«Гебен» прорывается боем или Турция в войне с 1915 года

15

«Гебен» прорывается боем или Турция в войне с 1915 года

В начале Первой Мировой Войны англичане сели в лужу с охотой на немецкие крейсера «Гебен» и «Бреслау». Германские корабли ускользнули от британского флота и прошли через Дарданеллы, чтобы добраться до Константинополя, где они в конечном итоге были переданы Османской империи. В последствии, переименованные в «Явуз Султан Селим» и «Мидилли», бывшие «Гебен» и «Бреслау» получили приказ от своего немецкого командира атаковать русские позиции, тем самым втянув Османскую империю в войну на стороне Центральных держав.

Несмотря на бескровную «битву», провал британского преследования имел огромные политические и военные последствия. В краткосрочной перспективе это фактически положило конец карьере двух британских адмиралов, которые отвечали за пресле-дование. Несколько лет спустя Уинстон Черчилль, который был первым лордом Адмиралтейства, выразил мнение, что, втянув Турцию в войну, «Гебен» принес «больше убийств, больше страданий и больше разрушений, чем когда—либо прежде, в пре-делах досягаемости корабля
Вторая пощечина, нанесшая урон престижу британского флота, произошла 1 ноября, когда немецкая эскадра одержала побе-ду при Коронеле. Адмирал Крэдок неверно истолковав полученные приказы, вступил в бой с эскадрой фон Шпее. В результате боя, британская эскадра была потоплена…

АИ.

А если бы события развивались несколько иначе, и «Коронель» произошел бы раньше?

"Гебен" прорывается боем или Турция в войне с 1915 года

Содержание:

Обстановка до войны

Отправленная в 1912 году дивизия морской пехоты Кайзерлихе (Имперский флот), в состав которой входили только «Гебен» и «Бреслау», находилась под командованием контерадмирала Вильгельма Сушона. В случае войны роль эскадрильи заключалась в перехвате французских транспортов, перевозящих колониальные войска из Алжира во Францию.

Когда 28 июля 1914 года между Австро-Венгрией и Сербией началась война, Сушон находился в Пола в Адриатическом море, где «Гебен» ремонтировал свои котлы. Не желая оказаться в ловушке в Адриатике, Сушон поспешил закончить как можно больше работ, но затем вывел свои корабли в Средиземное море до завершения всех ремонтных работ. Он достиг Бриндизи 1 августа, но итальянские портовые власти нашли оправдания, чтобы не тушить судно. Это произошло потому, что Италия не-смотря на то, что она подписала Тройственный союз, решила оставаться нейтральной. К «Гебену» присоединился «Бреслау» в Таранто, и небольшая эскадра отплыла в Мессину, где Сушон смог получить 2000 коротких тонн (1800 тонн) угля с немецких торговых судов.

Тем временем 30 июля Уинстон Черчилль, в то время первый лорд Адмиралтейства, поручил командующему британским сре-диземноморским флотом адмиралу сэру Арчибальду Беркли Милну прикрыть французские транспорты, доставляющие XIX корпус из Северной Африки через Средиземное море во Францию. Средиземноморский британский флот, базирующийся на Мальте, состоял из трех быстроходных современных линейных крейсеров (HMS Inflexible, Indefatigable и Indomitable), а также четырех броненосных крейсеров, четырех легких крейсеров и флотилии из 14 эсминцев.

"Гебен" прорывается боем или Турция в войне с 1915 года

В РИ. Инструкции Милна заключались в том, чтобы

«помочь французам в транспортировке их африканской армии, прикрывая и, по возможности, вводя в действие отдельные быстроходные немецкие корабли, в частности «Гебен», которые могут помешать этим действиям. Вы будете уведомлены по телеграфу, когда сможете проконсультироваться с французским адмиралом. На данном этапе не вступайте в бой против превосходящих сил, кроме как в сочетании с французами, в рамках генерального сражения. Скорость ваших эскадрилий до-статочна, чтобы вы могли выбрать нужный момент. Мы надеемся укрепить Средиземноморье, и вы должны с самого начала беречь свои силы «.
В приказах Черчилля прямо не указывалось, что он имел в виду под «превосходящими силами». Позже он утверждал, что имел в виду «австрийский флот, против линкоров которого было нежелательно, чтобы наши три линейных крейсера вступали в бой без поддержки линкоров».

