Мини-альтернатива — строительство русского флота в 1896-1902 гг.

22

Приветствую, уважаемые коллеги. Идеи, высказанные коллегой в недавнем материале «Альтернативный флот Российской империи», привели меня к мысли о том, что с точки зрения игры со скоростью крейсеров и при желании остаться в рамках реальных ресурсов на строительство флота был бы, пожалуй, небезынтересен еще и такой вариант развития событий.

Точка бифуркации – конец 1895 – начало 1896 года. Ключевой посыл альтернативы – увеличенные до 15000 тонн броненосцы последних типов при 6000-тысячных и 3000-тысячных крейсерах-разведчиках с несколько сниженными (22 и 23 узла соответственно) требованиями по скорости относительно нашего мира.

Содержание:

При этом:

Заложенные в реальности в 1895 году:

«Светлана» достраивается как есть;

Мини-альтернатива - строительство русского флота в 1896-1902 гг.

«Пересвет» и «Ослябя» достраиваются как есть, только с ликвидацией носовой 152-мм пушки. После достройки – включаем их во Владивостокский отряд крейсеров вместе с «Россией» и «Рюриком». Если дата начала войны аналогична реальной – скорее всего «Ослябя» не успевает к ней, так что костяк отряда будет из «Рюрика», «России» и «Пересвета».

Заложенные в 1896 году

«Диана», «Паллада» и «Аврора» превращаются в 8500-тонные и 21-узловые по проекту броненосные крейсера с желаемой дальностью плавания не менее 4500-5000 миль реально, 60-процентным поясом по ВЛ в 152 мм и прикрывающим только дымоходы коротким верхним поясом в 76 мм, который палубой выше переходит в аналогичной толщины общий каземат для восьми шестидюймовок.

Главный калибр – пара восьмидюймовок в двух одноорудийных башнях в оконечностях со 152-мм броней самой башни и 114-мм барбетами. Восьмидюймовки находим за счет пересмотра вооружения строящегося «Храброго» (он получит две 152-мм и четыре 120-мм пушки) и пересмотра проекта крейсера, замещающего реальный «Громобой» (соответственно 2 и 4 орудия). Башни для них – авторства Путиловского завода вместо четырех реальных двухорудийных башен для шестидюймовок от «Императора Александра III», равных одноорудийным восьмидюймовым по габаритам, трудоемкости и цене, и еще две таких башни сверх имевшихся в реальности (требуемые на них 200-220 тысяч рублей не сильно обременят бюджет Морского ведомства). ПМК у этих крейсеров – по 24 75-мм пушки..

В получившемся виде я бы назвал этот класс кораблей «саппортами» (кораблями поддержки) для будущих бронепалубных крейсеров – чуть медленнее их, но зато с какой-никакой броней и главной артиллерией, которая что-то может и против броненосных крейсеров противника. Ну а при необходимости они могут применяться и для «чистого» крейсерства. Место их – при эскадре в Порт-Артуре. К войне хотя бы «Диана» с «Палладой» должны туда успеть, несмотря на повышение трудовых и временных затрат на их постройку в сравнении с реальностью.

Заложенные в 1897 году

Реальные «Громобой» и «Князь Потемкин-Таврический» превращаются в еще один крейсер в 8500 тонн типа «Диана» (но уже с башнями Металлического завода – вместо двух двухорудийных башен под 152-мм пушки, заказанных этому предприятию в реальности для крейсера «Богатырь»; две 203-мм пушки в них – от реального «Баяна») и в броненосец в 12750 тонн с 18-узловым ходом, очень похожий на то, что описано здесь:

https://alternathistory.ru/nedootsenennyj-potemkin/

Только в данной альтернативе для «Потемкина» предполагается чуть иное вооружение: 4-305 (в башнях производства ОНЗиВ, как и в действительности), 14-152, 20-75.

«Громобой» из-за меньшего размера крейсера в сравнении с реальным и меньшей трудоемкости его постройки успевают спустить на воду до ледостава в конце 1898 года. Разумеется, он успевает до войны прибыть на Тихий океан и включается во Владивостокский отряд крейсеров.

