» и «Гнейзенау» пройдут модернизацию, в ходе которых будет удлинена их носовая оконечность, а 3-орудийные 283-мм башни будут заменены на 2-ору­дий­ные 380-мм.

По тяжелым крейсерам и броненосцам («карманным» линкорам) в АИ ожидаются следующие изменения. Во-первых, это гибель накануне мирных переговоров «карманного» линкора «Адмирал граф Шпее» у Ла-Платы (что сократит число кораблей этого типа в составе Кригсмарине с 3-х до 2-х). Во-вторых, это достройка всей пятерки тяжелых крейсеров типа «Адмирал Хиппер». Предпо­ла­га­ется, что в АИ Германия не будет продавать корабли СССР, т.к. продажа недостроенного «Лютцова» в 1940 году во многом объяснялась ожиданием скорейшей победы над Англией. В АИ же Германия продолжит строить свой надводный флот.

Особый интерес представляет постройка в АИ легких крейсеров типа М.

Строго говоря, ориентируясь на англо-немецкий военно-морской договор 1935 года, можно пред­по­ложить следующий состав германского флота: 6 линкоров (официальным ВИ по 35 тыс. т), 2 авиа­носца стандартным ВИ 26,5 тыс. т или 3 авианосца стандартным ВИ около 16 тыс. т, 5 крейсеров с 203-мм орудиями и ВИ по 10 тыс. т, 8–10 крейсеров со 150-мм орудиями и ВИ от 6,8 до 8,5 тыс. т. Первый вопрос здесь заключается в том, как не выйти за рамки договора, построив 2 новых линкора типа «Н-44» и не выведя при этом из боевого состава «карманные» линкоры? «Хорошо», что один из них погиб. Второй формально можно «спрятать», указав официально ВИ «Шарнхорста» и «Гнейзенау», например, 30 тыс. т. Но куда девать третий? Только если заявить ВИ «ШиГ» всего 25 тыс. т.

Второй вопрос более обширен – а будут ли вообще соблюдаться довоенные договоры после 1940 года и не заключат ли «Великие державы» новые?

Советский Союз

Тут всё сложно и просто одновременно. С одной стороны, в 1945 году весьма вероятно вступление в строй линкоров «Советский Союз» и «Советская Украина». Также вероятно, благодаря поставкам ГТЗА по импорту и перевозке башен ГК из Ленинграда по Беломор-Балтийскому каналу будет достроена и «Советская Россия». «Союз» пойдет на Северный флот, «Украина» и «Россия» – на Тихоокеанский. Сложнее с крейсерами типа «Кронштадт». Степень «готовности» 305-мм главного калибра для них в СССР исключает введение в строй к середине 1940-х. 380-мм же башни, вероятно, Германия не продаст, т.к. использует для перевооружения «Шарнхорста» и «Гнейзенау». В этих условиях напрашивается переделка корпусов линейных крейсеров в тяжелые авианосцы. Что, впрочем, затянет вступление в строй, а следовательно – создаст проблемы для перевода «Севас­то­поля» с Черного моря на Тихий океан, т.к. там уже может начаться война.

Также в такой АИ, вероятно, Германия не станет продавать тяжелый крейсер «Лютцов». Следова­тельно, в числе современных крейсеров у СССР ожидаются 17 единиц: 2 проекта 26 («Киров» и «Ворошилов»), 4 проекта 26бис («Максим Горький», «Молотов», «Калинин» и «Каганович») и 11 проекта 68 («Чапаев», «Чкалов», «Железняков», «Фрунзе» и «Куйбышев», заложенные в Ленинграде и Николаеве в 1939 году и вступившие в строй в 1942–43 годах, а также начатые постройкой в 1941 году «Свердлов» и «Орджоникидзе», заложенные в Николаеве, «Дзержинский», «Ленин» и «Аврора», заложенные в Ленинграде, и «Лазо», заложенный в Комсомольске-на-Амуре).

Голландия

Голландия, наверное, не удостоилась бы включения в список «первоочередных» военно-морских держав, если бы не упомянутая выше модернизация «Шарнхорста» и «Гнейзенау». Высвобождение германских 283-мм 3-орудийных башен формально дает «зеленый свет» постройке крейсеров проекта «1047».

Подписаться
Уведомить о
guest

32 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account