2

В последнее время на нашем сайте, в разделе «Альтернативное кораблестроение» наметилась тяга к крейсерам. Вот и я захотел внести свою лепту в альтернативное крейсеростроение.

В конце 19 века начале 20 века Франция еще не определилась с главным противником. На роль противника попеременно попадали, то Великобритания, то Германия, то Италия. Германия, автоматически по результатам франко-прусской войны и росту флота, Великобритания после инцидента у Фашоды, а так же Великобритания и Италия по совокупности, из-за роста флота и стремлению к колониальной экспансии. Первой с дистанции сошла Италия. Во второй половине 19 века флот Италии стал третьим флотом в мире, потеснив Германию. Однако неоправданные траты на флот и неудачные колониальные завоевания, поражение при Адуа в 1896г., отбросили Италию из числа мировых колониальных держав.

Французская Программа 1900 предусматривала создание флота, способного довести до конца войну либо против Великобритании, либо против Германии (хотя и не против обеих держав одновременно) — причем дипломатия должна была обеспечить нейтралитет второй державы. В этой ситуации, крайне важной оказалась позиция Италии. В случае войны с Германией, итальянский флот оттянул бы на себя часть французского флота, необходимого для генерального сражения, в случае с Англией предоставил ей морские базы, в том числе важнейшую базу на острова Ла Маддалена, расположенного к северу от Сардинии, в проливе Бонифачио, между Сардинией и Корсикой. «Флот, владеющий проливом Бонифачио», писал адмирал Гиацинт Теофиль Об, «имеет точку опоры на Корсике, и ресурсы Сардинии, которую он защищает, находятся в его распоряжении. Он не может быть заблокирован — так как может воспользоваться двумя выходами. Он защищает Специю, прикрывает Геную, и следит — или грозит — Тулону и Провансу». На Средиземном море требовалось постоянное патрулирование и разведка за Италией. Вот в такой непростой ситуации рождалась морская доктрина Франции.

Первым кто попытался выдвинуть осмысленную морскую доктрину Франции в индустриальную эпоху, был вышеупомянутый адмирал Об. 1886 год стал поворотным для французского флота. В январе того года адмирал Гиацинт-Лоран-Теофиль Об, став морским министром, привел к власти представителей Jeune Ecole, (Молодой школы) являвшихся сторонниками ведения на море войны методами, сильно отличавшимися от рассматриваемых и принятых ранее. Главной идеей адмирала Оба являлся принцип «мобильной обороны»: более сильному броненосному флоту (подразумевались, конечно же, англичане) противопоставлялись многочисленные отряды миноносцев, базировавшихся во всех портах французского побережья. По мере надобности они перемещались бы к тому порту, у которого сосредотачивались крупные корабли противника и без устали атаковали бы их днем и ночью. Поддержку миноносцам должны были оказывать также небольшие безбронные суда, вооруженные одной крупнокалиберной пушкой.

Благодаря стараниям адмирала Оба, французский флот обладал, около 300 миноносцами и контрминосцами, 232 из которых были рассредоточенными по всему побережью Франции.

Второй Ахиллесовой пятой Франции были её многочисленные колониальные владения, разбросанные по всему миру. Ну и эту проблему удалось решить. Начало решению проблемы положил билль о морских базах 1900 года, а закончило постановление министерства от 1 апреля 1902 года. В своем «билле относительно увеличения флота» морской министр Ланессан просил парламент увеличить численность флота до 28 броненосцев, 24 броненосных крейсеров, 52 контрминоносцев, 263 миноносцев и 38 подводных лодок. Чтобы достичь этого, требовалось в следующие восемь лет построить 6 броненосцев (типов «Патри» (Patrie) и «Либерте»), 5 броненосных крейсеров (типа «Жюль Ферри» и два — другого типа), 28 контрминоносцев, 112 миноносцев и 26 подводных лодок — на общую сумму 476 836 000 франков. Кроме этого была выдвинута теория «двух стратегических треугольников». Первый «атлантический треугольник» должен был опираться на морские базы Брест во Франции, Фор-де-Франс на Мартинике и Дакар в Сенегале. Второй индо-тихоокеанский на Диего-Суарез на Мадагаскаре, крепость Курбэ (Хайфон, Сайгон) во французском Индокитае и Нумеа в Новой Каледонии. По задумке адмиралов на каждом конце этого треугольника, должен был находится крейсер и не один. Но реалии оказались сильнее желания адмиралов Франции.

