Германские Нидерланды, другой взгляд.
По мотивам темы голландские колонии у Германии. https://alternathistory.ru/mir-germanskih-niderlandov/?ysclid=m0dbw1f0b4922960281
В 1812 году Нидерланды входят в состав Рейнского союза, созданного Наполеоном в 1806 году.
В 1866 году Нидерланды входят в состав Северо-Германского союза, а в 1871 году — в состав Германской империи.
При этом в войнах с Францией территория Нидерландов используется для вторжения во Францию – в войне 1870-1871 гг., в Первой мировой войне и Второй мировой войне.
В 1945 году Нидерланды попадают в британскую оккупационную зону, а в 1949 году Нидерланды и Люксембург входят в состав ФРГ как две федеральные земли.
**********************
Интересная развилка, и бездарный детерменичный слив в итоге. По версии автора, голландские (и бельгийские) колонии будь они у Германии, ну никак не влияют на дальнейшую историю. А если и влияют (в ПМВ) то не сильно.
А если все же посмотреть куда приведёт такая развилка?
В процессе написания, охладел к теме, и некоторые моменты так и оставил не раскрытыми – с другой стороны, к этому моменту история уже сильно должна была пойти по-иному.
***
Для начала, мир мог бы измениться к 19-у веку, но возьмем развилку все же век 19-й.
Да, неплохую роль нидерландский флот мог бы сыграть в австро-прусско-датской войне. Тут, и больше морских сражений, и кто знает – вдруг удачный немецкий десант сломал бы оборону Дании?
Аналогично — возросшая роль флота во франко-прусской войне, впрочем, тут (учитывая французский флот) явно не повезло бы немцам….
Ладно, нидерландский флот в войнах с Данией и Францией, трогать не будем, что с колониями у Германии в РИ?
Содержание:
ИСТОРИЯ НЕМЕЦКИХ КОЛОНИЙ (РИ).
Первый рейхсканцлер Германской империи Отто фон Бисмарк еще в 1871 году объявил, что колониальная политика не является для него приоритетом: «Мы не должны иметь уязвимых мест в других частях мира. Которые могут оказаться добычей для Франции в случае войны. Я не хочу колоний». До этого по его инициативе Пруссия в 1864 году отказалась от приобретения датских владений на тропических островах в Карибском море, предпочтя соседний Шлезвиг-Гольштейн, и острова были проданы США. В 1870 году Германия отказалась принимать от поверженной Франции Индокитай, предпочтя опять же куда более близкий и родной Эльзас.
В 1873 году мечтателями о германских колониях было образовано так называемое «Африканское общество в Германии», которое ставило целью «исследование Африки», а в 1882 году — «Немецкое колониальное общество», объединившее свыше 15000 сторонников колониальной политики. Формально Бисмарк даже поддерживал эти затеи, поговаривая в узком кругу: «Вся история с колониями — надувательство, но оно нам нужно для выборов», ведь обывателю-лавочнику действительно нравится, когда его страна становится «великой» и прирастает новыми (пусть даже особо и не нужными) владениями.
В 1884 году «под защиту Германии» была передана территория современной Намибии — «Германская Юго-Западная Африка», выкупленная у местных вождей бременским торговцем Адольфом Людерицем, германское Того и Камерун, тоже приобретенный предпринимателем Адольфом Верманом. Годом спустя другой делец — Карл Петерс, являвшийся по совместительству главой «Немецкого колониального общества», выкупил Германскую Восточную Африку, занимавшую континентальную часть нынешних Танзании, Руанды и Бурунди.
Кроме того, в мае 1885 года в Океании под защиту Германии перешли Германская Новая Гвинея и архипелаг Бисмарка, Науру (1888), Палау (1899), часть Самоа, Марианские (1889), Каролинские (1885) и Маршалловы острова (1889). В пребывавшем в упадке Китае немцы обзавелись концессиями в Тяньцзине (1899) и Циндао (1897), успев научить китайцев пивоварению. 12% китайского пива лучших сортов до сих пор производит завод, основанный немцами.
Как известно, в годы Первой мировой войны почти все немецкие колонии (кроме Восточной Африки) были захвачены в первые же месяцы, а после войны были переданы по мандатам Лиги наций другим странам. Германская империя владела ими очень недолго – от 15 до 30 лет и потому при всем желании вновь не смогла получить никакой прибыли. Этому способствовала и действительно неразумная, жестокая политика колонизаторов в отношении местного населения, приводившая к постоянным конфликтам. Военное обозрение. «Мифы немецких колоний»
*
Кроме того
В 1866 Нидерл. Гвиана официально получила статус колонии Нидерландов. В нояб. 1871 был подписан англо-нидерл. Суматранский договор, по которому Нидерланды получили свободу действий на Суматре, а в февр. 1872 ратифицировано англо-нидерл. соглашение о передаче Великобритании нидерл. фортов на Золотом Берегу в Африке.
Автор не упоминает о данном соглашении, и, судя по всему, Германия (как и Нидерланды в РИ) так же отказалась от данных фортов (а жаль!).
Германия и Южная Америка
В конце прошлого столетия поведение и намерения Германии в сфере Караибского моря не раз вызывали опасения в США. В 1871 г. Германия выступила застрельщиком объединённых действий европейских держав против Венецуэлы. Чрезвычайно симптоматичны поведение германской прессы и вызывающая речь Вильгельма II при открытии Кильского канала, совпавшие с «венецуэльским инцидентом». Политика Америки в этом инциденте вызвала в Германии резкое недовольство доктриной Монро. «Мы должны заявить, — писала «Norddeutsche Allgemeine Zeitung», — что… Германия, во всяком случае, никогда не допустит вмешательства другой страны, если она найдет необходимым защищать германские интересы в Южной и Центральной Америке».
