Минойская унирема по 3D технологиям
Предисловие редакции: В старом венецианском доке бухты г. Ханья на Крите вот уже 10 лет открыт не совсем обычный музей. Любопытные заходят сюда и захлёбываются от восторга: здесь воссоздан минойский корабль, казалось бы, утерянный в веках со времён Санторинского взрыва, погубившего всё минойское. В соседнем рабочем доке мы встретились с ведущим «минойским судостроителем» – тем, кто был во главе создателей этого шедевра в материале.
«Идея сделать минойский корабль к эстафете с горящим олимпийским факелом родилась у организаторов примерно за четыре года до Игр в Афинах»,
– рассказывает ответственный за постройку корабля Феодорос Коккинаки. Вдохновителем проекта выступил Морской музей Крита, он же организовал финансирование и работы по изготовлению корабля. Смелое предприятие получило горячую моральную поддержку Министерства культуры Греции и выдающихся людей греческого общества. Научную часть проекта взял на себя местный исследовательский институт NAUDOMO (по англ. Ancient Shipbuilding and Technology Research Institute – Институт исследований древних судостроения и технологий), создавший команду инженеров и учёных, которая должна была свести все знания о мореплавателях и судостроении XV в. до н.э. воедино. В группу под руководством вице-адмирала Апостолоса Куртиса вошли специалисты по военно-морской истории, литературному наследию, фитогеографии, цифровым технологиям, моделисты и реконструкторы.
Морской музей Крита обладает уникальным собранием артефактов, связанных с морской историей. А в восточной части старой гавани сохранились практически полностью венецианские верфи, как нельзя более приспособленные для строительства небольших парусных кораблей. Один из доков и отвели под строительство будущей «Миноа». Название «Миноа», как и термин «минойская цивилизация», предложенный её первооткрывателем, английским учёным Артуром Эвансом, происходит от имени царя Миноса, правившего на Крите. Минос обладал огромным флотом, господствовавшим в местной акватории. Считается, что минойская цивилизация исчезла вместе с катастрофическим извержением вулкана около современного острова Санторин: на самом острове всё оказалось засыпано пеплом, а гигантская волна, образовавшаяся в результате взрыва вулкана, достигла берегов соседнего с Санторином Крита и смыла города и селения, а легендарный флот погиб в портах и в море. Оправиться от этого бедствия оставшиеся в живых (если таковые и были) минойцы не смогли.
Много веков спустя именно на о. Крит и были впервые обнаружены следы минойской цивилизации. А позднее уже на санторинских раскопках взору археологов открылось множество цветных настенных росписей, включающих «морские сцены». Но вот незадача: на дне морском подводные археологи обнаружили немало погибших кораблей и судов разных времён и народов, однако среди них не оказалось ни одного судна или хотя бы каких-нибудь остатков минойского флота. Помимо открытых на Санторине фресок, в руках реконструкторов оказались лишь примерные сведения о том, что умели минойские корабелы, какими располагали материалами, инструментами и приспособлениями. Все эти сведения нынешние учёные и судостроители почерпнули также из раскопок. Пригодился и мировой опыт строительства подобного рода судов. В своё время старинные летописи и рисунки с изображениями египетских и шумерских плотов и лодок натолкнули знаменитого норвежца Тура Хейердала на строительство простейших парусных судов, на которых могли совершать путешествия древние мореплаватели.
«В конечном итоге мы решили использовать опытный подход: известные с древних времён инструменты и технологии, которые и легли в основу реконструкции минойского корабля. И мы начали строить корабль так, как мы себе это представляли»,
– продолжает Ф. Коккинаки.
Метод проб и ошибок стал основным при строительстве «Миноа», однако это вовсе не означало, что не будут использоваться достижения прогресса цивилизации. Сначала были обработаны с помощью компьютера изображения с фресок, ведь их качество оказалось далеко не идеальным, а затем созданы компьютерные модели минойских кораблей.
Для строительства судна выбрали стройные кипарисы как самый твёрдый, смолистый и, к тому же, доступный минойцам материал. Вообще, прототипом этого корабля можно считать претерпевший некоторые изменения обычный деревянный плот со вспомогательным парусом. По версии учёных, именно так и надо было его строить: сначала как плот (из распиленных вдоль кипарисов), а затем, изогнув определённым образом, стягивать в корпус корабля и герметизировать. Все процессы и фазы постройки минойского корабля сначала подробно изучили на компьютерной 3D-модели. Согласно расчётам, корпусу необходимо было придать каплевидную (гидро- и аэродинамическую) форму, чтобы судно испытывало меньшее сопротивление волнам и ветрам. Длина судна (униремы – гребного беспалубного корабля с одним рядом вёсел и прямым парусом) на 22 гребца должна была равняться 17 м, а ширина – 4 м.