АИ. Черчилль прямо указал на австрийский флот

«помочь французам в транспортировке их африканской армии, прикрывая и, по возможности, вводя в действие отдельные быстроходные немецкие корабли, в частности «Гебен», которые могут помешать этим действиям. Вы будете уведомлены по телеграфу, когда сможете проконсультироваться с французским адмиралом. На данном этапе не вступайте в бой против австрийских сил, кроме как в сочетании с французами, в рамках генерального сражения. Скорость ваших эскадрилий до-статочна, чтобы вы могли выбрать нужный момент. Мы надеемся укрепить Средиземноморье, и вы должны с самого начала беречь свои силы»

5 августа Милну было поручено продолжать наблюдение за Адриатикой в поисках признаков австрийского флота и не допу-стить присоединения к ним немецких кораблей. Он решил оставить свои линейные крейсера на западе, отправив «Дублин» присоединиться к эскадре крейсеров Трубриджа в Адриатике, которая, как он полагал, сможет перехватить «Гебен» и «Бреслау». Троубриджу было дано указание «не вступать в серьезные столкновения с австрийскими (в РИ превосходящими) силами». Когда «Гебен» и «Бреслау» вышли в восточное Средиземноморье 6 августа, их встретил «Глостер», который, имея превосходящее вооружение, начал преследовать немецкие корабли.
1 августа Милн собрал свои силы на Мальте. 2 августа он получил инструкции преследовать «Гебена» с двумя линейными крейсерами, сохраняя наблюдение за Адриатикой, готовый к вылазке австрийцев. «Неукротимый», «Неутомимый», пять крейсе-ров и восемь эсминцев под командованием контр-адмирала Эрнеста Трубриджа были направлены для прикрытия Адриатики. Гебен уже отбыл, но в тот же день был замечен в Таранто британским консулом, который проинформировал Лондон. Опаса-ясь, что немецкие корабли могут попытаться уйти в Атлантику, Адмиралтейство приказало направить «Индомитейбл» и «Ин-дефатигейбл» на запад, в сторону Гибралтара. Другая задача Милна по защите французских кораблей осложнялась отсутстви-ем какой-либо прямой связи с французским флотом, который тем временем отложил отправку десантных кораблей. Легкий крейсер HMS Chatham был отправлен на поиски «Гебена» в Мессинском проливе. Однако к этому времени, утром 3 августа, Сушон покинул Мессину, направляясь на запад.

Первый контакт

Сушон решил разместить свои корабли у берегов Африки без особых приказов, готовый вступить в бой, когда начнутся воен-ные действия, чтобы атаковать французские транспортные суда, которые направлялись в Тулон. Он планировал обстрелять порты Бон и Филиппвиль во французском Алжире. Гебен направлялся к Филиппвилю, в то время как Бреслау был выделен для борьбы с Боном. В 18:00 3 августа, когда он все еще плыл на запад, он получил сообщение о том, что Германия объявила войну Франции. Затем, рано утром 4 августа, Сушон получил приказ от адмирала Альфреда фон Тирпица следующего содер-жания: «Союз с правительством CUP заключен 3 августа. Немедленно отправляйтесь в Константинополь». Находясь так близко к своим целям, Сушон проигнорировал приказ и продолжил движение, поднимая российский флаг при приближении, чтобы избежать обнаружения. Он провел бомбардировку берега на рассвете, прежде чем прервать ее и направиться обратно в Мес-сину за углем.