Всё более грубую и беззастенчивую форму принимали попытки германского империализма заставить признать его права на Латинскую Америку в 1892 г. германские угрозы применения насильственных актов против Гватемалы, в 1897 г. — использование Германией своего флота против Гаити. В марте 1898 г., накануне испано-американской войны, Шульце-Геверниц писал в «Die Nation»: «Чем больше Германия обречена на пассивное сопротивление, тем больше она должна защищать свои интересы в Центральной и Южной Америке… при некоторых обстоятельствах Германия должна будет прибегнуть к принудительным политическим мерам в соответствия с ростом своих инвестиций в государственные займы, железные дороги, плантации. Для этой цели там нужен флот… достаточно мощный, чтобы — если понадобится, — заставить Америку дважды подумать, прежде чем
Несколькими неделями позднее «Hamburger Nachrichten» выступила с ещё более агрессивным заявлением: «Неверно, что мир разделён. Этого никогда не было. Вся Центральная и Южная Америка в настоящее время созрели для того народа, который сможет ими овладеть. Германские эмигранты могут, если захотят, создать здесь германскую империю. Нет необходимости для нас нападать прямо на одну из этих стран, если только она не попытается изгнать немцев. Можно, однако, с уверенностью сказать, что постепенно они перестанут быть самостоятельными государствами просто потому, что их народы не могут сами управлять собственными делами». Испано-американская война (1898) ещё более усилила в Германии интерес к Латинской Америке. «Благодаря своим талантам и достижениям, — писал профессор Иоганус Анольд в 1899 г., — немцы призваны быть наставниками и мыслителями, хозяйственными и политическими руководителями народов испанской и португальской Америки. Если немцы не выполнят этой миссии, то латино-американские народы рано или поздно окажутся во власти и подвергнутся эксплоатации Соединённых Штатов»
Рисуя будущую «великую Германию», один из виднейших идеологов воинствующего пангерманизма, Отто Р. Танненберг, писал в 1907 г.: «Германия берет под свою опеку Аргентину, Чили, Уругвай и Парагвай, южную треть Боливии, поскольку она принадлежит к бассейну Ла-Платы, южную часть Бразилии, поскольку в ней распространена немецкая культура… Англия и Германия берут себе весь бассейн Амазонки, с прилегающими к нему побережьями Великого и Атлантического океана»4 .
Однако вплоть до первой мировой войны, 1914 — 1918 гг., международное положение Германии было таково, что исключало самую мысль о возможности её открытой борьбы против доктрины Монро. Германия была заинтересована в дружбе с США. Её главные усилия были направлены к тому, чтобы воспрепятствовать англо-американскому сближению, максимально использовать разногласия между этими странами, и даже к тому, чтобы заключить союз с Англией. Это определяло поведение Германии в латиноамериканских странах. Она ограничивала свою деятельность поощрением эмиграции, расширением торговли и инвестиций. Общая сумма германских инвестиций в Латинской Америке перед первой мировой войной составляла 190 млн. фунтов стерлингов.
НЕМЕЦКИЕ КОЛОНИИ АЛЬТЕРНАТИВА
Если в РИ, Германия начала интересоваться колониями с 1884 года, то теперь у нее колонии с 1866-1871 года
т.е.
— колонии появляются раньше на 13 лет
— колонии у Германской империи появляются одновременно с образованием Германской Империи (объединения Германии). А учитывая бурный экономический рост Германии (вызванный в том числе принудительными инвестиции Франции), то общий вывод колонии = богатство.
С самого начала у Германии есть Суринам и Индонезия — страны в качестве полезных ископаемых имеют нефть, каучук и алюминий; другими словами — сразу виден доход с зарубежных территорий.
***
В реальной истории, первый интерес немцев к землям за океаном произошел в 1881 году (немцы заинтересовались Самоа). Но первые колонии, появились в 1884 году (Германская юго-западная Африка). Так в течении 5 лет (1884-1899) образовалась Немецкая колониальная система. В АИ (МГН), у Германии колонии с 1871 года, т.е. некоторые события можно сдвинуть лет на 5.
В хронологическом порядке образование немецких колоний будет выглядеть так:
1871 Нидерландские Антильские острова, Корасао, Гвиана, Голландская Ост-Индия (Индонезия) и Новая Гвинея
1881 Самоа. Не присоединение, но интерес – т.е. к землям за океаном
1884 Намибия (Того, Камерун)
1885 Конго, Новая Гвинея, Архипелаг.Бисмарка, Каролинские острова
1888 Науру
1889 Марианские и Маршалловы острова, часть Самоа
1897 Циндао
1899 Палау, Таньцзинь
Территория и миграция
В Мире Немецких Нидерландов, у Германии (объединившей колонии Нидерландов и Бельгии) получается существенный прирост территории и населения.
В РИ 2.658.161 кв.км и население колоний 12 млн.чел.
в АИ 7.383.812 кв.км и население колоний 68,9 млн.чел.
Другими словами, рост в площади в 2,77 раза, по населению 5,74 раза. Это делает Германию 3-й страной мира по колониям – у Великобритании 30 млн. кв.км, у Франции 11 млн.кв.км.
Раз у Германии колонии появляются раньше, и общая экономическая ситуация начнет улучшаться быстрее, то иммиграция из Германии в Северную и Южную Америку может пойти иным путем – в колонии Германии (Антильские острова, Индонезию) отправится часть немцев, которые в РИ отправлялись в США и страны Южной Америки (Аргентину, Чили).
***
РИ. Идея захвата латиноамериканского континента имеет в Германии большую давность. Ещё в 70-х годах прошлого столетия хищный германский империализм тянулся к богатейшим ресурсам Латинской Америки: нефти, олову, имели, железу, свинцу, каучуку, никелю, серебру, вольфраму, марганцевой руде, бокситам, пшенице, кукурузе, сахару, кофе и т. д. В 1896 г. в Латинской Америке проживало 400 тыс. немцев и германская торговля с этими странами составляла около 146 млн. долларов. Резко усилились завоевательные планы германских империалистов в Латинской Америке с того момента, как они поставили в порядок дня борьбу за мировое господство. Германские капиталисты начали тогда быстро расширять свою торговлю и увеличивать капиталовложения, что значительно облегчалось наличием немецких поселений в Бразилии, Чили, Аргентине, Перу и, особенно, — в Эквадоре. Почти все частные общества по колонизации находились в руках немцев.
***
Также в 19 веке США приняли около 5 миллионов немецких иммигрантов. Многие из них отправились на современный Средний Запад, чтобы купить фермы, или собрались в таких городах, как Милуоки, Сент-Луис и Цинциннати. В ходе национальной переписи населения 2019 года больше американцев претендовало на немецкое происхождение, чем любая другая группа.
Конечно, основная масса немецких мигрантов в страны Америк, пришлась на первую половину 19-го века, а в последствии на 20-е годы 20-го века. Но, какая-то часть и на годы Германской Империи (т.е. период 1871-1914)
При получении Германией колоний, и особенно после улучшении экономической ситуации в Германской империи, миграция немцев пойдет иначе. Кто-то из немецких переселенцев решит уезжать не в неведомую страну, а все же в колонии (там все же Германия), а потом и жизнь налаживается.