Заложенная в 1898 году

В большом деревянном эллинге Балтийского завода «Победа» полностью повторяет здешний «Князь Потемкин-Таврический» (соответственно, с 12-дюймовым ГК, который производится для нее вместо реальных усиленных четырех 254-мм орудий в 27,6 тонны и четырех 152-мм казематных орудий со станками – по деньгам и материалоемкости выходит примерно одно и то же; башни ГК Путиловского завода, как и у реальной «Победы»).

В конце 1898 года (вместо мая 1899 года в реальности) в освободившемся новом каменном эллинге Балтийского завода закладывается броненосец «Ретвизан», конструктивно аналогичный здешней «Победе» (с башнями ГК Путиловского завода, которые в реальности делались для «Императора Александра III»).

«Победа» и «Ретвизан» за счет отработанной на Балтийском заводе серийной постройки данного типа кораблей, к тому же конструктивно по многом преемственных типу «Пересвет», успевают оказаться в Порт-Артуре до войны.

Вместо «настоящих» «Ретвизана» и «Варяга» Крамп с конца 1898 года строит два бронепалубных крейсера – «Варяг» в 6000 тонн и «Витязь» в 3000 тонн. Эти крейсера, как и все прочие здешние «шеститысячники» и «трехтысячники», имеют по проекту скорость соответственно в 22 и 23 узла, дальность хода в 7000 и 5000 миль (чтобы реально выйти на цифры около 6000 и 4000 миль), вооружение из 10-152 и 12-75 («Варяг») и 6-120 («Витязь») и защиту палубы в 76-38 мм и 51-25 мм. В основном аналогичные здешнему «Варягу» параметры имеют заложенные в этом же году в Германии «Аскольд» и «Богатырь» (он предполагается не имеющим башен) и «Баян» (тоже без башен) – во Франции.

В целом предлагаемые в этой мини-истории бронепалубные крейсера больше ориентированы именно на крейсерство с акцентом на дальность хода и надежность силовой установки без погони за особыми скоростными рекордами.

Все пять крейсеров, как и их реальные аналоги, к началу войны оказываются на Тихом океане.

Строящийся с 1899 года

Во Франции «Цесаревич» становится броненосцем уже нового поколения – в 15000 тонн (как ответ на рост водоизмещения японских кораблей) со скоростью в 18 узлов, усиленным вооружением (4-305, 16-152 – все в двухорудийных башнях французского образца, причем две дополнительные башни СК делаются вместо двух одноорудийных башен ГК для реального «Баяна» – и 20-75 в бронированной батарее). Вероятно, несмотря на рост трудоемкости, впритык он успевает к началу войны в Порт-Артур.

В мае 1899 года в Новом Адмиралтействе закладывают «Бородино» – последний броненосец здешнего типа «Победа». А на Галерном острове по переработанному проекту «Цесаревича» (со скосом нижней палубы к борту и чуть перераспределенной броней) с октября 1899 года строят «Орел» (вооружение все те же 4-305, 16-152, 20-75). Башни ГК у «Бородино» Путиловского завода (от реального «Князя Суворова»), а у «Орла» башни ГК Металлического завода (от реального «Ретвизана») и башни СК Путиловского завода (две оставшиеся от реального «Императора Александра III» и шесть от реального «Князя Суворова»). Эти броненосцы не успевают на Дальний Восток до начала боевых действий.

Бронепалубные крейсера 2 ранга «Новик» и «Боярин» строятся с 1899 года в Германии и Дании соответственно и по комплексу характеристик подобны здешнему «Витязю». Оба они однозначно успевают к началу войны на Тихий океан.

6. Заложенный в 1900 году на Галерном острове «Олег» (строится по образцу здешнего «Богатыря», как и в нашей реальности), если не будет пожара, может и успеть на Дальний Восток. Если принимаем для себя детерминированность пожара – тогда перезаложенный в 1901 году крейсер к месту назначения не успевает.

С учетом спуска на воду «Ретвизана» в этой истории в конце 1900 года с декабря 1900 года на Балтийском заводе в большом каменном эллинге строится броненосец «Император Александр III» по типу «Орла». Он получает башни ГК и СК Металлического завода от реального «Орла», а две дополнительные по сравнению с действительностью башни СК – от реального «Олега». К началу войны на Дальний Восток он не успевает.

В 1901 году на Черном море закладываются

Бронепалубные крейсера «Очаков» и «Кагул» (по типу здешнего «Богатыря», то есть без башен).