В соответствии с довоенным соглашением с Великобританией Франция смогла сосредоточить весь свой флот в Средиземном море, оставив Королевский флот для обеспечения безопасности атлантического побережья Франции. Три эскадры французско-го флота прикрывали транспорты. Однако, предполагая, что Гебен продолжит движение на запад к Гибралтару, французский командующий адмирал де Лапейрер направил «Группу А» своего флота на запад, чтобы установить контакт, но Сушон направлялся на восток и поэтому смог ускользнуть.

В 09:30 4 августа Сушон установил контакт с двумя британскими линейными крейсерами «Индомитейбл» и «Индефатигейбл», которые прошли мимо немецких кораблей в противоположном направлении. Ни одна из сил не участвовала, поскольку, в от-личие от Франции, Великобритания еще не объявила войну Германии (объявление будет сделано только позже в тот же день, после начала немецкого вторжения в нейтральную Бельгию). Британцы начали слежку за Гебеном и Бреслау, но были быстро опережены немцами. Милн сообщил о контакте и местоположении, но забыл сообщить Адмиралтейству, что немецкие кораб-ли направляются на восток. Поэтому Черчилль, все еще ожидая, что они будут угрожать французским транспортам, уполно-мочил Милна вступить в бой с немецкими кораблями, если они нападут. Однако на заседании британского кабинета министров было решено, что военные действия не могут начаться до объявления войны, и в 14:00 Черчилль был вынужден отменить свой приказ о наступлении.

Преследование

скорость «Гебена» составляла 27 узлов (50 км / ч; 31 миль / ч), но из-за повреждения котлов он мог развивать скорость только 24 узла (44 км / ч; 28 миль / ч), и это было достигнуто только с помощью рабочих и механизмов на пределе; четыре кочегара погибли от обжигающего пара. К счастью для Сушона, оба британских линейных крейсера также страдали от проблем с кот-лами и не могли поддерживать темп «Гебена». Легкий крейсер HMS Dublin поддерживал контакт, в то время как «Индоми-тейбл» и «Индефатигейбл» отстали. В тумане и в сумерках Дублин потерял связь с мысом Сан-Вито на северном побережье Сицилии в 19:37. Гебен и Бреслау вернулись в Мессину на следующее утро, к тому времени Великобритания и Германия были в состоянии войны.

Адмиралтейство приказало Милну уважать нейтралитет Италии и оставаться за пределами 6 морских миль (11 км; 6,9 миль) от итальянского побережья, что исключало вход в Мессинский пролив. Следовательно, Милн выставил охрану на выходах из проливов. Все еще ожидая, что Сушон направится к транспортам и в Атлантику, он поставил два линейных крейсера «Инфлек-сибл» и «Индефатигейбл» для прикрытия северного выхода (который давал доступ в западное Средиземноморье), в то время как южный выход из проливов прикрывал один легкий крейсер HMS Gloucester. Милн отправил «Неукротимый» на запад, к добыче угля в Бизерте, вместо того, чтобы отправиться на юг, на Мальту.

Для Сушона Мессина не была убежищем. Итальянские власти настаивали на том, чтобы он вылетел в течение 24 часов, и за-держали поставку угля. Для снабжения его кораблей требовалось вскрывать палубы немецких торговых пароходов в гавани и вручную сгребать их уголь в бункеры. К вечеру 6 августа, несмотря на помощь 400 добровольцев из торговых судов, он взял только 1500 коротких тонн (1400 тонн), которых было недостаточно, чтобы добраться до Константинополя. Дальнейшие сообщения от Тирпица сделали его положение еще более тяжелым. Ему сообщили, что Австрия не будет оказывать военно-морской помощи в Средиземном море и что Османская империя по-прежнему нейтральна, и поэтому ему больше не следует направляться в Константинополь. Столкнувшись с альтернативой поиска убежища в Поле и, вероятно, оставаясь в ловушке до конца войны, Сушон все равно решил отправиться в Константинополь, его целью было «заставить Османскую империю, даже против их воли, распространить войну на Черное море против их древнего врага, России».