***
Раз колонии в Африке, то можно создать и трансафриканскую железную дорогу – от Атлантики до Индийского океана.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
НЕФТЬ
Первая попытка промышленной добычи нефти в Индонезии – как раз 1871 год. Да, потом что-то пошло не так, и нефть стали добывать только с 1885 года. Впрочем, объемы нефтедобычи были небольшими – у голландцев не хватало средств. Только в 1890 году добыча углеводородов наладилась и была образована компания «Роял Датч».
В 1907 году, произошло слияние двух компаний – английской «Шелл» и голландской «Датч», в результате появилась компания «Роял Датч Шелл». Во время Первой Мировой Войны Shell была основным поставщиком топлива Британских вооруженных сил, а также единственным поставщиком авиационного топлива. Кроме этого, компания поставляла 80% тротила. К 20-м годам 20-го века, на долю «Датч/Шелл» в мире приходилось 11-13% поставок сырой нефти.
В МГН Индонезия немецкая, следовательно, если вместо голландской «Роял Датч» будет германская «Роял Дойланд», то британской компании «Шелл» не повезет (поглощение американцами?) Да, и сами немцы могут основательнее / оперативнее взяться за дело, и получить выигрыш в пару-тройку лет в добыче нефти.
А нефть стоит денег.
В РИ за период 1903-1913 Германия добыла 1277 тысяч тонн нефти (на сумму 6 825 865 долларов). Индонезия, за тот же период добыла 14967 тысяч тонн нефти (на сумму 80 268 318 долларов). Другими словами, Индонезия добыла нефти в 12 раз (ну если быть точным, то 11,7) больше, чем Германия. При этом, это добыча только за последние 10 лет перед ПМВ, а ведь нефть стали добывать в Индонезии с 1890 года, т.е. это дополнительные тысячи тонн и миллионы прибыли которые пойдут в бюджет Германии. Но, даже если считать с 1903 года, то вся эта нефть и прибыль с ее продажи (более 87 млн.долларов) пойдет одной только Германской империи, не Голландии и Великобритании. Другими словами, доходы Германии растут, доходы Великобритании уменьшаются.
А нефть – это не только дополнительные деньги в бюджет; нефть можно использовать и в качестве топлива для кораблей. В начале 20-го века и Россия, и Великобритания проводили работы по кораблям с нефтяным отоплением, но работы оказались не слишком удачны: переводить свои флоты на нефть лбе страны не спешили. Тем не менее, к 1912 году Великобритания, все же решила перейти на нефть.
И в 1912 году было принято эпохальное решение – все новые линкоры Роял Неви должны были ходить исключительно на мазуте. В апреле 1912 года было принято решение о включении в военно-морской бюджет быстроходного дивизиона, состоящего из пяти линейных кораблей типа «Куин Элизабет» на мазутном топливе. Сергей Махов (George Rooke). Нефть, уголь, и Цусимское сражение
В отличии от Великобритании, нефть у Германии своя – да из Индонезии ее еще надо доставить, но рядом Австро-Венгрия и Румыния с их нефтью (а если хорошие отношения с Россией, то и у нее нефть можно купить). И раз нефть своя, то и работы над переводом своих кораблей с угля на нефть могут начаться и в Германии. И пусть с броненосцами не повезет, но уже линкоры вполне могут быть нефтяными. Ну а нефтяные линкоры и быстрее, и кочегары меньше устают кидать нефть лопатой, т.е. можно поддерживать высокую скорость дольше.
Ну а кроме линкоров, и флота, в частности, благодаря наличию нефти (особенно авиационной), у Германии будет лучше дела как с автомобилями, так и с авиацией.
***
Примечание
У Великобритании же в конце XIX — начале XX века не было доступа к нефти, и она полностью зависела в этом отношении от поставок из США, России и Мексики. Англичане осознавали, что такая ситуация неприемлема и им необходимы нефтяные месторождения, которые они могли бы контролировать. (https://masterok.livejournal.com/1387247.html?ysclid=lvos9snjn5250504937)
Ситуация наладилась в 1907-1908 годах, когда образовались англо-голландская и англо-персидская нефтяные компании.
Но раз в данном мире, нефть еще у стратегического конкурента (у Германии), не будет ли Великобритания куда жестче (например, в 1895 году) стоять на страже своих интересов? Вполне был возможен англо-американский конфликт в 1895 году из-за Венесуэлы, но Великобритания уступила по решению третейского суда. Но, вдруг теперь англичане решат не уступать?
КАУЧУК
Кроме дополнительных доходов с нефти, у Германии появляется еще один источник пополнения бюджета.
***
Кстати, а вот с Конго ситуация интересная. Это в РИ, Конго принадлежала Бельгии, точнее ее королю, и была “не интересна” Великобритании и Франции. Но, Конго принадлежащее Германии, это уже другое дело.
***
Использовала натуральный каучук, найденный в Свободном государстве Конго. В конце 1890-х годов компания пережила бум, продавая килограмм каучука в Европе по цене до 10 франков, что стоило им всего 1,35 франка.
В 1892 земли в Конго были разделены на земли, переданные фирмам в частные концессии, и королевский домен. Там также действовали частные фирмы, отстегивающие в королевскую кассу.
Самые большие концессии в Конго получила англо-бельгийская компания Anglo-Belgian India Rubber and Exporation Company (A.B.I.R). В 1897 году ее прибыль составила гордые 700 процентов. За 6 лет 1892–1898 стоимость ее акций выросла в 30 раз.
Societe Commerciale Anversoise и Compagnie du Kasai et de l’Equateur были наиболее активны в области производства каучука и пальмового масла на западе и севере Конго, как на своих концессионных землях, так и королевских.
Прибыли всех каучуковых компаний в Конго между 1890 и 1904 выросли в 96 раз.
Производство каучука было практически бесплатным, если не считать расходов на патроны и цепи. Перевозка 1 кг каучука в Антеверпен обходилась 1,35 франков (бельгийских) и там он продавался за 10 франков. Экспорт каучука вырос с 81 тонны в 1891 г. до 6000 тонн в 1901 г. — десятая часть мирового производства. Доходы короля от его домена выросли с 150 тыс. франков до 18 млн в 1901 и 25 млн в 1908 г.
