"Карманный M103" — так называли этот танк иностранные специалисты. Следует признать, что Mark-58 "Jaguaro" действительно изрядно походил на своего "старшего родственника", уменьшенного до 45 тонн и поставленного на старомодную ходовую часть с роликами-катками. Мало кто мог предполагать успех этой машины, составлявшей основу танкопарка Тихоокеанской Конфедерации всю вторую половину 20-го века.
А началась история этой машины в 1952 году. После окончания Второй Мировой, танкопарк Тихоокеанской Конфедерации представлял собой довольно пеструю смесь танков отечественного производства и ленд-лизовеских машин, среди которых преобладали "Шерманы". В принципе, требованиям безопасности Конфедерации этот танкопарк вполне удовлетворял в те годы — главные противники, Парагвай и Аргентина, лежали в руинах, их правящие про-немецкие режимы были ликвидированы, а экономика подорвана войной в 1941-1944 годах. Поэтому, вплоть до конца 1940-ых, правительство Конфедерации не уделяло особого внимания развитию существующего парка броонетехники.
Положение дел изменилось в начале 1950-ых, с приходом к власти в Колумбии и Венесуэлле "левых" политических режимов генерала Муэрте и президента Фернандеса Гота. Формирование мощного про-социалстического блока на севере изрядно встревожило Конфедерацию (имевшую давние территориальные трения с Колумбией) и вынудило ее заняться обновлением своего танкопарка.
Хотя у Конфедерации была возможность заказать в США танки M26, или в Великобритании — "Центурионы" (последняя покупка была более вероятной, учитывая тесные взаимоотношения Конфедерации и Великобритании), военные Конфедеративного Танкового Корпуса верили в возможности своей промышленности по созданию сравнительно современных боевых машин. Решение разрабатывать отечественный танк было утверждено в 1951 году и тогда же выделен сравнительно большой бюджет.
Итоговая машина, представленная на государственные испытания в 1958 году, была результатом долгой и обстоятельной исследовательской программы. В частности, в ходе работ по выбору оптимальной формы броневой башни, были подвергнуты полигонному обстрелу 25 (!!!) различных вариантов башни в натуральную величину. Программа была масштабной, и неоднократно подвергалась пересмотру. Все это привело к тому, что хотя формально танк был принят на вооружение в 1958 году, реально появился он на вооружении только в 1963.
Танк был выполнен по классической схеме, с задним расположением двигателя. Корпус его был собран под явным впечатлением от танка M47, закупленного в 1953 для испытаний.
Вооружение: В качестве основного вооружения танка была выбрана 90-миллиметровая американская танковая пушка M41, использовавшаяся на танках M47. Выбор именно ее был обусловлен в первую очередь, экономическими соображениями — пушки 90-mm M1 были широко представлены в Конфедерации, знакомы и не имели трудностей с поставками боеприпасов. Рассматривалась версия закупок британских танковых орудий, но была отвергнута по причине сложностей с снабжением нестандартным боеприпасом, которые бы проявились неминуемо.
Орудие танка имело вертикальную стабилизацию, на основании стабилизирующего устройства 91-51, спроектированного и построенного конфедератами на основании более ранних прототипов, имевшихся на "Шерманах". С орудием был спарен 7,62-миллиметровый пулемет. Интересной особенностью танка являлось наличие в "дополнительной спарке" 30-миллиметрового казенозарядного гранатомета, предназначенного для поражения целей навесным огнем.
На командирской башенке размещался дистанционно управляемый 12,7-миллиметровый пулемет M2
Система управления огнем: Особой гордостью конструкторов танка, была система управления огнем — хотя и сравнительно устарелая, но все же достаточно прогерссивная. В общих чертах, она напоминала систему управления, использовавшуюся англичанами на танке "Конкерор". Хорошо защищенная, независимо вращающаяся командирская башенка была оснащена оптическим дальномером Mk-81, защищенным стробоскопическим приспособлением. При помощи дальномера, командир отыскивал цель, и используя систему дистанционного привода, указывал наведение на объект стрелку, располагавшему собственным дальномером. После того, как стрелок переходил на сопровождение цели, командир мог заняться поиском новой. Система, хотя и являлась в 1960-ых уже некотоырм анахронизмом, была на удивление эффективна и надежна.