5 августа Милну было поручено продолжать наблюдение за Адриатикой в поисках признаков австрийского флота и не допу-стить присоединения к ним немецких кораблей. Он решил оставить свои линейные крейсера на западе, отправив «Дублин» при-соединиться к эскадре крейсеров Трубриджа в Адриатике, которая, как он полагал, сможет перехватить «Гебен» и «Бреслау». Троубриджу было дано указание «не вступать в серьезные столкновения с превосходящими силами», что в очеред-ной раз было задумано как предупреждение против участия австрийского флота. Когда «Гебен» и «Бреслау» вышли в восточ-ное Средиземноморье 6 августа, их встретил «Глостер», который, имея превосходящее вооружение, начал преследовать немецкие корабли.

Гигант против карликов

"Гебен" прорывается боем или Турция в войне с 1915 года
Эскадра Трубриджа состояла из броненосных крейсеров «Дифенс» (тип «Минотавр»), «Уорриор», «черный принц» и «Дюк оф Эдинбург» и восьми эсминцев, вооруженных торпедами. Крейсера имели 22 9,2-дюймовых (230 мм) орудия против 11-дюймовых (280 мм) орудий «Гебена» и имели броню толщиной не более 6 дюймов (15 см) по сравнению с 11-дюймовым (28 см) броневым поясом линейного крейсера. Это означало, что эскадра Трубриджа хотя и превосходила по численности, но была уязвима для мощных орудий «Гебена» (дальность стрельбы 18900 м), и было маловероятно, что орудия английских крейсеров (дальность стрельбы 14200-14800 м) вообще могли серьезно повредить немецкий корабль, даже с близкого рассто-яния. Кроме того, британские корабли были на несколько узлов медленнее «Гебена», несмотря на его поврежденные котлы, что означало, что он мог определять дальность боя, если бы заранее заметил британскую эскадру. Следовательно, Троубридж считал, что его единственным шансом было обнаружить и атаковать «Гебен» при благоприятном освещении, на рассвете, ко-гда «Гебен» находился к востоку от его кораблей, и в идеале провести торпедную атаку своими эсминцами; однако, по крайней мере, у пяти эсминцев не хватало угля, чтобы поспевать за крейсерами, идущими на полной скорости.
РИ. К 04:00 7 августа Троубридж понял, что не сможет перехватить немецкие корабли до рассвета, и после некоторого раз-мышления он сигнализировал Милну о своих намерениях прекратить преследование, памятуя о двусмысленном приказе Чер-чилля избегать столкновения с «превосходящими силами». Никакого ответа не было получено до 10:00, к тому времени он отошел в Занте для дозаправки.
АИ. Троубидж получил или не верно истолковал полученные приказы (общий тон приказов), как требование перехватить «Гебен». Подняв сигнал «Англия желает, чтобы каждый исполнил свой долг» Троубидж атакует отряд Сушона ранним утром.
***
Две башни линейного крейсера «Гебен» выбросили четыре огненных факела, обернутые желтовато-белым дымом. Одиннадца-тидюймовые снаряды через несколько мгновений отметились всплесками недолетов возле едва различимых вдали силуэтов английских кораблей. Чуть шевельнулись стволы орудий, пока наводчики вводили полученные из командного поста поправки, и воздух разорвал новый залп. Теперь огнем полыхнули кормовые башни.
«Гебен» превосходил весь английский отряд как по весу бортового залпа, так и по дальности стрельбы. К тому же снаряды британских крейсеров не могли пробить броню немецкого крейсера на диктуемой им дистанции боя. Отвага англичан, устре-мившихся на линейный крейсер, была не безрассудной, а самоубийственной. Но все-таки они пошли в бой, видимо надеясь то «Гебен» не может одновременно стрелять по четырем крейсерам одновременно….
