Miller Golden Submarine – обтекаемый болид из 1917 года

15

Miller Golden Submarine – обтекаемый болид из 1917 года

Статья с канала «bibimot» на яндекс-дзене.

Содержание:

Как повысить безопасность в автогонках? Этот вопрос интересовал специалистов и более 100 лет назад. Идея закрыть тело пилота возникла у Гарри Миллера, Фреда Оффенхаузера и Барни Олдфилда. И они ее осуществили, воплотив в удивительную для времен Октябрьской революции конструкцию.

На первый взгляд созданная ими Golden Submarine похожа на сумасшедшую машину из романов Жюля Верна. Но у нее есть колеса, знаменитый французский писатель-фантаст умер на двенадцать лет раньше, да и появился чудо-аппарат не во Франции, а в США.

Miller Golden Submarine – обтекаемый болид из 1917 года

Это не было каким-то шоу-каром, построенным только для развлечений. Golden Submarine являлась настоящей гоночной машиной. Кроме того, достаточно продвинутой.

Новый гоночный автомобиль для лучшего пилота

Стоявшие за строительством автомобиля люди оставили свой след в истории американского автоспорта. Двигатели Оффенхаузера долгое время доминировали в гонках на треке, и автомобили, носившие имя этого человека, также преуспели. Но в то время его соавтор Миллер занимался изготовлением карбюраторов в Лос-Анджелесе. И именно эта экстравагантная машина прославила его как конструктора спорткаров.

Golden Submarine предназначалась Барни Олдфилду, неофициальному рекордсмену мира 1910-х по скорости. Его соперник и близкий друг Боб Берман погиб в апреле 1916 года в Короне (штат Калифорния), в результате аварии. Тогда их «Пежо» несколько раз перевернулся, не выжил даже механик Эрик Шрейдер. Также смертельно травмированы дежурный полицейский и трое зрителей. Именно эта трагедия и послужила первоначальным толчком к строительству.

Попытка аэродинамического дизайна не являлась самоцелью. Закрытый каплевидный кузов служил защитой гонщика в случае аварии. А тогда они слишком часто заканчивались смертью, пилоты просто выпадали из машин из-за отсутствия ремней безопасности и получали смертельные травмы. Или, наехав на препятствие, их авто просто погребали водителей под собой. Ведь не было даже шлемов, лишь кожаный капюшон и очки, вот и все. Никто не беспокоился о гонщиках и зрителях, всем казалось, что такая опасность лишь подогревает общие страсти.

Miller Golden Submarine – обтекаемый болид из 1917 года

Примерно в то же время «клиент созрел» – Барни был готов отдать свой супербыстрый Blitzen Benz на металлолом, получив взамен что-то не менее достойное. А у Миллера уже имелся уникальный двигатель с отличными характеристиками:

      • длинноходный четырехцилиндровый
      • рабочим объемом 4736 куб. см
      • мощностью 101 кВт (137 л. с) при 2950 об/мин

Мало того, что его выполнили из алюминия, так еще и в головке установили распределительный вал. А в основном – десмодроновые клапаны, закрытие которых контролировалось кулачком вместо возвратных пружин. Каждый цилиндр имел двойной впускной патрубок и две свечи, магнитное зажигание также было удвоено.

Максимум алюминия в конструкции

Если алюминиевые сплавы сыграли свою роль в значительном облегчении силового аппарата, то подобную же задачу они имели и в других элементах конструкции. Golden Submarine получила легкий корпус каплевидной формы с узкими отверстиями для обзора водителя.