С 1901 по 1908 г. доходы Леопольда II (Конго принадлежала не Бельгии, а именно королю), полученные в результате эксплуатации Конго, составили около 100 млн франков, но король считал, что эти значительные суммы должны быть использованы прежде всего на нужды Бельгии, Важнейшей своей задачей он видел строительство архитектурных сооружений в Брюсселе и других крупных городах страны.
*
Таким образом, обладание Конго и Индонезией, принесет в копилку Германии дополнительные миллионов так 180-200 тугриков (в смысле марки, франки, доллары).
На такие деньги можно было бы построить еще дредноута 4, было бы как говориться желание (напомню, что немцы инвестировали в Южную Америку 190 млн.марок, а не потратили их на флот). На деле, деньги будут потрачены, на что-то иное, все-таки эти миллионы свалятся не в один момент, а будут приходить постепенно.
ФЛОТ ГЕРМАНИИ
РИ
… Германия по большей части исходила из того, что основные сражения развернутся в Северной Атлантике. Дело в том, что в немецких планах 1870-1880-ых доминировала береговая доктрина, флот строился для защиты акватории Балтийского Моря и прикрытия немецких портов, крейсера же делались для ближнего рейдерствования в Атлантике. В итоге — практически все германские корабли до «Бранденбургов» или немореходны, или слишком слабы по вооружению (коллега Граф Цеппелин).
В рамках этих отношений имел значение антагонизм Германии с Францией и Россией – но он был наследием прошлого. С 1871 г. основы национального развития изменились. Прирост населения и экономическая экспансия поставили перед Германией новые задачи, выходящие из сугубо европейской сферы, – задачи мировые. Эти задачи поставили Германию лицом к лицу с Англией. Германия быстро и беспрепятственно создавала свой торговый флот и развивала заморскую торговлю. Но необходимость морской защиты торговых коммуникаций ускользала от понимания германских военно-морских стратегов. Первым, кто понял эту необходимость и вытекающую из нее задачу по созданию океанского военного флота, был первый морской министр новой империи Штош (1871–1883), ранее сухопутный генерал. Но его преемники забыли эту идею: германский флот в будущем они мыслили лишь как пособника армии в континентальной войне на два фронта. И только А. фон Тирпиц, ставший морским министром с 1897 г., не только реанимировал эту идею, но и сумел положить ее в основу постройки и организации нового флота.
Однако целое десятилетие было потеряно. Кроме того, недостаточный интерес к этой теме политического руководства Германии во многом парализовал усилия флота и во время войны.
В соответствии с энтузиазмом Вильгельма II по поводу расширения германского военно-морского флота и стратегическим видением Тирпица, пять актов флота в 1898, 1900, 1906, 1908 и 1912 годах значительно расширили германский ФОМ. Целью Германии было построить флот, который был бы на две трети больше британского военно-морского флота.
Первый Военно-морской закон был принят в марте 1898 года после обширной кампании лоббирования и связей с общественностью, возглавляемой Вильгельмом, Тирпицем и Бюловым. Закон финансировал строительство одиннадцати линкоров в течение следующих семи лет. Британию мало беспокоил Первый военно-морской акт, поскольку он не увеличил военно-морской флот Германии до размеров, соответствующих стандарту двух держав. Однако к ноябрю 1898 года Тирпиц приступил к работе над планом удвоения флота, включающим сорок пять линкоров и броненосных крейсеров, который он представил кайзеру в сентябре 1899 года. Время было выбрано удачно, поскольку начало второй англо-бурской войны и захват британцами немецкого парохода у берегов южной Африки разозлили немецкую общественность против Великобритании; Рейхстаг принял Второй закон о военно-морском флоте в июне 1900 года.
АИ
Голландия известна своими морскими традициями, мореходами, так сказать имела «морское мышление». Т.е. если в Германии изначально было «сухопутное мышление», то теперь (после объединения с Голландией) среди германских стратегов будут две фракции, образно говоря «морское vs сухопутное мышление». Вот моряки (из голландцев) много расскажут, что раз у Германии появились колонии, то их надо защищать, а защищать данные заморские земли нужен флот. При этом нужен флот не береговой обороны, нужен если не Флот Открытого Моря (т.е. вызов Великобритании), то мореходные броненосцы и крейсера. Таким образом, «потерянного десятилетия» в развитии немецкого флота можно будет избежать – Германия будет активно строить флот, т.е. акты о флоте будут сдвинуты влево лет на 5-10 (с 1888-1902 или 1893-1907).
То это дает?
Например, кораблестроение.
В РИ, Германия, конечно, делала и продавала корабли, но в качестве ориентира, Германия не выступала. В МГН у Германии кораблестроение будет развито куда лучше, и немецкая школа может заинтересовать различные страны. Например, Японию.
В конце 19-го века, японцы на флоте вместо ориентирования на Великобританию, ориентировались на Францию – уж очень идея «молодой школы» понравилась. Затем, японцы (разочаровавшись в «молодой школе») вновь стали ориентироваться на Великобританию. Но, в мире МГН, есть не малая вероятность, что Япония и на море будет ориентироваться на Германию — т.е. Япония вместо постройки крейсеров типа «Мацусим», получит броненосцы. А броненосец 90-х годов может позволить Японии если не громче отстаивать свои позиции, то где-то подкрепить свои претензии силой…
А если добрососедские отношения между Россией и Германией продлятся – то может быть, и Россия будет ориентироваться не на «Шарль Мартель», а «Бранденбург» или «Кайзер Фридрих» (альтернативные).
Не стоит забывать и еще о таком факторе, как постройка – продажа кораблей. Точнее, строительство кораблей для иностранного заказчика.
Например, учитывая контакты Германии и Китая, вдруг сотрудничество в морской сфере продолжится, и Китай решит обновить флот и закажет парочку броненосцев, и одержит победу при Ялу? С другой стороны, если Китай все же получит современные броненосцы, то и Япония дождется «Фудзи» и «Ясиму», т.е. сражение японско-китайской войны будет несколько иным.
Но, даже если Китай и не обновит свой флот, то может иностранных заказчиков заинтересуют возможности немецкого кораблестроения? Например, Япония заказывает не один крейсер у Германии, а два («Издумо» и «Ивате» немецкой постройки!); Россия не два («Аскольд» и «Богатырь»), а четыре крейсера? Или может Германии удастся создать не дорогой «гарибальди»…
Ну а там, и линкоры подоспеют. В Южной Америке гонка дредноутов (выбрали США и Великобританию) – а если заказ будет у Германии? Турции нужны линкоры? – и «Султан» заказывается в Германии, а не в Великобритании (т.е. Германии с началом войны будет иметь +1 дредноут, а Великобритания -1). При этом, если постройка для иностранных заказчиков происходит, то у Германии прибавляется денег, у Великобритании и/или Франции денег станет меньше….