… Два снаряда калибром девять и две десятых дюйма с «Уорриора», попавшие в «Гебен» — один в бортовую броню, второй в основание носовой надстройки, практически не снизили боеспособность крейсера. Бой был неравным. Пристрелявшись, немцы быстро добились накрытия, а затем и прямых попаданий: старший артиллерист линейного крейсера, и его подчиненные знали свое дело на отлично.
Один из снарядов третьего залпа «Гебена» ударил в носовую башню «Дифенса». Вихрь осколков накрыл бак англичанина, пе-ребив и переранив всех, находившихся на палубе и мостике. Вспыхнул пожар, дым которого закрыл обзор из рубки. Наруши-лась связь и управление огнем. Корабль покатился влево, подставляя противнику правый борт. В этот борт в течение пяти минут попала пара снарядов главного калибра линейного крейсера. Первый разворотил верхнюю палубу и вызвал еще один сильный пожар. Второй, с легкостью проломив двухдюймовую броню скоса бронепалубы, взорвался в машинном отделении. В результате «Дифенс», окутанный паром, потерял ход и начал крениться на правый борт.
Спасая своего флагмана, «Эдинбург» и «чёрный принц» пошли в атаку. Они мчались на максимальных восемнадцати узлах, осыпая рейдер градом снарядов и пытаясь выйти на дистанцию торпедного залпа. Опасность торпедной атаки игнорировать было сложно, и «Гебен» перенёс огонь на новых противников. Немцы стреляли с прежней меткостью, однако две активно ма-неврировавшие цели поразить оказалось сложно. Однако дистанция уменьшалась, и в итоге атака бриттов сорвалась. Сначала одиннадцатидюймовый фугасный снаряд взорвался у борта «Эдинбурга», поразив осколками стоящих на мостике и на палубе англичанина. А затем такой же снаряд попал в «ерного принца», снеся взрывом борт и два шестидюймовых орудия. Восполь-зовавшись тем, что британские крейсера отвернули, старший артиллерийский офицер «Гебена» немедленно перенес огонь на «Дифенс». В это же время, в двух кабельтов от борта «Гебена» взметнулось четыре водяных столба – «Уорриор» отправившись от повреждений, вновь присоединился к сражению….
***
ФАИ http://fai.org.ru/forum/topic/51242-geben-proryivaetsya-boem-ili-turtsiya-v-voyne-s-1915-goda/
Насчет столкновения «Гебена» с 4 лучшими британскими БРКР, у британцев свои плюсы, превосходство в огневой производи-тельности и количество. Британский корабль попавший под огонь-накрытие может смело маневрировать, сбивая наводку, по-скольку у них есть еще 3 шипа. А на близкой дистанции (ближе 45-50 кб) где процент попаданий выше и есть шанс обездви-жить и утопить 1-2 британцев, германец нахватается снарядов. Он и так на большой дистанции вероятней всего несколько 9,2″ снарядов словит, они достаточно точные, а погода ясная. Если немцам повезет, то они 3-5 снарядов вкатят, получив примерно столько же британских, а если везение сильное, то одно из попаданий будет критическим в КМУ, погреб или просто под ва-терлинию в районе бака и он с захромавшим сблизится и добьет. Но вероятней всего несколько попаданий в британцев с сред-ними или средне-тяжелыми повреждениями 1-2 БРКР и сам несколько попаданий получит и средние повреждения, а главное тяга упадет и погреба опустошит. И прорывается он будет в Полу, поскольку пополнить БК, ремонт и замену стволов в Стам-буле, ну это не фантастика, то по крайней мере до весны 1915г близко к этому
ИЛИ
Проблема в том, что «Гебен» может особо и не пострадать. Вспомните сражение при Фолклендах в 1914 — хотя немцы неодно-кратно попадали в британские линейные крейсера, на большой дистанции боя немецкие 210-мм снаряды просто не пробивали их бронирования.
Тут же ситуация еще хуже: отвратная бронепробиваемость британских снарядов в начале ПМВ стала просто притчей во язы-цах, а «Гебен» защищен значительно сильнее «Инвинсиблов». То есть существует неслабая вероятность, что он просто рас-стреляет эскадру Троубриджа с большой дистанции, при этом получив разве что косметические повреждения.
***