Одной из реформ 1900г. было желание как-то оптимизировать миноносный флот. По этому плану на Атлантическом побережье Франции создавалось четыре миноносных подразделения базировавшихся в Рошфоре, Лорьяне, Бресте и Шербуре. В задачу этого миноносного флота входило: разведка и патрулирование зон Бискайского залива и Ла-Манша.

На стыке этих идей и родилась идея создать корабль способный как поддержать миноносные силы Франции, так и стать колониальным крейсером-авизо. Идея, эта была еще продиктована не слишком хорошим состоянием французской кораблестроительной промышленности. В 1892 году 19 000 английских рабочих создавали продукта на 33 миллиона франков, тогда как 21 000 французских рабочих — лишь на 18 миллионов. Самый дешевый французский бронепалубный крейсер стоил 2000 франков за тонну, против 1250–1310 франков за тонну подобного британского крейсера. Желание сэкономить было велико. Идея малого крейсера с водоизмещением не превышающим 2000 тонн. казалась вполне здравой. Изначально, предполагалось заложить 12 таких крейсеров. Два крейсера должны были базироваться в Бресте, три крейсера в Тулоне по одному крейсеру в Шербуре, Лорьяне, Рошфоре, Фор-де-Франс, Дакаре, Диего-Суарез, Сайгоне. От базирования крейсеров в Нумеа, отказались, ввиду неготовности порта.

Технический совет поручил разработать проект крейсера специалистам судостроительной верфи в Рошфоре. Но одновременно с этим, разработать новый крейсер было поручено корабельным инженерам фирмы «Норман». Специалисты в Гавре, предложили, абсолютно новаторский проект. Было решено отказаться от носовой оконечности таранного типа и сделать высокий полубак. Вначале проект был отвергнут. Но верфи Рошфора, не смогли вовремя представить свой проект, и решено было вернутся к проекту от Норманна. Первый крейсер заложили в 1904г. в Гавре. Всего до 1906г. было заложено 4 крейсера. Три в Гавре и один в Рошфоре. А в 1906г. разразилась катастрофа, со стапелей сошел «Дредноут» и броненосцы сразу устарели. Всем стало ясно, что будущее за линкорами. Франция не стала исключением и почти вся её судостроительная программа подверглась сокращению. Так как крейсера-авизо были почти готовы, то было принято решение, достроить их, но новых не закладывать. В 1906г. крейсера получившие имена древнегреческих богов воды и ветра «Тритон», «Нерей», «Эол» и «Ахелой» прошли испытания. От заявленной скорости в 27 узлов пришлось отказаться, тем не менее, крейсера вполне уверено держали скорость 25,7 узлов. «Ахелой» построенный в Рошфоре оказался в Бресте. «Тритон» и «Нерей» из Гавра отправились в Тулон. А «Эол» был переведен в Дакар.

Вторая катастрофа разразилась, после ввода в строй «Новика», стало ясно, что эсминец вполне может, справляться с обязанностями крейсера-скаута. Поэтому дальнейшие разработки над крейсерами-авизо решено было прекратить. Тем не менее французские крейсера вполне успешно, воевали в Первой мировой войне. «Эол» был включен в патруль по поимке немецких крейсеров-рейдеров. «Ахелой» неоднократно охранял французские рыболовные флотилии. И погиб в 1916г., торпедированный немецкой подводной лодкой. «Тритон» и «Нерей» прикрывали десанты союзников в Дарданельской операции. А после гибели «Ахелоя», «Тритона» перевели Брест. «Эол» был перебазирован на Мартинику. После Первой мировой войны «Тритон» стал учебным судном. (разобран в 1927г.) «Нерей» попытались модернизировать, сняв с него два орудия и установив ТА. Но проект оказался неудачным, и крейсер перевели в Дакар, в качестве стационара, где он тихо развалился. У «Эола» судьба оказалась несколько более счастливая. Его вернули во Францию и переделали в минопостановщик, он прослужил до 1932г.

Маленький французский крейсер

Водоизмещение — 2450 тонн. Размерения (ДхШхО): 101,2х10,7х5,2 м. СУ: 2ПМ, 8 ПК, 15380 л.с. Макс. скор – 25,0 уз. Дальность — 3700 миль (10 узлов). Броня: палуба — 25 мм., борт в районе машин – 38 мм.. Вооружение: ГК – 6х1х138,6 мм. 4х1х8 мм. 2х355 мм. ВТА. Запас топлива: 420 тонн угля.

 

 

 

 

 

Андрей Толстой
Подписаться
Уведомить о
guest

47 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account