Ходовая часть: Ходовая часть танка представляла собой вопиющий анахронизм для 1960-ых. Она конструировалась по "смешаной" схеме, с блокированной подвеской трех блоков по два катка на каждый борт. Хотя ведущие и ведомые колеса были более стандартной схемы, такая конструкция ходовой вызывала сильные нарекания своей анахроничностью и ненадежностью. Впрочем, учитывая отсутствие опыта Конфедерации в конструировании танков с подвеской "Кристи", выбор такой схемы был предопределен желанием маскимально упростить конструкцию и без того сложной и дорогой машины.
Двигатель танка также был недостаточной силы для 45,4 тоннной машины. 480-сильная V-образнцая 8-циллиндровая дизельная установка была старомодной, и хотя надежной — тем не менее, с трудом обеспечивала танку скорость порядка 42 километров в час. Запас хода составлял — из-за высокой прожорливости установки и сильного сопротивления движению — около 110 км.
Проходимость и маневровые качества танка были достаточно хороши. Удельное давление на грунт составляло порядка 1,08 кг/м2, танк взлезал на 1,1-метровую стенку и преодолевал 2-метровый ров.
Бронирование: Бронирование было очень мощным и хорошо продуманым. Обтекаемой формы башня с сложными поверхностями была специально разработана из соображений снарядостойкости в лобовой проекции. Толщина лба башни достигала 148 миллиметров под углом в 48 градусов.
Лобовой лист корпуса имел толщину почти в 128 миллиметров и располагался под сильным скосом в 58 градусов. Бортовая броня достигала 80 миллиметров и также была скошена под углом. Корпус танка был сварным, но ряд деталей — в частности, лобовой лист и лоб башни — литые.
В целом, снарядостойкость новой машины считалась очень высокой для ее размеров. Но это достоинство покупалось дорогой ценой — танк получился малоподвижным, "позиционным".
Заказ на первые 100 машин был оформлен еще в 1959, но лишь в 1963 первые серийные танки поступили вб оевые части. Это было связано с огромным числом выявившихся сложностей. Первоначальный заказ предусматривал покупку только 150 танков — правительство Конфедерации с сильным скепсисом относилось к новой машине, и было готово уже начать переговоры о пополнении танкопарка более новыми машинами.
Но в 1965 году произошло важное событие — гражданский конфликт в Эквадоре. Тяготеющий к Конфедерации Эквадор, стал ареной борьбы между про-конфедеративно настроенным правительством, и группировкой "левых" генералов. Попытка государственного путча в июле 1963 завершилась неудачно, и в стране вспыхнули беспорядки и мятежи. Этим воспользовались соседи из Народной Республики Колумбия. По распоряжению президента Фернандеса, колумбийские войска вошли в приграничные районы Эквадора с целью "защиты колумбийской территории от распространения беспорядков". На самом деле, президент лелеял надежду решить давние пограничные споры.
Не имея сил для отпора колумбийцам, правительство Эквадора призвало на помощь конфедератов. 5 дивизий конфедеративной армии вошли на территорию эквадора. В скоротечном конфликте в августе 1963, танки Mark-1958 впервые приняли участие в боевых действиях — и неожиданно эффектное! Танки показали полное превосходство над имевшимися на вооружении колумбийцев Т-34-85, Т-44 и успешно противостояли немногочисленным Т-55. Колумбийские войска были оттеснены обратно за государственную границу после трех недель скоротечных боев.