«Гебен» (и «Бреслау»), получает повреждения, но топит британскую эскадру (может все четыре крейсера, может кому-то и удается уцелеть). Ему удается пополнить запасы угля у эгейского острова Донусса 9 августа, и затем немецкие военные ко-рабли возобновили свой рейс в Константинополь. В 17:00 10 августа «Гебен» достиг Дарданелл и ожидал разрешения на про-ход. Германия в течение некоторого времени обхаживала Комитет союза и прогресса имперского правительства, и теперь он использовал свое влияние, чтобы оказать давление на военного министра Турции Энвера-пашу, чтобы тот предоставил проход кораблю, акт, который возмутил бы Россию, которая полагалась на Дарданеллы в качестве своего главного всесезонного про-хода. Кроме того, немцам удалось убедить Энвера приказать открыть огонь по любым преследующим британским кораблям. К тому времени, когда Сушон получил разрешение войти в пролив, его дозорные увидели на горизонте дым от приближающих-ся британских кораблей.
Турция все еще была нейтральной страной, связанной договором о предотвращении прохождения немецких кораблей через проливы. Чтобы обойти эту трудность, было решено, что корабли должны стать частью турецкого флота. 16 августа, достиг-нув Константинополя, «Гебен» и «Бреслау» были переданы турецкому флоту на небольшой церемонии, став соответственно «Явуз Султан Селим» и «Мидилли», хотя они сохранили свои немецкие экипажи под командованием Сушона. Первоначальной реакцией в Великобритании было удовлетворение тем, что угроза со стороны Средиземного моря устранена. 23 сентября Су-шон был назначен главнокомандующим военно-морским флотом Османской Империи.
****

Последствия

Адмирал Крэдок не получает таких двусмысленных приказов, его эскадра усилена (может все теми же «Инвисиблами»), в ре-зультате эскадра Шпее при Коронеле потоплена.

Учитывая промышленные возможности Турции, ремонт «Гебена» и «Бреслау» затянется, где-то до весны 1915 года. Соответ-ственно
«Севастопольскую побудку», или втягивание Турции в Первую Мировую войну случится позднее. Собственно, турки особенно не стремились так рано вступать в войну, сбираясь дождаться ослабления участников, и весна-лето 1915 года, вполне подхо-дящее время. Особенно лето 1915 года – Центральные державы наносят удар по России, Горлицкий прорыв и начало Велико-го отступления. И в это время, как раз в войну вступает Османская империя. И если в РИ Кавказский фронт к моменту Отступ-ления уже существовал, то теперь Российской Империи надо срочно перебрасывать на Кавказ войска. Конечно, полноценно обрушить Восточный фронт центральным державам не удастся, но потеснить русских сильнее (по сравнению с РИ) — вполне.
С другой стороны, «на Западном фронте без перемен». Одно дело, когда союзники в феврале начали Дарданельскую опера-цию, а теперь при отложенном вступлении Турции в войну, могут активнее действовать во Франции и Бельгии, в частности Шампани, Нев-Шапель и Сен-Мийеля. И то еще более интересное, после вступления Турции в войну, союзникам понадоби-лось 4 месяца на то, чтобы разработать и начать операцию по выводу Османской империи из войны, т.е. Дарданельскую опе-рацию. Если учесть те же сроки, то получим Дарданельскую операцию в конце лета – начала осени. А к этому времени (сере-дина сентября) Великое отступление и закончится, т.е. у Российской Империи, появится возможность (учитывая продолжи-тельность операции в Дарданелах в РИ), сделать аналогичный ход конем – устроить десантную операцию именно на Босфоре, а не в Эрзуме.
С другой стороны, если «Гебен» прорывается в Турцию с боем, попутно потопив британскую эскадру, то англичане могут быть опечалены куда сильнее чем в РИ. И вполне возможно, начнут требовать интернирования «Гебена», прием в жесткой форме. И, вместо отложенного вступления Турции в войну, можем получить ранее вступление Турции в войну – в середине августа 1914 года.

Подписаться
Уведомить о
guest

22 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account