В любом случае, Германия станет развивать флот, а флот как известно, влияет на политику одним фактом своего существования.
ОТНОШЕНИЯ С США
В 1889 году в Самоа чуть не произошел конфликт между эскадрами США и Германии. Конфликту (война слишком громко сказано), помешал ураган, потопивший обе эскадры.
***
Когда Германия открыто начала интересоваться островами, США предъявили свои территориальные претензии на архипелаг. Великобритания также послала свои войска с целью отстаивания своих интересов в регионе. В 1881 году три страны договорились признать самоанским королём верховного вождя Малиетоа Лаупепу, однако среди местных жителей постоянно росло возмущение колониальным гнётом. Король Лаупепа в 1885 году вступил в открытый конфликт с немцами, которые в ответ стали поддерживать его главного соперника Тамасесе. Воспользовавшись фактическим господством Германии на Самоа и отсутствием единства среди англичан и американцев, немцы в 1887 году свергли Лаупепу, отправили его в изгнание, а королём провозгласили Тамасесе. Германский капитан Брандейс, назначенный премьер-министром, обложил всех самоанцев высокими налогами и, опираясь на военные корабли, попытался кровавыми репрессиями упрочить положение Германии на островах. Эти действия повлекли за собой череду протестов среди коренных жителей. Во главе недовольных встал вождь Матаафа, пользовавшийся большой популярностью на островах. После победы воинов Матаафы над войсками Тамасесе германским властям пришлось отозвать Брандейса. Уязвлённый этой неудачей, германский консул приказал атаковать с моря деревни сторонников Матаафы.
Обеспокоенные агрессивными действиями немцев правительства Великобритании и США отправили на острова вооружённые силы для отстаивания своих интересов. Затем последовала восьмилетняя гражданская война, в которой три соперничающих государства поставляли оружие и личный состав, а также проводили обучение войск борющихся друг с другом самоанских партий. Все три страны отправили военные корабли к Апиа, и крупномасштабная война казалась неминуемой, однако 16 марта 1889 года шторм разрушил и повредил корабли, завершив военный конфликт. В результате соглашения над страной фактически установился протекторат трёх стран.
***
Учитывая, что в МГН у Германии больше кораблей, то больше вероятность, что интересы США и Германии где-нибудь в Тихом океане пересекутся еще не раз, и решаться они будут военной силой (ураганов слишком мало чтобы гасить все конфликты людей) – другими словами, возрастает вероятность вооруженного конфликта.
Например, Германии не понравилось, что США захватили Филиппины (американо-испанская война 1898 год). Но, если в РИ у немцев была проблема с подкрепления своих претензий, то теперь есть и флот, и место базирования (Индонезия). А раз логистика позволяет твердо стоять на ногах – можно помахать и кулаками. Причем не просто помахать, но еще и заехать по носу оппонента!
… представьте изумленные лица американцев, когда после побед в испано-американской войне они узнают, что теперь началась германо-американская война! Причем, у немцев ведь теперь базы на Нидерландских Антильских островах и Суринаме, т.е. немцы не только могут силой взять Филиппины и Кубу, но еще и до Нью-Йорка промаршировать!
Согласитесь германо-американская война 1898-1901 это уже существенная развилка.
С другой стороны, в американо-германской войне, Германия может увязнуть, и этим может воспользоваться Франция, которая решит, что раз немцы отправляют войска на другой континент, то самое время вернуть Эльзас и Лотарингию. Таким образом, получаем Первую Мировую (АВИ и Россия ведь не останутся в стороне), на 15-13 лет раньше!
Да, впрочем, и скромный вариант – немецкие Филиппины до ПМВ, не менее интересен – если США под угрозой войны мирно откажутся от Тихоокеанских земель.
Не стоит забывать в таком случае, и про американо-японскую войну. Учитывая, что японцы точили зубы на Гавайские острова, и дело чуть не дошло до войны с США, то если немцы начнут бить США, то и японцы вполне могут подсуетиться – и вот уже флаг страны Восходящего Солнца развивается над Гавайскими островами…
В общем, противники империализма в США могут получить хорошие козыри в руки – «хотели стать имперцами и получить колонии, вот до чего (показывая на разрушенный Нью-Йорк) ваши амбиции довели».
И это ведь американо-испанская война не единственный вариант военного противостояния Америки и Германии. Учитывая активное проникновение Германии в Южную Америку, вполне возможна какая-то война (венесуэла-германская, бразило-германская)? Да, и мало ли там каких конфликтов, вдруг германо-американская произойдет до того 1898 года, и США будет долго ни до какой-то там Кубы и Филиппин, а Панамский канал будет строиться Германией….
ОТНОШЕНИЯ С ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ
Если же, Германия и США смогли ужиться мирно (или пока уживались мирно), то не забудем об отношениях Великобритании и Германии. Да, Германия предпочла бы иметь Великобританию в качестве союзника или партнера (но исключительно как младшего партнера, с чем Англия была не согласна).
***
Историческая справка
Последняя треть XIX века ознаменовалась быстрым ростом промышленности и ее концентрацией, крупными техническими открытиями и изобретениями. Были изобретены двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, дизель, т.е. новые виды силовых установок для промышленности и транспорта. В химической промышленности было освоено производство серной кислоты и соды. Мощным толчком технического прогресса явилось изобретение электродвигателя и внедрение электричества в производство. На смену паровой энергии постепенно приходит электрическая. Экономический прогресс обусловливался в первую очередь научными и техническими открытиями. Исследователи называют это явление второй после промышленного переворота технологической революцией.
За небольшой отрезок времени (1871 – 1913 гг.) объем мирового производства возрос более чем втрое, объем промышленной продукции — в пять, а оборот мировой торговли — в четыре раза. Протяженность железных дорог в мире возросла в пять раз и превысила 1 млн. км. Строятся корабли из стали, возрастает их водоизмещение и скорость. Совершенствуется военная техника. Начинается гонка вооружений. Появляются новые отрасли промышленности: станкостроение, электротехническая, автомобилестроение и самолетостроение. Рыночные отношения совершенствуются и переходят в монополистическую стадию. Усиливается неравномерность экономического развития отдельных стран. В 1870 г. удельный вес Англии в мировом промышленном производстве составлял почти 32 %, США — 23, Германии – 13, Франции – 10; в 1913 г. соответственно 14, 35,8, 16 и 6,4 %. В 1890 – 1913 гг. среднегодовые темпы роста промышленности составляли в Англии 2,1 %, во Франции – 2,6 %, в Германии – 4,1 %, в США – 4,2 %.