Хотя впоследсвтии историки относили большую часть побед Mark-1958 на счет более высокого мастерства конфедеративных танкистов (в этой кампании сражались ветераны, участвовавшие в танковых боях еще в 1944) и хорошей организованности конфедеративной армии, тем не менее бои показали и положительные стороны машины как таковой. Высокоэффективная для того времени система управления огнем успешно компенсировала слабость пушки танка. Хотя танк уступал Т-55 в подвижности и мощности орудия, он имел лучшую защиту в лобовой проекции и более совершенные прицельные приспособления, что делало эти машины примрено равнозначными.
После эквадорской войны, отношение к танку кардинально переменилось. Правительство Конфедерации оформило заказ сразу на 200 машин, собираясь насытить свой танкопарк только отечественной техникой. Помимо этого, были начаты работы по улучшению танка.
Основные модификации танка Mark-1958:
Mark-1958A — базовая производственная модель, строившаяся в 1963-1967 годах. Изготовлено 150 машин.
Mark-1958B — улучшенная модель, выпускавшаяся с 1968 года. Танк получил горизонтальную систему стабилизации орудия и инфракрасные системы, изготовленные по спецзаказу американской фирмой Western Electronics. Изготовлено 450 машин.
Mark-1958B1 – модификация, предпринятая в 1969 году на ряде машин. Взамен встроенного гранатомета, машины были оснащены ПТУР SS.11, интегрированным в башню. 50 машин были модернизированы, но общее решение оказалось неудачным.
Mark-1958B2 – модификация, предпринятая в 1972 году. На 100 машинах были заменены двигатели на более мощные 12-циллиндровые, мощностью 700 лошадиных сил.
Mark-1958B3 – модификация, предпринятая на всех машинах серии B к 1978 году. Танки получили дополнительное бронирование, новый, 800-сильный двигатель, счетно-решающий баллистический вычислитель и новый инфракрасный прибор ночного видения.
Mark-1958C – 25 машин серии Mark-1958B были модернизированы с установкой новой башни с усиленным бронированием и навесными комплектами ПТУР.
Mark-1958C1 – особая модификация ”танка-истребителя”, ограниченно выпускавшаяся в 1975 году. Танк имел две 90-миллиметровые пушки, оснащенные спаренным автоматом заряжания в башне новой конструкции. Бронирование было ослаблено, зато смонтирован комплекс управления ПТУР. Всего было изготовлено 25 танков.
Mark-1958C3 – 75 машин серии Mark-1958B, модернизированных с установкой новых систем пожаротушения и современной оптики.
Mark-1958E – 50 машин, выпущенных в 1975-1978 годах, вооруженных британской длинноствольной пушкой L11, калибром 120 миллиметров. Установлены
Mark-1958F – финальная продукционная серия, поступившая в производство в 1980 году. Танк имел комбинированную броню общей толщиной до 200 миллиметров, встроенную динамическую защиту, систему постановки помех и современное инфракрасное оборудование. Основное вооружение составила 120-миллиметровая пушка L11, дооснащенная автоматическим гранатометом. Масса возросла до 48,5 тонн. Всего было выпущено 300 машин.
Общий выпуск Mark-1958 с 1958 по 1985 год составил 850 машин всех классов. Наиболее современная модификация – модель F – по боевым характеристикам приближалась к таким совершенным машинам как советский Т-64.
Машины на базе Mark-1958:
1958RV – ремонтно-эвакуационная машина на базе Mark-1958B. Построено 50 штук.
1958AAV – зенитная САУ на базе Mark-1958B, оснащенная автоматически наводящимися 40-миллиметровыми орудиями ”Бофорс”. Построено 75 штук.
1958AV155 – самоходное 115-миллиметровое орудие на базе Mark-1958B. Построено 5 штук.
1958AV203 – самоходное орудие под американскую 203-миллиметровую пушку, на базе Mark-1958B. Построено 20 штук.
1958RLV – самоходная пусковая крылатого самолета-снаряда ”Кондор”. Построено 25 машин.
Операторы: Ряд модификаций Mark-1958 сравнительно широко поставлялся за рубеж. Основными покупателями новой техники были страны Африки, Южной Азии и, разумеется, Южной Америки!