МиГ-23. Одно имя — много самолетов. Часть 1
По-видимому это рекорд. Одно обозначение – МиГ-23 – было присвоено четырем разным самолетам. Хотя возможны и другие мнения, в Авиапроме СССР подходы к официальному обозначению ЛА были разнообразными и можно интерпретировать историю имени МиГа под индексом «23» в различных вариантах.
Содержание:
Факт однако, что историю эту можно разделить на три этапа, каждый последующий при этом не вытекал непосредственно из предыдущего (поэтому «ствол» вот этого «дерева» по МиГ-23 считаю некорректным).
I. Середина 50хх:
МиГ-23 (Первый) (Е-2А) – дублер знаменитого МиГ-21
МиГ-23У (Е-50А) – перехватчик с дополнительным ЖРД
II. Начало 60хх:
МиГ-23 (Второй) (Е-8) – перспективный фронтовой истребитель – перехватчик.
III. Конец 60хх:
МиГ-23ПД (23-01) – истребитель с укороченным взлетом и посадкой за счет дополнительных подъемных двигателей
МиГ-23 (23-11) –серийный истребитель с крылом изменяемой стреловидности, конец истории.
I. Стрелы и треугольники
Началось все с Е-1(Х-1). Аванпроект легкого истребителя со стреловидным крылом под двигатель АМ-5А был завершен в 1954 году. В этом же 54ом его сменил Е-2 с более мощным АМ-9Б, который недолго полетав, был модифицирован в Е-2А с двигателем РД-11.
1. Е-2
Второй экземпляр Е-2А/2 еще не был закончен когда вышло постановление Совета Министров СССР о запуске Е-2А в серию под обозначением МиГ-23. Первый пошел!
2. МиГ-23(I)(Е-2А)
Практически параллельно с Е-2 развивалась линия фронтового истребителя с треугольным крылом: Е-4 (летал с двигателями АМ-5 и с РД-9И после модернизации) и Е-5 (двигатель РД-11). При строительстве эти самолеты старались максимально унифицировать с Е-2 дабы выявить плюсы и минусы различных типов крыла.
Е-5 стал прототипом предсерийного МиГ-21. Последующий за ним Е-6 выпускался уже в серии, как МиГ-21Ф, и стал родоначальником самого массового истребителя послевоенного времени.
3. Е-4 до модификаций
4. Е-4 окончательный вид после модификаций
5. Е-5
6. Е-6/3
Кроме этих двух линий – линий фронтового истребителя «2Маха – 20км» (требование военных по скорости и потолку нового самолета) была и третья – высотный перехватчик с высотной модификацией ТРД РД-9Е и с дополнительным ЖРД С-155. Три экспериментальных Е-50 были построены на основе Е-2, серийный же МиГ-23У(Е-50А)(У- ускоритель) во многом отличался от младших собратьев и строился фактически на базе Е-2А, с ТРД РД-11Е-300. Топливо, окислитель и системы управления ЖРД были размещены в подфюзеляжной гондоле, а не в емкостях фюзеляжа.
7. Е-50/3
8. Е-50/3
Ракетоносный перехватчик Е-50П (система управляемого ракетного оружия К-5) предлагалось строить на основе Е-50А.
В 1958 году серийный выпуск МиГ-23(I) был прекращен, самолеты семейства с треугольным крылом были признаны более перспективными. По МиГ-23У прекратили все работы в это же время — эксплуатация ЖРД в строевых частях была признана слишком рисковой и сложной.
II. Супербалалайка
Е-8 (он же МиГ-23(второй), а позднее — МиГ-21М) задумывался как преемник МиГ-21, оснащенный новым двигателем Р-21Ф-300 и системой вооружения С-23: РЛС «Сапфир-1» с заменой на втором этапе на «Сапфир-2», УР средней дальности К-23, прицел АСП-ПФ, ИК пеленгатор «Спектр». Для ускорения перехода производства нового самолета решено было строить его с элементами конструкции серийного МиГ-21ПФ. Из-за требования по размещению новых систем, в частности РЛС с большим диаметром антенны, требовалось отойти от классической уже для советского авиапрома «трубы» к схеме с клиновидным подфюзеляжным воздухозаборником. Другими особенностями в облик и так нестандартного по экстерьеру истребителя вносил носовой дестабилизатор (испытывался на Е-6Т/3) и складывающийся при выпущенном шасси подфюзеляжный киль, который затем был внедрен на «настоящем» МиГ-23.
9. Е-8/1
Естественно (для советского автопрома), что к моменту постройки Е-8 комплекс вооружения готов не был, оба построенных экземпляра летали с РЛС, ракетным вооружением и прочим оборудованием оставшимся в наследство от «двадцатьпервого». Естественно что и двигатель Р-21Ф-300 тоже был недоведен и по «старинному русскому обычаю» его доделывали «на лету». Разрушение двигателя в одном из испытательных полетов повлекло к потере Е-8/1 и тяжелой травме пилота — ГСС Г.К.Мосолова. После этого случая прекратили испытания и второго образца — Е-8/2.
В 1962-63 в ОКБ МиГ разработали два проекта на основе Е-8: перехватчик Е-8М – с РЛС «Сапфир-23П» и доведенным Р-21Ф-300, истребитель Е-8Ф с дополнительными подъемными двигателями, обеспечивающими укороченный взлет и посадку.
III. На случай ядерной войны
После завершения истории Е-8 начался следующий этап создания наследника МиГ-21, уже согласно новой идеалогии. Фронтовой истребитель 70хх по концепции (или моде?) того времени должен был взлетать с неподготовленных ВПП длиной 250-300м. Выполнять это условие возможно было двумя способами: поставив дополнительные подъемные двигатели и использовав крыло изменяемой стреловидности.
«Отработчик технологии» экспериментальный МиГ-21ПД(он же Е-7ПД и 23-31) был представителем первого пути и создавался на основе МиГ-21ПФМ. В удлиненный и расширенный в средней части фюзеляж установили два подъемных двигателя РД-36-35. За ним последовал уже претендент на звание нового фронтового истребителя — МиГ-23ПД(23-01, МиГ-23УВП) с треугольным крылом, воздухозаборниками «а-ля «Мираж-III» и теми же подъемными РД-35-36. Недолго полетав обе машины показали: для массового фронтового истребителя такая схема не годится.
10. МиГ-21ПД(23-31)
11. МиГ-23ПД(23-01)
12. МиГ-23М.
К схеме с изменяемым крылом, которая реализовалась на самолете 23-11, претензий у заказчика не было, достоинства крыла с изменяемой геометрией были наглядны, а самолет удачно полетел. В 1969 после постройки и испытания нескольких предсерийных образцов начался выпуск МиГ-23С – первого массово серийного, «настоящего» «двадцатьтретьего».
13. 23-11/1
источник: https://p-d-m.livejournal.com/15546.html