В это время Англия теряет ведущую роль в мировом промышленном производстве. В 70-х годах она выпускала одну треть мировой промышленной продукции, а к 1914 году этот показатель уменьшился более чем в два раза. Относительное отставание было связано с быстрым старением промышленного оборудования. В Англии наблюдается более медленное развитие новейших отраслей промышленности. Английские предприниматели рассчитывали на дешевое сырье и рабочую силу колоний, поэтому промышленная перестройка затронула Англию в меньшей мере, чем другие страны. Монополии в Англии стали возникать на 10-15 лет позже, чем в других странах. Прибыли от промышленности снижались, но возрастали доходы от капиталов, вложенных в колонии.
Англия сохраняла ведущую роль в мировой торговле, судостроении и судоходстве, оставалась мировым банкиром. С 70-х годов наблюдался кризис в сельском хозяйстве. Английское зерно не могло конкурировать с более дешевым американским. К 1913 году посевные площади под пшеницей сократились вдвое. Преобладающей отраслью сельского хозяйства становится животноводство. К 1913 г. в аграрном секторе Англии было занято 8 % активного населения. Сельское хозяйство переводилось на индустриальную основу путем внедрения машин и применения минеральных удобрений. Шел процесс концентрации фермерских хозяйств. Сельское хозяйство стало играть подчиненную роль в экономике. Англия все более теряла свою собственную аграрную базу и превращалась в мирового импортера сырья и продовольствия.
Отставая по темпам промышленного развития от США и Германии, Англия отставала и по темпам концентрации и монополизации производства. Тем не менее, изменения в технике, технологии и методах организации производства не обошли стороной и экономику Англии. Большую роль стали играть колониальные монополии по добычи руд цветных металлов, нефти, выращиванию различных тропических культур. В начале XX в. был создан англо-голландский нефтяной трест «Ройял Датч-Шелл», добывавший до 13 % мирового объема нефти. Кредитно-банковская система в полной мере соответствовала мировому уровню. Лондонский денежный рынок был всемирным финансовым центром. Английский фунт стерлингов играл роль международных денег, был расчетной единицей в мировых торговых сделках. Экономическая мощь Англии сместилась из производственной сферы в кредитно-денежную. Несмотря на замедление темпов экономического роста, Англия оставалась высокоразвитой страной.
В 70-е годы в экономическом развитии Германии произошел коренной перелом. Начинался период промышленного скачка. По уровню промышленного развития Германия вышла на первое место в Европе и на второе в мире к началу первой мировой войны. Причины этого явления заключались прежде всего в объединении Германии в единое государство.
Значительное влияние на экономический рост оказала победа во франко-прусской войне. На захваченных у Франции территориях создавалась мощная база металлургической и химической промышленности. Более позднее завершение промышленного переворота давало Германии ряд преимуществ, обусловило введение наиболее современной техники, а недостаток капиталов компенсировался всесторонним вмешательством государства в развитие экономики. Германия почти не имела колоний и завоевывала внешний рынок, используя демпинг при высоких ценах на внутреннем рынке.
Наибольшие успехи в развитии сделала тяжелая промышленность Германии. В металлургии был успешно освоен мартеновский процесс производства железа. В Германии в большом количестве стали производить минеральные удобрения и синтетические красители, появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания, электрические моторы, трамвай, электрифицированные железные дороги. Протяженность железных дорог увеличилась в 33 раза и составила в 1914 г. почти 60 тыс. км. В конце XIX в. происходил завершающий этап промышленного переворота, начиналась индустриализация, развивался монополистический капитализм. Для Германии была характерна экономическая политика милитаризма. Создавая новую мощную армию, государство увеличивало военные расходы, активно вмешивалось в экономику.
Вывоз германского капитала за 1900-1913 гг. увеличился более, чем в три раза. По вывозу капитала Германия занимала третье место в мире. В конце XIX — начале ХХ вв. экономика Германии развивалась довольно быстрыми темпами, вторая техническая революция происходила одновременно с завершением промышленного переворота. В экономике Германии произошли важные структурные изменения. По объему промышленного производства Германия вышла на второе место в мире. Удельный вес ее в мировой промышленности составлял 16,5 %.
За 40 лет своего существования Германская империя превратилась в крупнейшего промышленного экспортёра Европы и всё чаще использовала свои собственные корабли и транспортные пути. В 1913 году Великобритания была вне конкуренции по тоннажу, но и здесь развитие в Германском рейхе было гораздо более динамичным. Английский торговый флот с 1880 по 1913 год вырос почти на 70 %, немецкий – почти на 330 %. Таким образом, у Германии был второй по величине торговый флот в мире: с 5 млн нетто-регистровых тонн, при этом он, конечно, более чем на 50 % отставал от британского с его 11,5 млн нетто-регистровых тонн.
Рыночные отношения совершенствуются и переходят в монополистическую стадию. Усиливается неравномерность экономического развития отдельных стран. В 1870 г. удельный вес Англии в мировом промышленном производстве составлял почти 32 %, США — 23, Германии – 13, Франции – 10; в 1913 г. соответственно 14, 35,8, 16 и 6,4 %. В 1890 – 1913 гг. среднегодовые темпы роста промышленности составляли в Англии 2,1 %, во Франции – 2,6 %, в Германии – 4,1 %, в США – 4,2 %.
***
Другими словами, уж если в РИ Германия активно наступала на пятки Великобритании, став ее главным конкурентом и противником, то в МГН, ситуация усугубляется
— у Германии появляются новые доходы, а с другой стороны
— доходы Великобритании, напротив уменьшаются – ведь теперь не будет ни англо-голландских, ни англо-бельгийских компаний. Причем, не стоит забывать о последствиях не только до Первой Мировой, но и после нее. Англо-голландская «Роял Датч Шелл» добывает нефть, и приносит Великобритании (и Нидерландам) доход. А раз есть доход, то можно на данные деньги (ну или налоги с компании) строить линкоры, самолеты, поезда, закупать продукцию, платить зарплату. Но, раз компании нет, то нет и дохода / налогов с нее. Соответственно, у Великобритании меньше денег не только на себя, но и меньше денег на другие страны – ибо когда у вас плохо с финансами, вы в первую очередь должны думать о собственном благополучии, а не поддерживать всякие там освободительные режимы. Другими словами, Великобритания после ПМВ будет меньше тратить денег на поддержку всяких режимов, например в Средней Азии (а это позитива для СССР)
А кроме доходов (ну и расходов), есть еще и отношения между странами.