Miller Golden Submarine – обтекаемый болид из 1917 года

Вдохновение авторы дизайна черпали от небольших двухместных подводных лодок времен Русско-японской войны (1904-1905 гг.). Хотя и сделали авто их уменьшенной копией. Однако важен тот факт, что внутреннее пространство получило встроенный в конструкцию защитный каркас, значительно увеличивший безопасность пилота. Аэродинамику даже проверяли в тоннеле, где кузов продувался воздухом. Золотистого цвета достигли за счет смешивания обычной краски с бронзовым порошком. Автомобиль имел более чем приличные характеристики:

      • колесную базу – 2,6 м
      • вес – 730 кг
      • максимальную (среднюю) скорость – 175 (167) км/ч

Правда, на значительно опередившую свое время Golden Submarine, установили выхлопную трубу, проходившую через кабину и завершавшуюся в заостренном «хвосте». Вся конструкция обошлась в 15 000 долларов, что по тем временам являлось очень большими деньгами. Закрытый гоночный автомобиль Гарри Миллера отличали сразу несколько моментов:

      • он супераэродинамичен для своего времени
      • более безопасен, чем открытые машины
      • пресса вначале беспощадно высмеивала его

Аэродинамически усовершенствованный и обтекаемый гоночный автомобиль во многих отношениях опередил свое время. То же можно сказать и о четырехцилиндровом двигателе SOHC с перекрестным потоком и водяным охлаждением. Он стал предшественником весьма успешного гоночного мотора Offenhauser, появившегося в последующие годы.

Олдфилд дебютировал на нем 16 июня 1917 года на гоночной трассе Chicago Board Speedway в Мэйвуде (Иллинойс). К сожалению, двигатель не продержался и 16 километров, хотя машина развила весьма приличную среднюю скорость – 167 км/ч. На знаменитой Милуоки-Майл (тогда еще на грунте) девять дней спустя он четыре раза в семи попытках обыграл выдающегося Ральфа ДеПальму, победителя «Инди 1915 года» на Mercedes Grand Prix 4.5L. Гонки того периода отличались короткой протяженностью (всего 10-25 кругов), кстати, ДеПальма стартовал на гоночном 12-цилиндровом Packard Twin Six.

Miller Golden Submarine – обтекаемый болид из 1917 года

В общей сложности машина выиграла 20 из 54 гонок, в которых участвовала, заняла два вторых и столько же третьих мест. Более того, она побила рекорды трассы почти везде, где выступал Олдфилд. Но затем произошла авария в Спрингфилде (штат Иллинойс), когда лопнул топливопровод. Этот случай показал, что закрытая кабина тоже имеет свои недостатки. Поскольку единственная дверь по правому борту застряла, Барни не смог выбраться. Он оказался в пруду посреди трассы, машина заглохла, и пилот чуть не утонул. Результатом стало то, что ее переделали в классический открытый гоночный автомобиль.

Современные попытки воссоздания

Оригинальная конструкция, конечно же, не дожила до наших дней. Но любители старины попытались создать ее почти точную копию. С конца 90-х годов Чарльз Глик занимался созданием автомобилей для «Больших гонок». Причуда судьбы в 2003 году положила начало событиям, позволившим ему принять участие в воссоздании Golden Submarine 1917 года. Тогда он познакомился с гонщиком Дейлом Беллой, участником этих соревнований, поручившем Глику воссоздать утерянный болид почти столетней давности. К лету 2003-го работа была завершена.

Роберт «Бак» Баудман даже восстановил настоящий двигатель Миллера. Всем этим действиям поспособствовал один немаловажный факт. К счастью, фотографии оригинальной Golden Submarine находились в архивах гоночной трассы Индианаполиса. Это позволило Глику сделать подобное, слегка увеличив параметры. Такой вариант понадобился, чтобы выполнить конструкцию в 2-местном варианте: для водителя и штурмана.

Miller Golden Submarine – обтекаемый болид из 1917 года

Другая реинтерпретация была представлена в период 2006-2009 годов на тюнинговой выставке Autorama в Детройте производителем хот-родов Дэном Уэббом. Его Submarine была не золотая, а с неокрашенным кузовом, укомплектованная двухлитровым четырехцилиндровым двигателем Ford Zetec ZX3 (130 кВт/177 л.с.), сжигающем спирт и дисковыми тормозами от полугусеничных Buells. Автомобиль также видели на SEMA 2008, интересная его особенность – кожаное сиденье с ремешком и ведущий вал, проходящий между ногами пилота.

источник: https://dzen.ru/a/ZZKZ56Ny5R0Nz_2P

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account