На малом открытом стапеле Балтийского завода в начале того же года начинают строить бронепалубный крейсер 2 ранга «Алмаз», воспроизводящий по типу здешний датский «Боярин». Крейсер из-за более раннего начала постройки в сравнении с действительностью имеет шансы прибыть в Порт-Артур до начала войны.

На Невском заводе в 1901 году начинают строить крейсера 2 ранга «Жемчуг» и «Изумруд» по образцу здешнего германского «Новика», но с котлами Ярроу. Оба крейсера не успевают прибыть на Тихий океан к началу войны.

С конца мая 1902 года

На Балтийском заводе в новом каменном эллинге после спуска на воду «Императора Александра III» строится однотипный с ним «Князь Суворов». Он получает башни ГК и СК Металлического завода от реального «Бородино», а две дополнительные по сравнению с действительностью башни СК – от реального «Очакова».

На Галерном острове с августа 1902 года после спуска на воду «Орла» строится однотипный броненосец «Слава». Он получает башни ГК и СК Металлического завода от реальной «Славы», а две дополнительные по сравнению с действительностью башни СК – от реального «Кагула».

Оба броненосца однозначно не успевают прибыть на Тихий океан к началу войны.

Что получается в итоге:

1) общий проектный тоннаж описанных в данной мини-истории кораблей превышает тоннаж их реальных аналогов всего на 259 тонн (214000 тонн против 213741 тонны);

2) общее количество произведенных для реальных кораблей орудий калибров 305 мм, 203 мм, 152 мм, 120 мм и 75 мм не превышено (с очень небольшими натяжками – замена четырех усиленных 254-мм пушек на то же число 305-мм «скомпенсирована» уменьшением на четыре числа произведенных шестидюймовок; учтены три 120-мм орудия, которыми в 1905 году был довооружен «Алмаз», три 120-мм пушки взяты из припасенных для вспомогательных крейсеров, а также учтены шесть новых орудий, которыми заменялись в реальности в 1904 году пушки броненосцев береговой обороны – только здесь они уже выпускаются со станками; заодно по итогам всех перестановок вооружения «отложено в запас» для Порт-Артура 24 75-мм пушки на станках Меллера, чтобы было чем довооружать во время войны русские миноносцы);

3) общее число произведенных в данной истории башен для кораблей всех типов превышает реальное всего на две башни (203-мм одноорудийные для здешней «Авроры»), сделать которые часто жаловавшемуся на отсутствие заказов по башенной части Путиловскому заводу не представит, по мнению автора, особого труда;

4) общее превышение реальных цифр по деньгам, потраченным за соответствующий период, здесь выйдет не свыше полумиллиона рублей по подсчетам автора «на коленке», что может быть скомпенсировано несколько отложенной в сравнении с реальностью достройкой двух последних броненосцев здешнего типа «Орел».

Как конечный эффект имеем к началу войны:

— во Владивостоке – «Рюрик» (реальный), «Россия» (реальный), «Пересвет» (реальный – кроме отсутствия носовой 152-мм пушки), «Громобой» (альтернативный броненосный крейсер);

— в Порт-Артуре:

эскадренные броненосцы – «Полтава» (реальный), «Петропавловск» (реальный), «Севастополь» (реальный), «Победа» (альтернативный), «Ретвизан» (альтернативный), «Цесаревич» (альтернативный);

броненосные крейсера – «Диана» (альтернативный), «Паллада» (альтернативный);

бронепалубные крейсера 1 ранга – «Варяг» (альтернативный), «Аскольд» (альтернативный), «Баян» (альтернативный), «Богатырь» (альтернативный);

бронепалубные крейсера 2 ранга – «Витязь» (альтернативный), «Новик» (альтернативный), «Боярин» (альтернативный), «Алмаз» (альтернативный).

На Балтике достраиваются и теоретически могут быть высланы осенью 1904 года в качестве подкрепления альтернативные эскадренные броненосцы «Бородино», «Орел», «Император Александр III», броненосный крейсер «Аврора», бронепалубный крейсер 1 ранга «Олег», бронепалубные крейсера 2 ранга «Жемчуг» и «Изумруд», а также (из числа носителей современной артиллерии) реальные «Ослябя», «Сисой Великий» и «Светлана».

С уважением. Стволяр.

Стволяр
Подписаться
Уведомить о
guest

67 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account