В конце 19-го века Великобритании (с ее «Блестящей изоляцией») повезло, что ни у одного противника не дошли руки показать, что значит остаться без союзников, когда к тебе есть претензии. А ведь у Франции и России действуй они решительнее, вполне хватило бы сил на борьбу с Великобританией, тем более что поводов для войны хватало (тот же Фашодский кризис, Проливы).
Но в МГН, Германия вполне будет по силам создать коалицию, и имея не слабый флот, выступить лидером, а Россия и Франция (а то и США) присоединяться. Война за «наследство Великобритании» обещала быть….
***
Впрочем, Великобритания, съевшая собаку на паровозах, которые нужно давить чайниками, должна повести иную политику. Другими словами, минимум не уходить в «блестящую изоляцию», а искать союзников, которые (имеют претензии к Германии) и могут сражаться с Германией на суше. А отношения с будущими союзниками надо выстраивать получше, например между Россией и Великобританией нет «Большой игры» в Азии, будут инвестиции в Россию (русско-английский нефтяной трест «Роял-Русс/Шелл»?). Да, и усиление Германии по сравнению с РИ, рост ее амбиций, мощи, в общем противоречия между Россией и Германией так же могут нарастать.
Таким образом, можем получить и ранний франко-русский союз, франко-английский союз… ну и в конечном итоге Антанту, но не в 1907 году, а лет так на 15-20 раньше. Ну а там — «войны никто не хотел, война была неизбежна». Противоречий между странами хватало, а решать конфликты (как показала практика) предпочли пушками.
Таким образом, получаем Первую Мировую Войну раньше – примерно с тем же составом (Балканы еще не успели поссориться), и почти такую же мясорубку на полях сражений (пулеметов мало, авиации мало). Да, раз состав сил будет другой, у Антанты есть больше возможностей за пинать централов, хотя позиционная мясорубка все равно будет знатной.
Первая Мировая Война
Но идея по логике автора, ничего существенного не произошло, и все идет по-старому, даже ПМВ начинается по сценарию. Вот только, раз Бельгия в этом мире вошла в состав Франции, то с началом ПМВ Германия не вторгается в Бельгию, т.е. Великобритания лишается повода для вступления в войну и в войне не участвует. А раз нет Британского флота, который устраивал блокаду Германии, а есть флот Германии, который теперь блокаду Франции и России устроит….
Ладно, Великобритания найдет другой повод, и все вернется на круги своя.
К тому же, как написал автор немцы вторгаются во Францию со стороны Нидерландов. Что, собственно, напоминает анекдот (какие нахалы в этой подворотне: вчера шла изнасиловали, сегодня шла изнасиловали, завтра опять пойду). Так и немцы вторглись во Францию через Нидерланды в 1870 году, 1914 году и собираются в 1940-м году. Укрепления? Крепости, форты, держать усиленные войска на данном уязвимом участке – зачем….
Как написал автор, единственным отличием от РИ, будет то, что австралийские и новозеландские войска будут воевать в Индонезии, а не в Европе. Вот только, в РИ австралийские и новозеландские войска участвовали в 1915 году в Дарданельской операции. Если, данные войска по-прежнему воюют в Индонезии, то они физически не могут принять участие в операции по принуждению Турции к миру. Да, будь Дарданельская операция удачной развилка была бы существенной (выход Турции из войны, возможно еще и Болгарии), но так вроде ничего не меняется. Но, если союзники и турки не воют в Проливах, может турки перебросят силы против российской армии, и им удастся добиться некоторых успехов. А тут еще и немцы наступают, в общем для Российской Империи ситуация ухудшается. Причем ухудшается она и для Антанты…
***
С другой стороны, раз операции против Турции в 1915 году нет, то почему бы не начать операцию в 1916 году? При одновременно ударе Антанты с Дарданелл (союзники) и Босфора (Россия), вполне может и получиться. Получаем прорванную блокаду России, вывоз сырья через Проливы (причем не только Российского), выход из войны Турции, следом Болгарии, ну и остается додавливать Австро-Венгрию….
Но до 1916 года еще дожить надо.
***
… У Германии обширный военный и торговый флот, базы по всему миру, а значит кроме эскадры Шпее (которая будет усилена как количественно, так и качественно) должны быть еще несколько эскадр, да и общая численность ФОМ будет больше. Маловероятно, что Германии удастся опередить Великобританию в дредноутах, но разрыв будет уменьшен. Что так же скажется на морских сражениях. А кто его знает, сколько таких пощечин (щелчков по носу) подобно Коронелю получит «Владычица морей». Может в такой ситуации, Италия предпочтет выждать, Болгария напротив вмешается в войну, да и Румыния может сторону поменять.
Да, против объединенных флотов Великобритании и Франции немцам не выстоять. Но сколько кораблей Антанты немцы успеют утопить, а те, которые не утопят загонят в конвои. А конвои — это вынужденные простои судов, и не слишком удобно для экономики и промышленности. Конечно, если (когда) немцы перейдут к подводной войне конвои уже будут, но ведь и подводные лодки можно концентрировать. А это все дополнительные потери у Антанты…
Кстати, о потерях.
Если в РИ Централы имели 158,7 млн. общей численности, то в МГН за счет колоний – уже 226,7 млн. При том же соотношении численность населения к мобилизованным как 6,12, получим, что Централы могут мобилизовать 37 млн.чел. А значит Антанте, что бы сохранить перевес в 1,73 (который был в РИ), надо будет мобилизовать уже 64 млн.чел. И если продолжать в том же духе соотношения потерь, то Антанте миллионов 5 погибших и раненных спокойно можно приплюсовать. Да, основная часть будут не европейцы, а всякие там японцы, бразильцы, новозеландцы. Но все равно, общие потери населения растут…
А ведь все это накладывается на дальнейшие проблемы.