Для большей уверенности в успехе предприятия группа опытных моделистов из Морского музея Крита сделала уменьшенную копию будущего корабля в масштабе 1:5 из тех же кипарисов, только меньшего диаметра. Теоретические выкладки и результаты испытаний модели обсудили в ноябре 2002 г. на представительном конгрессе в Военном музее Афин. А уже через месяц по разработанной технологии команда Феодороса Коккинаки, вооружённая обоюдоострыми топорами, пилами, ручными свёрлами и другими инструментами, изготовленными по археологическим находкам, приступила к исполнению проекта.
«Мы всё делали по принятым правилам, поэтому иногда ощущали себя древними судостроителями и, может быть, даже минойцами»,
– смеётся Феодорос.
Сначала цельный ствол кипариса длиною 22 м согнули с помощью верёвок (как положено, из конопли) и придали ему форму киля; натягивая, получили загнутые вверх форштевень и ахтерштевень. По обе стороны от него параллельно и симметрично уложили стволы кипариса расчётной длины, распиленные пополам вдоль. В них сделали отверстия и скрученными канатами «сшили» сначала плоский «плот», который укрепили поперечными стрингерами из тонких кипарисов, а канаты натянули деревянными булавками. «Плот» сняли со шкивов, и из него сформировали корпус корабля. Полученную таким способом обшивку поместили на шпангоуты, изготовленные из массивных цельных кипарисов, согнутых таким же способом, как и киль. Стволы деревьев затем были сжаты канатами на носу и корме.
Корпус пришлось долго выравнивать, прежде чем он принял окончательную форму. Несколько раз его смазали водоотталкивающей смесью жира и смолы, чтобы сделать водонепроницаемым. Для придания большей герметичности за счёт заполнения возможных щелей всю обшивку покрыли несколькими слоями просмолённой ткани. Через год корабль был готов.
Для первого испытательного спуска на воду судно вышло из дока 1 декабря 2003 г. Кораблю присвоили имя и освятили. На глазах у восторженной толпы подняли национальный флаг и вымпелы.
В старой гавани состоялось и первое испытание корабля морем. Конструкция получилась подвижной: она как бы «дышала» на волнах, но при этом могла выдержать удары морской стихии. Благодаря загнутому вверх и внизу скошенному к корме форштевню, экипаж мог вплотную подходить к пологому берегу и вытаскивать на него судно. За бушпритом располагался настил с местом для четырёхгранного, скошенного кверху каменного якоря с отверстием для каната. В центре разместили узкие поперечные скамьи для 22 гребцов (вёсла – из дуба) и дубовую мачту с реей для прямого паруса из плотной шерстяной ткани, а на корме – навес для судоводителя и рулевых.
«Миноа» предстояло двигаться в дневное время, от острова к острову, не удаляясь на значительное расстояние от побережья, как и древним мореплавателям. Переночевать или переждать непогоду предполагалось в портах следования. Экспериментальное плавание должно было доказать, что выбранный подход к строительству минойского корабля – правильный, и проверить это на практике.
Судно успешно прошло ходовые испытания. Команда судна состояла из 24 молодых людей, она разделялась на две части, чтобы можно было чередоваться на вёслах. Скорость исключительно на вёсельном ходу составляла 2,4 узла, а вместе с парусом – 3,2 узла.
После необходимого обучения команды 29 мая 2004 г. минойская унирема отправилась в дальнее плавание. Кораблю предстояло пройти в общей сложности 210 морских миль (за 10 дней на воде). Следовать по маршруту допускалось при ветре до 3 баллов по шкале Бофорта.
В портах, куда заходила «Миноа», устраивались фестивали и праздничные встречи. Корабль сопровождал почётный эскорт. И, конечно, за передвижением корабля с замиранием сердца следили его создатели.
«Мы, признаться, тогда очень удивились, что за время путешествия у «Миноа» не случилось ни одной проблемы с конструкцией»,
– вспоминает Феодорос. И потом, улыбнувшись нам на прощанье, старый моряк смотрит вдаль на полыхающий за маяком закат и покачивающиеся на волнах яхты, и как бы сам себе замечает:
«Да и что, собственно, нужно для удачного плавания? – Только попутный ветер».
24 июня 2004 г. минойский корабль прибыл в Пирей, где вместе с другими репликами исторических греческих кораблей участвовал в грандиозной олимпийской культурной программе. После Олимпийских игр «Миноа» вернулась в родную гавань и заняла место самого большого экспоната в новом, специально открытом для неё в том же венецианском доке Музее минойского корабля, филиале Морского музея Крита.
Там «Миноа» можно увидеть и по сей день… А команда NAUDOMO, воодушевлённая успехом, в 2008 г. построила ещё один корабль: 50-вёсельный «Арго». Но это – тема другого разговора.
Авторы благодарят Ларису Адамович и Игоря Боечина за помощь в подготовке материала.
источник: Юрий ЕГОРОВ, Татьяна НОВГОРОДСКАЯ, фото авторов «Минойская унирема по 3D технологиям» // Техника-молодежи 2014-11, стр.10-14