Маус по-французски или сверхтяжёлый танк прорыва FCM F1

0

С середины 30-х годов прошлого века для Франции определился самый вероятный противник в будущей войне. И как 20 лет назад им снова должна была стать Германия. Но в случае войны с Германией Франция бы стала перед проблемой преодоления немецкой линии Зигфрида, построенной Германией на границе с Францией. Эту функцию, по мнению французских стратегов, должен был выполнить специальный штурмовой танк. Который должен был иметь, как очень хорошее бронирование так и, достаточно мощное вооружение. Имевшиеся на тот момент сверхтяжёлые французские монстры 2С уже не удовлетворял этим требованиям. Бронирование его, было, явно недостаточным а пушка маломощной. Поэтому французы, 12 ноября 1936 г, объявили конкурс на создание подобной машины. Причём её философию они менять не стали, так как реального боевого опыта у них ещё не было, и ошибочности многобашенной конструкции они ещё не знали. Поэтому требования по вооружению нового танка, не претерпели ни каких изменений с далёкого 1921 года, когда создавался монстр 2С – 75-мм пушка-гаубица в лобовом листе корпуса, 47-мм пушка в башне и 2-3 пулемета.

Маус по-французски или сверхтяжёлый танк прорыва FCM F1

На этот конкурс свои разработки представили сразу три французские фирмы ARL, AMХ и FCM. О проекте последней я и расскажу в этой статье.

Для начала стоит рассказать о технических требованиях выдвинутых военными для новой машины. Им требовалась машина массой до 45 тонн, со скоростью не менее 30 км/ч и запасом хода не менее 200 км. Её броня должна была выдерживать обстрел из 75-мм полевых орудий с дистанции 200 метров.  

Маус по-французски или сверхтяжёлый танк прорыва FCM F1

Только появились первые эскизные наброски будущих танков стало понятно что втиснуть в 45 тонн, предложенные ТТХ для танка нереально. И поэтому в феврале 1938 года появилось новое техническое задание для проектировщиков. Масса танка уже не оговаривалась. Зато ставились требования, что новый танк должен иметь хорошее противоснарядное бронирование, скорострельное орудие в малой башне и орудие более крупного калибра в основной башне.

Проект компании FCM во многом повторял своего предшественника – танк 2С. Только в отличии от него FCM F1(именно такое обозначение получил будущий танк) был как бы повёрнутый 2С задом наперёд. В передней части корпуса располагалось отделение управления и малая башня с пушкой 47 мм. Дальше шло моторное отделение, а за ним располагалось боевое отделение с пушкой главного калибра с пушкой 75 мм. Уж не знаю, как такими орудиями французы собирались разрушать линию Зигфрида. Кстати, к этой мысли пришли и французские инженеры и сразу же предложили альтернативный главный калибр — 90-мм и 105-мм орудия большой мощности. Кстати, как это редко бывает, этот вариант был принят и военными.

В отличии от вооружения, бронирование у данной машины было знатное и на тот момент опережавшее возможности не только всех установленных на танках пушек, но так же и противотанковой артиллерии — его бортовая броня имела толщину 100 мм, лобовая – 120 мм. Думается, что если бы такие машины хоть в каком то количестве были созданы, пришлось немцам как в случаях с нашими КВ, вытягивать свои 88 мм зенитки на прямую наводку. И то, возникали бы проблемы, так как наши КВ имели бронирование всего 75 мм.

В дополнении к основному, танк имел и пулемётное вооружение. На нём конструкторы разместили 4 пулемёта калибром 7,5 мм. Пулеметы на в FCM F1 размещались следующим образом: в малой башне слева от пушки, по обеим бортам по основной башней, в кормовой части основной башни со смещением влево.

Маус по-французски или сверхтяжёлый танк прорыва FCM F1

Естественно масса у данного монстра получилась просто запредельная – 140 тонн. Например, знаменитый немецкий Маус, имел массу 192 тонны. И для того что бы сдвинуть танк с места потребовался очень серьёзный двигатель. Для этого на танк установили сразу два двигателя Renault V12 KGM, жидкостного охлаждения, мощностью по 550 л.с. каждый. Таким образом, суммарная мощность машины составила 1100 л.с., как у современных танков. Например, тот же Маус имел двигатель 1080 л.с. Но даже с таким энергооснащением конструкторы не надеялись превысить скорость в 30 км/час. По предварительным расчётам она должна была составить скромные 24 км/ч.

Кстати, на этом аналогии не заканчиваются. Так же как и на Маусе на танке FCM F1 была установлена электрическая трансмиссия.

Весной 1940 годы, были свёрнуты все работы по конкурирующим проектам, и все силы были направлены на доведения до испытательного образца танка FCM F1. К этому моменту были заказаны две башни у фирмы Шнейдер с пушками 105 мм. И, даже, ещё до начала испытаний, фирма FCM получила заказ на серийное производство танка с темпом 4 машины в месяц (очень самонадеянно). Кроме этого на серийной машине потребовали довести бортовое бронирование до 120 мм, из-за чего её масса должна была возрасти до 145 тонн, а скорость упасть до 20 км/час.

Как не трудно догадаться, до разгрома Франции ни одной ни серийной ни опытной машины построено не было. Существовал только макет в натуральную величину, который можно видеть на фотографии.

Маус по-французски или сверхтяжёлый танк прорыва FCM F1

PS. Существует миф, что дескать танки столь большой массы не выдержал бы не один мост. Однако, даже танк такой гигантской массы в основном большинство мостов должно было выдержать без всяких проблем, только некоторые мосты, вероятно, второстепенного значения, её не выдерживали. Да и таких во Франции 30-х было совсем не много. Кстати, думаю, как и в Германии. А вот в чём действительно была проблема, так в проходимости. Использование танка на вязких грунтах исключалось полностью.

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account