Как было сказано ранее, во время Первой Мировой Войны Shell была основным поставщиком топлива Британских вооруженных сил, а также единственным поставщиком авиационного топлива. Кроме этого, компания поставляла 80% тротила. Теперь компании нет, и у британцев хуже с авиатопливом и с тротилом. Не стоит забывать, что страны Антанты столкнуться и нехваткой каучука.
Авиация Великобритании показывает несколько худшие летно-технические характеристики (т.е. меньше перехватов воздушных целей, меньше удачных воздушных боев, слабее авиационная разведка), артиллерия будет больше использовать порох (меньше фугасного действия = меньшие потери у противника), транспорту не хватает шин…
Да продукты (нефть, тротил, каучук) стратегические, совсем без них Антанта не может, будут заменители. Вот только заменители уступают по характеристикам, а зарубежные поставщики просят больше денег. А раз больше денег тратиться, то у Антанты ситуация ухудшается, у всех продавцов ситуация улучшается…
Впрочем, есть благоприятные известия и для Антанты. Учитывая осложнения отношений США и Германии – в первую очередь экономические (но ведь был возможен и военный конфликт), то велика вероятность что США уже в 1915 (до хоть в 1916) году вступят в войну в Европе. И таким образом нивелируют успехи Централов в данном таймлайне, вернув историю на привычные рельсы. Вот только возникает другой вопрос: если США раньше вступят в войну, то значит и их потери то же возрастут
Ситуация ко Второй Мировой Войне
Великобритания – по сравнению с РИ, больше убытков (так же как и Франция). А раз так, то англичане меньше будут тратить деньги на всяких там босмачей и революционеров в 20-30-х годах.
Немецкие колонии до ВМВ
РИ.
Согласно Версальскому договору, немцы должны были покинуть территории всех колоний. Однако уже во времена Веймарской республики всё чаще стали раздаваться призывы к восстановлению колониальных владений Германии.
Несмотря на то, что после прихода к власти Адольфа Гитлера колониальная тематика была отодвинута на второй план, сам Гитлер периодически ставил этот вопрос на повестку дня, сторонники колонизации поддерживали его, считая гарантом будущего территориального расширения Германии. В это время были организованы так называемые колониальные школы, в которых будущие колонисты готовились к жизни в новых колониях. До 1937 эти работы велись скрытно, дабы не вызвать недоверия у Великобритании, однако после того, как Великобритания отказалась создавать военный союз с Германией, Гитлер открыто потребовал возврата немецких колониальных владений.
Вопрос о «колониальной компенсации» рассматривался в 1936 г. в комитете под руководством лорда Плимута для обсуждения колониальной проблемы. Комитет Плимута заседал с 18 марта по 9 июня 1936 г., провел 12 заседаний, обсудил 18 меморандумов и пришел к выводу, что «возврат колоний Германии нежелателен». Среди доминионов вопрос о возвращении колоний Германии вызвал особенно острые дискуссии в руководстве Южно-Африканского Союза, где благожелательное отношение к восстановлению германского присутствия (вплоть до симпатий к национал-социалистам) сталкивалось с нежеланием уступать завоеванную в 1915 году мандатную территорию бывшей Германской Юго-Западную Африки и Танганьику, имевшую стратегическое значение для объединения всех владений Британской империи на Африканском континенте.
АИ.
МГН Германия может куда активнее требовать возврата своих колоний
Япония
Как написал автор
Свой жирный кусок пирога получила и Япония. В ноябре 1914 года японские войска захватили Циндао – колонию Германии на восточном побережье Китая. В 1915 году настала очередь Германской Ост-Индии (ныне Индонезии). 16 армия оккупировала Яву, флот захватил Калимантан и южные острова колонии. Одновременно британские войска из Малайи (ныне Малайзии) вторглись на Суматру, австралийская армия оккупировала Папуа и Тимор. В японской оккупационной зоне было создано формально независимое правительство нового государства – Индонезии (реально протектората Японии), британская и австралийская оккупационные зоны стали владениями этих двух стран. В будущем, эта ситуация привела к иным границам между Индонезией, Малайзией и Папуа, по сравнению с реальной историей.
Если Япония получает такой жирный кусок в виде Индонезии, то ее экономическое и стратегическое положение существенно улучшается. Ведь теперь Япония из импортера нефти, становится экспортером нефти (во всяком случае нефти Японии будет хватать)! А раз экономика идет в дальнейший рост, то и с различными проблемами справиться легче (например преодолеть последствия землетрясения Канто).
А раз есть ресурсы, то, Япония может
а) не полезть в Маньчжурию в 1932 году
б) не полезть в Китай в 1937 году.
в) соответственно меньше военных инцидентов с СССР.
Более того, нет основного противостояния Япония-Запад: раз Япония не лезет в Китай, потом не подбирает европейские колонии, то нет американских санкций, нет атаки на Перл-Харбор. В общем, Япония вполне может спокойно отсидеться в ходе ВМВ, и выступить третьей силой в послевоенном мире.
Если же все идет по-старому (Маньчжурия, Китай, санкции), получаем иную карту боевых действий. Тут и Филиппины, уже зажатые с двух сторон, и Австралия куда ближе к японским базам.
А с другой стороны – дойдет ли ситуация вообще до ВМВ? Из «узкоглазых макак» в начале 20-го века, в мировые державы за 20 лет, да еще и такой жирный кусок в виде Индонезии. Вполне возможно, что амбиции Японии будут куда выше, а вот Великобритания и США напротив будут с желанием дать Японии по рукам. И если Великобритания не имеет сил, то США напротив готовы поддержать претензии силой. Потенциал у США куда больше, но ведь придется воевать в другой части Тихого океана, а Филиппины с началом войны оказываются в блокаде…
******
Возможные войны данной АИ
Германо-американская война 1898
Германо-японско-американская война
Германо-британская война
Ранняя ПМВ
Американо-японская война 1922.
Вторая Мировая Война
С одной стороны единое раз нет Бельгии, (а Нидерланды в составе Германии) то проще организовать взаимодействие войск. Одно дело Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды будут пытаться выработать общую стратегию, общие решения (ага 4 воинские части и каждая на своем языке), и другое дело когда Великобритания и Франция будут решать вопросы между собой.
Да, конечно, теперь у французов Бельгия, «линия Мажино» вдоль всей немецкой границы, понастроили крепостей и фортов. А с другой стороны, Германия выдвигает группировки на территорию Люксембурга и Голландии (как писал Резун), выдвигает аэродромы, торпедные катера. В общем, в мае 40-го года, англо-французским силам будет куда сложнее эвакуироваться….