Механизация войны 1.0. Часть 5 Эпоха колесниц, время героев
Небольшая статья из сообщества Клиометрика выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в цикле статей Механизация войны 1.0 их жж Виталия Пенского ака thor-2006.
В позднем бронзовом веке появление колесниц произвело революцию в военном деле. Цари не жалели средств на производство боевых машин, число которых в армиях древности достигало нескольких тысяч. Эти инвестиции были очень выгодными: если верить китайским трактатам, одна колесница стоила в бою сотни пеших воинов. Так как отношение числа колесниц к пехотинцам в армиях составляло порядка 1:10 (как в Китае, так и в Египте), колесницы должны были играть главную роль в сражениях. Тексты и изображения, описывающие битву при Кадеше — одно из крупнейших сражений древности, сосредоточены на действиях колесниц. Со временем, однако, колесницы исчезли с полей сражений. Как это произошло?
Распространено представление о колесницах, как о недо-коннице: дорогие, неуклюжие — они должны были выйти из употребления вскоре после того, как люди освоили верховую езду. Однако, вопрос исчезновения колесниц не так прост, как кажется на первый взгляд. Колесницы, хотя их значение падало, продолжали применяться на протяжении столетий после появления кавалерии в начале -1 тысячелетия. Например, кельтами — до первых веков н.э., а китайцами — вплоть до средних веков. Похоже, колесницы занимали некую нишу, в которой у них сохранялось преимущество перед всадниками.
Какие сильные стороны могла иметь колесница? Первое, что бросается в глаза — разделение труда. Лучник не отвлекался на вождение, и не должен был ему обучаться. Таким образом, он мог сосредоточиться на стрельбе. Также, благодаря тому, что в колеснице он стоял, а не сидел, его меньше трясло, чем на лошади (по крайней мере, до изобретения стремян), а значит ему было проще целиться и стрелять. Колесницы, найденные в гробнице Тутанхамона, имели пол из кожаных ремней и подвижное крепление дышла, что помогало гасить тряску.
Во-вторых, колесницы, вероятно, были быстрее всадников, особенно при длительной езде. Верховая лошадь везла воина и его снаряжение, порядка 75 кг. Вес колесницы (от 30 кг), воина и возницы в совокупности составлял ~180 кг, или 90 кг на каждую из лошадей в упряжке — не намного больше, но гораздо легче везти благодаря колёсам. Первая ноша составляет более половины максимального веса, который следует грузить на среднюю лошадь, вторая — менее четверти того, что она может катить по дёрну.
В-третьих, в колеснице было удобнее разместить боезапас дротиков и стрел (при том в гораздо большем количестве), а лучник мог одинаково эффективно стрелять во всех направлениях. Кроме того, как показала реконструкция, в колеснице можно использовать лук большего размера (соответственно, более мощный). Метнуть дротик из стоячего положения также можно с большей силой, чем из сидячего.
В общем, колесница могла давать лучнику некоторые преимущества, но оправдывало ли это затраты — дополнительную лошадь, возницу и колесницу? Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько эффективен был лучник. Нужно иметь ввиду, что период наиболее активного использования колесниц — это бронзовый век, когда металлические изделия стоили очень дорого, и участники сражений имели в лучшем случае кожаную броню. После битвы при Мегиддо трофеи фараона Тутмоса III составили: более 2000 лошадей, 924 колесницы, 502 лука, 200 комплектов кожаной брони и только 2 — бронзовой брони, 1 из которых принадлежал самому правителю Мегиддо. Для большинства воинов единственной защитой служил щит, который, впрочем, вряд ли мог отразить стрелу с тяжелым бронзовым наконечником, выпущенную из композитного лука с атакующей колесницы. Скорость колесницы (~10 м/с) складывалась со скоростью стрелы (~40 м/с), увеличивая её энергию в 1.5 раза.
Древние тексты, прославляющие великих лучников, говорят в первую очередь об их физической силе. Лук героя, который не под силу натянуть простому смертному — распространенный образ в эпических сказаниях. Из исторических персонажей владение луком, который никто больше не мог натянуть, приписывается Аменхотепу II. Посвященная ему надпись также говорит, что во время тренировки в стрельбе с колесницы он пробивал медные мишени толщиной в ладонь. Это, конечно, сильное преувеличение, но показывает важность силы для колесничного воина. При этом, судя по указанному расстоянию между мишенями, он должен был тратить около 3/4 секунды на выстрел — а это уже вполне реалистично, что продемонстрировал современный лучник Ларс Андерсен.
Иногда колесницы сравнивают с танками, но скорее они являлись аналогом ударных вертолетов: уязвимость колесницы перед обстрелом и в ближнем бою компенсировалась бОльшим радиусом поражения, огневой мощью и мобильностью. Элитный лучник, сочетая силу и скорость стрельбы, в условиях бронзового века мог быть грозной боевой единицей. Вероятно, 10+ лет обучения для подготовки такого кадра не будет преувеличением. В сравнении с этим, стоимость второй лошади и колесницы будет незначительной, а затраты на подготовку и содержание возничего окупятся тем, что этим не будет заниматься сам лучник. Колесница должна была также повысить выживаемость лучника. Экипаж мог увеличиваться еще на 1-2 воинов с щитами и/или оружием ближнего боя, которые защищали стрелка.
Таким образом, и после распространения верховой езды (что произошло, вероятно, вследствие усовершенствования сбруи, повышения управляемости лошади) использование колесниц могло сохранять актуальность, что мы и видим на исторических примерах. Колесницы продолжали применяься наряду с конницей, причем на колесницах сражалась военная аристократия (например, у кельтов и индийцев). Исчезновению колесниц могло способствовать уменьшение разницы в эффективности между элитным лучником и обычным, благодаря улучшению защитного вооружения. Грубо говоря, если элитный лучник пробивает вражеский щит, а обычный — нет, то для первого имеет смысл построить колесницу, чтобы усилить его и улучшить выживаемость ценного кадра. Но если щит противника усилен металлом, и элитный лучник его не пробивает, оставшаяся разница между ним и обычным лучником может не окупить дополнительных затрат, и будет выгоднее обоих посадить на коней.
Исторически, наступление железного века (и распространение защитного вооружения) завершило эру колесниц как в Средиземноморском регионе, так и в Китае, хотя в последнем колесницы еще довольно долго продолжали использоваться против варваров, у которых были проблемы с качественными доспехами и щитами. Задержались колесницы также в Северной Европе, Персии и Индии, где, несмотря на наступление железного века, «одоспешенность» воинов по какой-то причине сохранялась на низком уровне. Значение мобильных стрелков в целом снизилось, и главная роль на поле боя перешла к пехоте.
В культуре эпоха колесниц отметилась легендами, прославляющими непобедимых воинов (Илиада, Махабхарата). Наступление эпохи железа означало, что исход сражения теперь решают не воины, а солдаты, и дисциплина важнее личных качеств. Вместе с тем, ослабление аристократии означало появление условий для возникновения и расцвета новых форм общественного устройства.
Литература:
1. «Chariot» — Arthur Cotterell
2. «The Shang Chariot in Battle» и др. статьи в блоге Weapons and Warfare (Mitch Williamson)
3. «How fast did historical archers shot arrows?» — Lars Andersen
4. «Early Riders: The Beginnings of Mounted Warfare in Asia and Europe» — Robert Drews